Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:55, контрольная работа
1. Что такое совокупный спрос? Какие факторы его определяют?
2. Что такое совокупное предложение? Какие факторы его определяют?
3. Каким образом достигается макроэкономическое равновесие в модели AD — AS?
4. Какие факторы определяют расходы населения на потребление?
5. Что такое мультипликатор? Как возникает мультипликационный эффект?
Вариант 2
Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.
Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. При отсутствии сильной инфляции и ограничений со стороны производства рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятость, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост AD вызовет не столько увеличение объема выпуска, сколько рост цен.
В структуре AD можно выделить:
-
спрос на потребительские
-
спрос на инвестиционные
- спрос на товары и услуги со стороны государства;
- спрос на экспорт со стороны иностранцев.
Кривая совокупного спроса
(AD) показывает комбинации уровня цен
и уровня выпуска, при которых
рынки товаров и рынки активов
одновременно находятся в равновесии.
Её легко получить из модели IS-LM. Обратимся
сначала к графическому выводу кривой
совокупного спроса. Зафиксировав цены
на уровне P0, найдем соответствующий
равновесный доход Y0 и изобразим
эту точку в осях Y-P. Рассмотрим
более низкий уровень цен P’ (P’<P0).
Падение цен приводит к росту
реального предложения денег
и сдвигает кривую LM вправо, что ведет
росту равновесного дохода. Итак, более
низкому уровню цен P’ соответствует
более высокий уровень
Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Эту зависимость можно получить из уравнения количественной теории денег:
MV = PY, P = MV/ Y, Y = MV/ P.
Отрицательный наклон кривой AD объясняется так: чем выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств (M/ P), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос. Кривая строится при условии фиксированного предложения денег и скорости их обращения.
К неценовым факторам, влияющим на AD, относится все, что воздействует на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы и чистый экспорт. Это: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги и % ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, предложение денег и скорость их обращения.
Совокупное предложение (ВВП, ВНП) – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике, в стоимостном выражении.
Кривая AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Неценовыми факторами AS являются изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д. Это отражается сдвигом кривой AS.
Зависимость м/у уровнем цен и объемом ВНП является прямой (положительной). Более высокие цены сохраняют стимулы для производства дополнительного количества товаров. Кривая отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства.
Горизонтальный отрезок кривой
характеризует состояние
Фирмы могут приобрести факторы по твердым ценам, что позволяет сохранить производственные издержки на прежнем уровне, не повышать цены на товары. Горизонтальный отрезок кривой называется кейнсианским. Кейнс впервые в 30-х гг. доказал возможность и необходимость расширения общественного производства при неизменности уровня цен на ресурсы и продукцию. Он утверждал, что снижение цен и зарплаты не ведет к ослаблению спада реального объема производства и занятости.
Допустим, что для достижения max объема производства на горизонтальном отрезке кривой AS были задействованы значительные ресурсы. Дальнейшее наращивание производства возможно лишь при условии привлечения дополнительных свободных ресурсов, которые обладают меньшей степенью отдачи. Это вызовет рост издержек производства, а затем и цен. Подъем цен открывает возможность вовлечения все менее и менее эффективных ресурсов, что будет обусловливать снижение народнохозяйственного уровня рентабельности общественного производства. Поэтому на промежуточном отрезке кривой AS увеличение реального ВНП в среднесрочном периоде сопровождается ростом цен.
Дальнейшее наращивание
Состояние национальной экономики, при
котором существует совокупная пропорциональность
между: ресурсами и их использованием;
производством и потреблением; материальными
и финансовыми потоками, – характеризует
общее (или макроэкономическое) экономическое
равновесие (ОЭР). Другими словами, это
оптимальная реализация совокупных
экономических интересов в
Графически макроэкономическое равновесие будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS и пересечение их в некоторой точке. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения (AD – AS) дает характеристику величины национального дохода при данном уровне цен, а в целом – равновесие на уровне общества, т. е. когда объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее. Эта модель макроэкономического равновесия базовая. Кривая AD может пересечь кривую AS на разных участках: горизонтальном, промежуточном или вертикальном. Поэтому различают три варианта возможного макроэкономического равновесия.
Точка Е3 - это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т. е. без инфляции. Точка Е1 - это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е2 - это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией.
Рассмотрим, как устанавливается равновесие при пересечении кривой совокупного спроса кривой совокупного предложения на промежуточном участке в точке Е.
Пересечение кривых определяет равновесный
уровень цен РЕ и равновесный
уровень национального
Конкуренция среди покупателей за возможность приобрести данный объем производства окажет повышающее влияние на уровень цен. В сложившейся ситуации вполне естественной реакцией производителей на повышение уровня цен будет увеличение объема производства. Совместными усилиями потребителей и производителей рыночная цена при отмеченном росте объема производства начнет повышаться до величины РЕ, когда реальные объемы покупаемого и производимого национального продукта будут равны и в экономике наступит равновесие.
Существует много факторов, которые влияют на уровень потребительских расходов.
1. Уровень текущего дохода. Общий объем потребления, как правило, зависит от общего объема дохода. Роль психологического фактора, влияющего на потребление, описывается Дж.М.Кейнсом так: “Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только “apriori”, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход”. (Дж.М.Кейнс, “Общая теория занятости, процента и денег”). Соотношение между потреблением и вызываемым им изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению (MPC - marginal propensity to consume):
MPC = ΔC / ΔYd, где
MPC - предельная склонность к потреблению;
ΔC - прирост потребительских расходов;
ΔYd - прирост располагаемого дохода.
Средняя склонность к потреблению - (APC - average propensity to consume) - доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства расходуют на потребительские товары и услуги.
АPC = C / Yd, где
АPC - средняя склонность к потреблению;
C - прирост потребительских расходов;
Yd - величина располагаемого дохода.
Простейшая функция
C = a + b(Y - T), где
С - потребительские расходы;
а - автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода;
b - предельная склонность к потреблению;
Y - доход;
Т - налоговые отчисления;
(Y - T) - располагаемый доход Yd (доход после внесения налоговых отчислений).
2. Усилия по продаже (реклама). Факт, что увеличение общего совокупного спроса на какой либо один товар или группу товаров может возникнуть просто за счет снижения спроса на другие товары, порой не принимается во внимание теми, кто превозносит достоинства рекламы и прочих усилий по продаже как средств увеличения совокупного спроса. Тем не менее, весьма возможно, что увеличение или уменьшение объема усилий по продаже может влиять на совокупный объем потребительских расходов при данном уровне доходов.
3. Уровень благосостояния (богатство). Объем богатства оказывает важное влияние на потребление. Если исходить из гипотезы снижения предельной полезности, то очевидно, что чем больше первоначальный объем богатства, тем ниже его предельная полезность. Поэтому с ростом богатства уменьшается склонность снижать потребление ради увеличения будущего богатства. При прочих равных условиях чем большими сбережениями обладает человек, тем меньше его желание больше накоплять (чем выше уровень благосостояния, тем выше потребительские расходы).
. Ожидания. Ожидания по поводу движения уровня цен и объемов производства также способны оказать определенное влияние на формирование потребления. Так, ожидания повышения цен могут стимулировать текущее потребление, и наоборот.
. Налоги. Налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов переместит график потребления вниз. Наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично потребляться. Таким образом, снижение налогов вызовет сдвиг графика потребления вверх.
. Трансферты. Увеличение трансфертов означает увеличение личного располагаемого дохода, а, следовательно, и увеличение потребительских расходов.
. Потребительская задолженность (уровень задолжностей домохозяйств). Можно ожидать, что и уровень потребительской задолженности вызовет у домохозяйств желание направить свой текущий доход, либо на потребление, либо на сбережения. Если задолженность домохозяйств достигла такой величины, что, скажем, 20% или 25% их текущих доходов отчисляется для уплаты очередных взносов по предыдущим закупкам, то потребители будут вынуждены сокращать текущее потребление, чтобы снизить задолженность.
. Ставка процента по потребительскому кредиту. Влияние ставки процента на потребление нельзя определить однозначно ни теоретически, ни эмпирически. Повышение ставки процента увеличивает сегодняшнюю стоимость потребления по сравнению с будущим (эффект замещения). Но если домашнее хозяйство является чистым кредитором, рост ставки процента повышает также его доход в течение всей жизни, что приведет к увеличению потребления.
. Уровень цен. Возрастание уровня цен ведет к смещению графика потребления вниз, а снижение уровня цен - к смещению вверх. Этот вывод имеет прямое отношение к нашему анализу богатства фактора потребления, поскольку изменения уровня цен изменяют реальную стоимость, или покупательскую способность, некоторых видов богатства. Точнее говоря, реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньга, будет обратно пропорциональна изменениям уровня цен. Этот эффект называется эффектом богатства.
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"