Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:52, контрольная работа

Описание работы

1. Особенности ценообразования в условиях несовершенной конкуренции
2. Предпринимательство: понятие, сущность
3. Антимонопольное законодательство ФЗ «О защите конкуренции»
4. Организационно-правовые формы предприятий

Файлы: 1 файл

seminar.docx

— 52.70 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Особенности ценообразования в условиях несовершенной конкуренции

Если на рынке существуют продавцы или покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то такая  конкуренция уже имеет форму  несовершенной конкуренции. В зависимости  от степени контроля за ценами в условиях несовершенной конкуренции можно выделить такие её формы, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополия – тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами:

  • На рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;
  • Нет близких знаменателей продукта монополиста;
  • Барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.

Барьеры для входа в отрасль  могут возникнуть вследствие различных  причин:

  • Исключительные права, получаемые от правительства, примером может служить разрешение на установку кабельного телевидения одной фирме и т.д.,
  • Имеющиеся патенты и авторские права, которые могут обеспечивать монопольные позиции лишь на ограниченное число лет;
  • Контроль со стороны монополиста всего предложения, какого – либо производственного ресурса, примером может служить алмазная компания De Beers, которая контролирует 85% реализуемых алмазов и т.д.;
  • Необходимость осуществления больших одновременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя вернуть, так как это часто затраты на создание специализированного оборудования;
  • Высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков.

В отличие от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и цену, выбирая точку на кривой отраслевой спроса.

Спрос на продукт монополиста.

В условиях совершенной конкуренции  это также имеет место: по мере расширения производства в отрасли  цена снижается. Но при этом каждый производитель в отдельности  не может предотвратить снижение цены, он может только увеличить  выпуск и при сложившейся цене получить доход, прежде чем цена снизится в очередной раз.

Монополист самостоятельно устанавливает объём и цену, поэтому, чтобы не допустить превышение потерь от снижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, он каждый раз должен сравнивать при  расширении производства общий доход  от реализации «n» единиц продукции с общим доходом от реализации «n+1» единиц продукции, то есть он следует за величиной предельной выручки. Для монополиста величина предельной выручки меньше цены продукции, и поэтому линия величина предельной выручки лежит ниже D, причем линия предельной выручки в два раза круче линии спроса.

Политика государства  по отношению к монополиям заключается, прежде всего, в разработке и применении антимонопольного законодательств, то есть системы законов, направленных на предотвращение монополизации рынков.

Однако вопрос об отношении  к монополии остаётся дискуссионным  среди экономистов. Защитники и  сторонники монополий считают, что  только крупное производство имеет  больше стимула и возможностей для  внедрения нововведений. Критикуя рассмотренную  модель, они отмечают, что в ней  сделано серьёзное допущение  о равенстве затрат в случаях  совершенной конкуренции и монополии. Однако, как правило, объединение  нескольких фирм в одну приводит к  снижению затрат за счет создания единых служб снабжения, сбыта и других. Кроме того, возможен такой характер отдачи от масштаба производства, что  эффективный объём выпуска одного предприятия окажется равным конкурентному объёму или даже больше его. Такая ситуация наблюдается часто при естественных монополиях.

В то же время «противники» монополии отмечают дополнительные затраты её по искусственному поддержанию  барьеров на вход в отрасль, которые  с точки зрения общества вряд ли являются целесообразными, а также и то, что отсутствие конкуренции неизбежно ведёт к росту затрат и неэффективности в управлении.

Таким образом, общим вердиктом  экономической науки является вывод  о том, что монополия менее  предпочтительна для общества, чем  совершенная конкуренция, поэтому  необходимо регулировать её деятельность, чтобы снизить величину общественных потерь.

При рассмотрении монополии  необходимо различать три её вида: закрытые монополии, которые имеют  юридическую защиту от конкурентов; естественные монополии, которые защищены эффектом экономии в масштабах производства; открытые монополии, которые не имеют  какой-либо специальной защиты от конкурентов. С первой и последней всё понятно, а с естественной монополией стоит разобраться.

Естественная монополия и её регулирование.

Существуют ситуации, в которых  меры по предотвращению сосредоточения производства какой-либо продукции  или услуг на одном предприятии  экономически нецелесообразны. Одна из таких ситуаций – это естественная монополия, которая выделяется в  особую категорию, возникновению чего способствует рост отдачи от масштаба производства. Характерным признаком  естественной монополии является снижение средних затрат длинного периода вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. При этом принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях приводит к росту суммарных затрат на выпуск продукции.

Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.

Разобравшись в особенностях крайне несовершенной формы конкуренции, какоё является монополия, следует  выяснить специфику тех рыночных структур, которые занимают промежуточное  положение между совершенной  конкуренцией и монополией.

Могут существовать и промежуточные  модели, которые не являются полностью  конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются  гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени  происходят многократные разделения или  слияния, что в конечном результате приводит к конкуренции сильных  соперников.

А.Маршалл из-за нежелания провести разграничение между совершенной  и менее совершенной конкуренцией практически задержал развитие и  теории конкуренции, и теории монополии.

В этом случае на рынке действует  большое количество продавцов, производящих разнообразную продукцию, и возможно появление новых продавцов. Вступление конкурентов в отрасль достаточное  свободное.

В условиях монополистической конкуренции  фирмы обладают некоторым контролем  над ценой. В отличие от условий  совершенной конкуренции, каждый отдельный  производитель, изменяя объём производимой продукции, может повлиять на цену своего товара. Это возможно если конкурирующие  фирмы продают не стандартизированный  товар. Возможности дифференциации товара по качеству, внешнему виду, репутации (товарному знаку) и прочим характеристикам дают возможность каждому продавцу меру монопольной власти над ценой.

Спрос на продукцию в условиях монополистической  конкуренции отражает кривая спроса. Она показывает суммарный объём продукции, представляемый фирмой при каждом значении цены. Подобно кривой спроса фирмы-монополиста кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции является также убывающей. Но она намного более эластична, чем кривая спроса производителя-монополиста, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса в условиях монопольной конкуренции. Что же касается кривой предельного дохода в этих условиях, то она лежит ниже кривой спроса производителя, и её наклон также будет составлять половину угла наклона последней.

На краткосрочном временном  интервале в условиях монопольной  конкуренции фирмы будут выбирать цену и объём выпуска, максимизирующие прибыль и минимизирующие убытки, также исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Сходная ситуация имеет место и на долгосрочном временном интервале. Максимизация прибыли в этом периоде в условиях монополистической конкуренции предполагает объём выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.

Завершая краткий анализ рыночного  поведения фирм в условиях конкуренции, следует также обратить внимание на эффективность распределения  и использования ресурсов. В этих условиях производится несколько меньший, чем наиболее эффективный объём  продукции. Это означает, что имеет  место недоиспользование ресурсов для производства товаров и установления несколько более высокой цены. Иначе говоря, издержками монополистической  конкуренции являются избыточные производственные мощности и недопроизводство необходимой  обществу продукции. Но чем острее проблема избытка производственной мощности, тем шире диапазон потребительского выбора. Монополистическая конкуренция  связана с приспособлением продукта к потребительскому спросу, а потребительского спроса – к продукту. Такое приспособление является компенсирующим моментом монополистической конкуренции, но максимальная производственная эффективность все-таки не достигается.

Завершить рассмотрение рынка несовершенной  конкуренции необходимо анализом олигополии. Олигополия – рыночная структура, состоящая  из небольшого числа фирм, причем по крайней мере, некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. Товар, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным, и стандартизованным. На олигополистическом рынке фирмы, обладающие большими долями в общем, выпускаемом количестве товара, обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля. Коэффициент концентрации – простейший показатель, измеряющий концентрацию рынка. Он показывает процент продаж приходящихся на данном отраслевом рынке на долю четырёх (или восьми) крупнейших фирм. Индекс Герфиндаля позволяет учесть степень влияния доминирующей фирмы. Этот индекс рассчитывается путём возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов: Н=р + р + ... р

Следует обратить внимание, что олигополистическое поведение на рынке подразделяется на олигополию, основанную на соглашении, и олигополию доминирующей фирмы.

Соглашение предполагает согласование между несколькими фирмами о  разделе рынка и ценах. Выделяют открытое соглашение и тайное или  молчаливое соглашение. Если соглашение является открытым и оформленным  и вовлекает всех или большую  часть производителей на рынке, его  результатом является картель. Его  цель – максимизировать прибыль  путём фиксации цен и ограничения  объёмов выпуска продукции. Но поскольку  открытое соглашение в настоящее  время является незаконным в большинстве  стран (согласно антитрестовским законам), то олигополисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству, исключающему открытое соглашение, к согласованию без соглашения.

 

  1. Предпринимательство: понятие, сущность

Предпринимательство – это  самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,

направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Определения понятия "предпринимательство" в разных источниках разнообразны, но можно выделить главные принципы:

  • Личный интерес предпринимателя, стремление к получению прибыли
  • Творчество, новаторство
  • Проявление инициативы, активная деятельность
  • Планирование чего-то нового, разработка и внедрение новых идей, организованность
  • Различие собственника и инвестора от функций предпринимателя, т. е. лицо, которое вкладывает свои деньги в какое-либо предприятие, ещё не является предпринимателем, необходимо также принимать активное участие в деятельности предприятия.
  • Риск, ответственность

Миссия предпринимательства - создание богатства для себя и  общества в целом.

В область предпринимательства  включаются:

1. предприниматели - владельцы  предприятий, менеджеры, не являющиеся  собственниками фирм, и организаторы  бизнеса, сочетающие в одном  лице владельца и управляющего;

2. предпринимательская инфраструктура  страны, действующие институты рыночной  экономики: банки, биржи, страховые  компании, консультативные фирмы  и т.п.;

3. предпринимательская этика  и культура, предпринимательский  дух общества.

Уникальность предпринимательского потенциала в том, что благодаря  ему приходят во взаимодействие остальные экономические ресурсы – труд, капитал, земля, наука.

С максимальной эффективностью (для себя и, как следствие, для  общества)использовать все       прочие производственные ресурсы, стимулировать экономический рост может инициатива, риск и умение предпринимателей.

Эффективность реализации этого  ресурса зависит:

1. от законодательной  базы, регулирующей экономическую  деятельность;

2. от качества ресурса  – квалификации и уровня образования,  степени ответственности и инициативы, профессионализма, уровня культуры, этики, чувства социальной ответственности  за свои поступки. Предпринимательство  имеет специфическую оплату –  прибыль. Прибыль – плата за  организаторские способности по  объединению и использованию  экономических ресурсов, за риск  убытков от использования этих  ресурсов, за хозяйственную инициативу (инновации) и монопольную рыночную  власть.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"