Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

1. Что такое совокупный спрос? Какие факторы его определяют?
2. Что такое совокупное предложение? Какие факторы его определяют?
3. Каким образом достигается макроэкономическое равновесие в модели AD — AS?
4. Какие факторы определяют расходы населения на потребление?
5. Что такое мультипликатор? Как возникает мультипликационный эффект?

Файлы: 1 файл

решение варианта 2.2.docx

— 266.06 Кб (Скачать файл)

Отсюда следует заслуживающий  внимания вывод: где бы мы на рис.1 ни проводили (помещали) кривые уровня потребления  мы считаем, что уровень цен постоянный. Это означает, что по оси ординат  на данном графике откладывается  реальный, а не номинальный (денежный) доход после уплаты налогов.

10. Количество потребителей и структурные факторы. К ним относят: среднюю численность семьи, средний возраст глав семей, географические особенности, состав национальных групп общества, расовые особенности, уровень урбанизации и т.п.

11. Психологические факторы. К ним, как правило, относят кейнсианские “мотивы потребления” (удовольствие, недальновидность, щедрость, просчет, хвастовство, экстравагантность).

  1. Что такое мультипликатор? Как возникает мультипликационный эффект?

Мультипликатор, является фактором экономической  стабильности, усиливающим колебания  деловой активности, вызванные изменениями  в автономных расходах. Поэтому одной  из основных задач бюджетно-налоговой  политики является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины MPC (предельной склонности к потреблению).

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (расходы), чтобы снизить равновесный  ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

∆Y= - величина инфляционного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов.

В теории Дж. Кейнса под мультипликатором понимается числовой коэффициент, который показывает зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Эффект мультипликатора в рыночной экономике состоит в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода, который возрастает в гораздо больших размерах, чем первоначальный рост инвестиций. Это является результатом того, что инвестиции помимо первичного эффекта в виде роста национального дохода и занятости вызывают вторичный, третичный и т. д. эффект. Такой нарастающий эффект называется мультипликационным эффектом. Его количественное значение определяется особым числовым коэффициентом – мультипликатором (К), который показывает, в каком соотношении возрастает национальный доход (Y) по сравнению с увеличением размера инвестиций (J при достижении равновесного состояния экономики.

или ΔY = K ΔJ, т. е. мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение национального дохода. 

  1. Какая связь существует между мультипликатором и предельной склонностью к потреблению и сбережению?

С понятием "потребление" тесно  связано понятие "сбережение", под которым обычно понимают ту часть  дохода, которая не потребляется. Основным фактором, влияющим на величину сбережений, также является доход. Функциональная зависимость между ними называется функцией сбережений

,

где  S — сбережения; Y — доход.

Отношение общих сбережений к общему доходу (S/Y) называется средней склонностью к сбережениям.

Для анализа функций потребления  и сбережений используются соответствующие  графики.

График склонности к потреблению  представляет собой изображенное в  форме кривой отношение потребления  к доходу. Этот график строится с  помощью дополнительной линии, проведенной  под углом 45˚. Каждая точка на этой линии указывает на равенство  доходов и расходов.

Кривая С показывает склонность населения к потреблению при различных уровнях дохода. Точка пересечения этой кривой с линией, проведенной под углом 45˚ показывает равновесие потребительских доходов и расходов (точка A ). В том случае, если кривая C лежит над линией 45˚, расходы превышают доходы и имеет место чистое отрицательное сбережение (например, точка B). Если же кривая  C проходит под линией 45˚, то имеет место превышение доходов над расходами, или чистое положительное сбережение (точка D).

График склонности к сбережениям  — это представленное в форме  кривой отношение сбережений к доходу. Каждая точка этой кривой показывает, сколько общество готово сберегать  при каждом данном уровне дохода.

 

Предельная склонность к потреблению  и сбережению -  это отношение  любого изменения в потреблении  к тому изменению в величине дохода, которое привело к изменению  потребления:

MPC = Изменение в потреблении  / Изменение в доходе

Аналогично доля любого прироста (сокращения) дохода, которая идет на сбережения, называется предельной склонностью  к сбережению ( ). — это отношение любого изменения в сбережениях к тому изменению в доходе, которое его вызвало:

MPS = Изменение в сбережении / Изменение  в доходе

  1. Как определяется функция потребления? Дайте ее графическую интерпретацию.

Функция потребления является одной  из важнейших в макроэкономике. Она  показывает соотношение между потребительскими затратами и безналоговым доходом  как в статике, так и в динамике. Функция потребления, которая была введена Кейнсом, основывается на предположении, что существует стабильная эмпирическая взаимосвязь между потреблением и доходом.

Графически функцию потребления  можно рассмотреть так

Если бы потребительские расходы  полностью равнялись доходам, то график функции потребления принял бы форму биссектрисы. В любой  точке биссектрисы потребления  полностью равняется доходу. Точка Б означает нулевое сбережения, полное потребление дохода. Справа от точки Б – зона  чистого сбережения, которая ограничивается кривой потребления и биссектрисой. Размер чистых сбережений всегда измеряется вертикальным отрезком между кривой функции потребления и биссектрисой. Объем потребления определяется расстоянием от оси доходов к кривой функции потребления. Слева от точки Б отрезок АБ означает превышение потребления над доходами, то есть жизнь в долг или за счет предыдущих сбережений. Превышение потребления над доходом является «чистым отрицательным сбережением», его измеряют расстоянием между биссектрисой и кривой функции потребления.

Простейшая функция потребления имеет вид:

C = + MPC , Y

гдеС - потребительские расходы;

- автономное потребление, то есть  некий уровень потребления, который  не зависит от уровня дохода;

MPC- предельная склонность к потреблению  (ПСП);

Y- располагаемый доход;

  1. Как определяется функция сбережения? Дайте ее графическую интерпретацию.

Функция сбережения является зеркальным отражением функции потребления. Функция  сбережения графически изображается так

Графически функцию сбережения изображают, отнимая по вертикали  функцию потребления от линии  биссектрисы. Объем сбережений определяется расстоянием от линии дохода к  кривой функции сбережения. Это расстояние полностью совпадает с расстоянием от кривой потребления к биссектрисе на предыдущем графике. Точка Б на графике так же показывает нулевое сбережения. На  отрезке АБ сбережения домашних хозяйств отрицательные - функция сбережения лежит ниже горизонтальной нулевой линии.

  1. Какие факторы определяют размеры инвестиций?

Факторами, определяющими инвестиции, являются ожидаемая норма чистой прибыли, которую предприниматели ожидают получить в результате расходов на инвестиции (это побудительный мотив инвестирования) и реальная ставка процента.

Инвестиции выгодны до тех пор, пока ожидаемая норма чистой прибыли  больше или равна реальной величине ставки процента.

Сдвиги кривой спроса на инвестиции могут происходить за счет факторов, не связанных с процентной ставкой. Рассмотрим факторы, увеличивающие  доходность инвестиций (ожидаемую) и  смещающие кривую вправо или влево:

а) издержки на приобретение, эксплуатацию оборудования – при их увеличении нормативно чистая прибыль (НЧП) уменьшается  и, следовательно, сдвигает кривую влево;

б) налоги на предпринимателя –  при возрастании налогов нормативно чистая прибыль уменьшается, что  приводит к сдвигу кривой влево;

в) технологические изменения –  передовые технологические изменения  смещают кривую спроса вправо;

г) наличный основной капитал (производственные мощности) – излишние производственные мощности смещают кривую инвестиций влево, если уже есть достаточное  оснащение основными производственными  фондами (ОПФ).

На практике инвестиции зависят  также и от ВНП. Эта зависимость  определяется двумя причинами:

а) при возрастании ВНП возрастает прибыль, а крупные инвестиции финансируются  из предпринимательской прибыли;

б) если ВНП мало, следовательно, мало производство, оборудование простаивает, нет стимула для закупки нового оборудования.

Инвестиции – самый нестабильный компонент в общих расходах. Анализируя динамику инвестиций и ВНП, можно  сказать, что инвестиции намного  более нестабильны, чем ВНП. Это  определяется следующими причинами:

1. Продолжительные сроки службы. Морально и физически устаревшее  оборудование можно:

- заменить, т.е. модернизировать,  что увеличит инвестиции;

- отремонтировать и еще пользоваться, что не увеличит совокупные  инвестиции.

2. Нерегулярность крупных инноваций.  НТП – главный стимул к инвестированию, но крупные нововведения бывают  нечасто. Когда это бывает –  инновации резко растут, а потом  стабилизируются.

3. Изменчивость прибылей. Прибыль  предпринимателей – основной  источник для инвестиций. Кроме  того, источниками инвестиций являются  внешняя задолженность и выпуск  акций. Изменчивость прибыли приводит  к изменениям инвестиций.

4. Изменчивость ожиданий. На уверенность  предпринимателей (оптимизм, пессимизм)  вкладывать инвестиции влияют:

- политические события, новое  законодательство;

- демографические факторы (рост  населения, увеличение спроса  на рынке);

- климат на фондовой бирже  (например, повышение курса акций  приводит к росту оптимистических  ожиданий будущего).

5. Циклические колебания ВНП.

  1. Как определяется равновесие между инвестициями и сбережениями в модели «сбережения — инвестиции» (S — I)?

Модель  IS – LM (инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности – деньги) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая выявить экономические  факторы, определяющие функцию совокупного  спроса. Модель позволяет найти такие  сочетания рыночной ставки процента (R) и дохода (Y), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Она является конкретизацией модели AD-AS.

Кривая IS – кривая равновесия на товарном рынке. Чем ниже ставка %, тем выше уровень дохода. Под влиянием увеличения государственных расходов или снижения налогов кривая IS смещается вправо.

Кривая LM – кривая равновесия на денежном рынке. Она фиксирует все комбинации Y и R, которые удовлетворяют функции  спроса на деньги при заданной Центральным  Банком величине денежного предложения (Ms). Во всех точках кривой спрос на деньги равен их предложению.

На кривой LM – чем выше уровень  дохода, тем выше ставка процента. Увеличение предложения денег или снижение уровня цен сдвигает кривую LM вправо. Равновесие в модели достигается  в точке пересечения кривых IS и LM.

  1. В чем особенность подхода к анализу макроэкономического равновесия в модели совокупных расходов и доходов (Кейнсианский крест)?

Чтобы избежать значительных потерь от спада производства, необходима активная государственная политика по регулированию совокупного спроса. Поэтому теорию Кейнса называют теорией совокупного спроса.

Фактические инвестиции включают в  себя как запланированные, так и  незапланированные инвестиции. Последние  представляют собой непредусмотренные  изменения инвестиций в ТМЗ. Они  приводят в соответствие фактические  величины сбережений и инвестиций и  устанавливают макроэкономическое равновесие.

Планируемые расходы представляют собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний  мир планируют истратить на товары и услуги.

Реальные расходы отличаются от планируемых тогда, когда фирмы  вынуждены делать незапланированные  инвестиции в ТМЗ в условиях неожиданных  изменений в уровне продаж.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"