Контрольная работа по истории экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:58, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время Германия является одной из ведущих стран в Мировой экономике. Экономика Германии представляет собой социально-рыночную модель хозяйствования. Эта модель сформировалась в послевоенное годы и имеет место в наши дни. Своим образованием она обязана проведением политики неолиберализма ведущими экономистами Германии послевоенных лет. Одним из них был Л. Эрхард, приверженец рыночной экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
I Неолиберальная экономическая концепция……………………………4
II. Послевоенное восстановление экономики Германии………………..6
Германский неолиберализм…………………………………………….....6
1. Послевоенное положение Германии ………………………………….6
2. Планы послевоенного восстановления экономики Германии
и их реализация:……………………………………………………………8
2.1. План Маршалла ……………………………………………………….8
2.2. Реформы Л. Эрхарда………………………………………………….10
Ш. Итоги проведения реформ Л. Эрхарда……………………………….18
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………..21

Файлы: 1 файл

Кр по ИЭУ.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, к 1948 году Германия оказалась  расколотой политически и несостоятельной  экономически. Товары, приток которых  и без того был скуден, в основном оседали на складах и лишь незначительная их часть попадала на рынок. Неимоверно разбухшая (в 5 раз) денежная масса - следствие главным образом безудержного финансирования военных проектов - не давала никакой возможности проводить разумную валютно-финансовую политику. Хотя путем тотального рационирования, замораживания цен и заработной платы кое-как удавалось сохранять внешний порядок, все попытки обуздать инфляцию (600% к довоенному уровню) при замороженных ценах были обречены на провал и экономика впала в примитивное состояние меновой торговли. Процветал черный рынок и бартерный обмен. Ухудшению экономического положения способствовал приток в западные зоны оккупации беженцев из восточной зоны и стран Восточной Европы6

       2. Планы послевоенного восстановления  экономики Германии

 

                                           2.1. План Маршалла

В рамках наметившейся ориентации Запада на восстановление экономики Германии был разработан план, который Джордж Катлетт Маршалл, тогдашний госсекретарь США, огласил 5 июня 1947 г. Программа восстановления Европы, названная впоследствии Планом Маршалла, была принята Конгрессом США в 1948 году. 7 Этот план предусматривал помощь странам Европы, пострадавшим от войны, в виде кредитов, оборудования, технологии. План был рассчитан на 4 года, общая сумма ассигнований, выделенных в рамках экономической помощи странам Европы составила с апреля 1948 по декабрь 1951 около 12.4 млрд. долл., из которых основная часть пришлась на Великобританию (2.8 млрд. долл.), Францию (2.5 млрд. долл.), Испанию (1.3 млрд. долл.), Западную Германию (1.3 млрд. долл.), Голландию (1.0 млрд. долл.).

Следует отметить, что реализация плана Маршалла столкнулась с  определенной оппозицией в США. Даже через год после начала выполнения Программы Маршалл критиковал своих  сотрудников за то, что они работают слишком медленно и даже не начали ещё практических действий. Для того, чтобы провести план Маршалла через конгресс правительству пришлось проделать колоссальную работу. Многие депутаты, как и народ, были против финансовой помощи Европе. Сотрудники Маршалла проводили лекции, показывали фильмы о разрушениях в Европе. Устраивали своего рода экскурсии за океан для конгрессменов из числа сомневающихся. Любопытно, что одним из таких депутатов был Ричард Никсон. После поездки в Европу он повернул на 180 градусов и стал горячо поддерживать идею Маршалла.

Хотя план Маршалла и не был единственной движущей силой послевоенного восстановления, всё же он стал важным стимулом, побудившим свершить то, что вначале казалось невозможным. Прошло всего несколько  лет, и производство сельскохозяйственной и промышленной продукции превысило довоенный уровень.

Важной особенностью плана Маршалла была принципиально новой схеме  расчётов по кредитам, которая вела к многократному увеличению задействованных  средств. Например, немецкий завод заказывал  какие-то детали в США. Однако американский изготовитель этих деталей получал доллары за них не от заказчика, а из правительственного фонда плана Маршалла. Заказчик же вносил эквивалент в немецких марках в специально созданный европейский фонд. В свою очередь, из средств этого фонда финансировались долгосрочные льготные кредиты предприятиям для новых инвестиций. В конечном счёте, по мере возврата предприятиями своих долгов, средства фонда позволили европейским государствам расплатиться и с США.8

План Маршалла преследовал три  основные цели: во-первых, он побуждал европейские страны возобновить политическое и экономическое сотрудничество и усиливал их интеграцию в мировую экономику. Во-вторых, он позволял им закупать сырьё и оборудование в странах с твёрдой валютой. В-третьих, этот план одновременно представлял собой программу государственной поддержки экономики самих Соединённых Штатов, поскольку стимулировал американский экспорт.

Первоначально планы Джорджа Маршалла предусматривали возможность - пусть  даже чисто теоретическую - предоставления американской помощи и государствам Восточной Европы и Советскому Союзу. Но на практике вряд ли кто-нибудь рассчитывал, что в Москве согласятся на условия «империалистов». Правда, министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов прибыл 27 июня 1947 года в Париж на конференцию трёх держав по приглашению Франции и Великобритании. Однако он отказался участвовать в осуществлении плана Маршалла, заявив, что такое участие поставило бы под угрозу советский суверенитет. Так план Маршалла превратился в программу восстановления исключительно западной части Европы. Он закрепил принадлежность ФРГ к западному лагерю и одновременно способствовал углублению уже наметившегося раскола между Востоком и Западом по всему миру. ГДР тоже не досталось ни цента из американских кредитов. Напротив, Советский Союз демонтировал для собственных нужд изрядную часть уцелевшего на востоке Германии промышленного оборудования.

ФРГ официально стала одной из стран-участниц плана Маршалла 15 декабря 1949-го года, то есть вскоре после своего основания, и участие ее продолжалось до конца действия плана.

Вклад Джорджа Маршалла в восстановление экономики Европы после второй мировой  войны стал основанием для присуждения  ему Нобелевской премии мира в 1953 году.9

                                      2.2. Реформы Л. Эрхарда

Важнейшей фигурой, с которой традиционно  связывают экономическую сторону  успеха послевоенного восстановления Германии, был Людвиг Эрхард (1897-1977).10

Известный немецкий экономист, он был  директором Института экономических  исследований в Нюрнберге до 1942 года, затем возглавлял Институт исследований промышленности. В 1945 году, будучи министром экономики земли, Бавария, Эрхард был привлечен союзными властями к разработке программ экономического возрождения Германии, а 2 марта 1948 года Эрхард был назначен директором Управления по экономике Объединенной экономической зоны.

По своим экономическим взглядам Эрхард был приверженцем рыночной экономики. Высококвалифицированный ученый-экономист, он еще в годы войны убедился в пагубности методов финансовой и хозяйственной политики национал-социализма, включавшей в себя все основные атрибуты командной системы: планирование «сверху», административное распределение ресурсов, жесткий контроль над ценами, диктат крупнейших производителей-монополистов, разросшийся до гигантских размеров военный сектор в промышленности. Эрхард называл такую экономику "принудительной".

Ключевые положения экономической  философии самого Эрхарда сводились  к следующему:

1. «Принудительная» экономика не может быть эффективной никогда, нигде и ни в какой форме. Альтернатива командной системе одна, и другой в природе не существует. Это рыночная экономика, основанная на свободе, конкуренции и взаимной ответственности граждан и государства.

2. Демонтаж командной системы и замена ее рыночной не могут быть растянуты во времени, поскольку законы функционирования обеих систем являются взаимоисключающими, а попытки сидеть между двумя стульями - худшая политика, которая может привести только к окончательному хаосу и полной дезорганизации экономики. «Критическую массу» рыночных преобразований надо проводить быстро, решительно и последовательно.

3. Восстановление жизнеспособной денежной единицы - не закономерный итог заключительного этапа реформ, а отправная точка и необходимая предпосылка успешного продвижения к цели. Инфляционная «накачка» экономики, какими бы благими целями она ни оправдывалась, всегда контрпродуктивна по своим конечным результатам.

4. Государство обязано активно  вмешиваться в экономический  процесс. Но направление, характер и способы такого вмешательства должны ориентироваться на поддержку свободного рынка, на защиту рынка от социального популизма и иждивенчества.

5. Социальная функция государства  заключается не в том, чтобы  «поровну распределять нищету», а, прежде всего в том, чтобы обеспечить условия для эффективного производства. Прежде чем что-то распределять, надо это «что-то» произвести. Что же касается самого распределения, то здесь главная задача государства - забота о слабых. Для тех же, кто в силах позаботиться о себе сам, оно обязано создать необходимые условия.

После вступления в должность он изложил свою экономическую программу, стройную Концепцию хозяйственной политики, основанной на свободе и ответственности: «Экономическая работа должна иметь ясные цели. Необходимо сделать экономику предсказуемой; с помощью получаемых по плану Маршалла средств добиться длительного стабильного оживления. При тяжелом материальном разрушении экономики было бы разумно начать обновление вещного производственного капитала для обеспечения высокой производительности труда, однако, эта политика будет нереальной, если она будет рассматривать трудящегося человека лишь как вещный фактор. Повышения производительности труда следует добиться стимулированием производства потребительских товаров.11

Экономика - не бездушный  механизм, она держится живыми людьми с их сугубо индивидуальными интересами, поэтому конечной целью всякого хозяйствования может быть только потребление. В виду ограниченности материальных средств любые капитальные затраты возможны только благодаря скрытому отказу от потребления. Почти чудом, благодаря дисциплине немецкого народа, стало столь длительное сохранение в условиях рационирования и замораживания цен экономической структуры и внешнего порядка. В ближайшее время предстоит денежная реформа, которая должна в равной мере учитывать экономические и социальные требования. Решение должно быть не в разделе массы, а в распределении всех народнохозяйственных доходов с учетом идеи выравнивания. Денежная реформа будет иметь судьбоносное значение. Также необходимо заблаговременно разработать программы занятости населения. После денежной реформы простор человеческой воли и самоутверждения откроет возможности для развертывания добросовестной конкуренции.

Замораживание цен в  централизованно управляемой экономике  сделало возможной бесхозяйственность и эксплуатацию всех трудящихся. Свободное ценообразование необходимо для восстановления свободного товарообмена. Чтобы избежать социальных трудностей, можно сохранить на переходный период некоторые цены фиксированными, однако, чтобы вернуть моральное здоровье обществу, не должно быть никаких компромиссов. Только так можно довести денежную реформу до конца. Свободное ценообразование также становится необходимым для восстановления свободного товарообмена с остальным миром на прочной межвалютной основе.

План Маршалла построен таким образом, что не только обеспечивает импорт товаров в Германию, но и создает основу для новой капиталовооруженности. Весь субсидируемый импорт после продажи товаров немецким производителям или потребителям образует многомиллиардный фонд в немецкой валюте, который, поскольку речь идет о кредитах, ввиду их долгосрочного характера первое время можно не переводить за границу.

В первый год осуществления  плана Маршалла для соблюдения баланса  ввоза и вывоза в экспорте будет  преобладать вывоз сырья. В экспорте предварительная выдача лицензий должна быть заменена на последующий контроль за сдачей в банк иностранной валюты. В импорте необходимо ввести валютные сертификаты таким образом, чтобы внешнеторговые банки могли открывать аккредитивы.12

Необходимость поддерживать в силу внешних причин дуализм централистской экономики и экономики с федеральной структурой означает противоречие хозяйственной политики в самой себе, ибо децентрализованное плановое хозяйство невозможно. Это противоречие снимется передачей органам самоуправления большей экономической самостоятельности, а государство после проведения денежной реформы займется проведением внешнеэкономических, высших целей, определение которых есть дело государственной политики».

Таким образом, основными  элементами предложенной Л. Эрхардом модели развития «социального рыночного хозяйства» были:

-  целевая установка – высокий уровень благосостояния всех слоев населения;

-  путь достижения цели – свободная рыночная конкуренция и частное предпринимательство;

-  ключевое условие достижения цели – активное участие государства в обеспечении предпосылок и условий конкуренции.

В качестве первого шага на пути преобразований, в июне 1948 года в объединенной западной зоне оккупации  была осуществлена денежная реформа. (следует  отметить, что фактически одновременно реформа была проведена и Советской зоне). Именно проведение денежной реформы было главной программной целью Эрхарда как конкретная технико-финансовая мера выхода из социально-экономического хаоса и дальнейшего перехода к рыночной экономике. При этом денежная реформа неразрывно связана с экономической и не имеет без последней никакого смысла: «Денежная реформа осталась бы единичной акцией, если бы она не основывалась на здоровой базе действительно органического выравнивания, и остались бы закрытыми все те краны, которые поставило ошибочное частное и государственное планирование. Замораживание цен предлагает лишь предлог для известной, ведущей к хаосу политики».

По мысли Эрхарда, существует и глубокая связь с социальной реформой: «Мы имеем самое антисоциальное хозяйство, которое только может быть, ибо кто работает—получает ничто, «деньги», с которыми не может ничего предпринять... Когда существует функционирующая валюта, центральное хозяйствование практически невозможно». При этом, с социальной точки зрения, денежная реформа обязана вернуть доверие к денежной единице, а для этого она должна была что-то дать каждому, то есть по отношению к населению эта реформа не могла быть рестрикционной. Эрхард постоянно подчеркивал, что никакое государство не в силах создать такой запас (хотя государственный резерв также необходим), что единственный способ материального обеспечения денежной реформы — одновременное с ней освобождение цен, подкрепленное последовательностью экономической политики, направленной на переход к рыночной экономике. При этом Эрхард опирался на собственные исследования 1931 г., когда он предлагал для выхода из кризиса: «Мы должны пойти на то, чтобы последние потребительские программы отдать рынку... и на стороне инвестиций защищать только то, что, безусловно, требует поддержки».

Информация о работе Контрольная работа по истории экономических учений