Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

1. Раскройте содержание вопроса. Экономические блага и их классификация.
2. Ответьте на вопрос. Почему в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства?
3. Решите задачу. Функция спроса на данный товар Fd=10-Р, функция предложения Fs=-5+2Р, где Р – цена за единицу товара. Изобразить линию спроса и предложения. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 32.79 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный
инженерно-экономический  университет»

 

Кафедра экономической теории и национальной экономики

Контрольная работа № 1,2 по дисциплине

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Выполнил _______________________________________________________

(Фамилия И.О.)

студент _______ курса ________ специальность ______________________

                                             (срок обучения)

группа ___________ № зачетной книжки ____________________________

Подпись ________________________________________________________

Преподаватель ___________________________________________________

(Фамилия И.О.)

Должность ______________________________________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка ____________________ Дата ________________________________

 

Подпись ______________________________________________________

 

 

Санкт-Петербург

2012

Контрольная работа №1

Вариант 3  (Для студентов, фамилия которых начинается с букв К, Л, М, Н).

 

1. Раскройте содержание  вопроса. Экономические блага  и их классификация.

2. Ответьте на вопрос. Почему в условиях рыночной  экономики необходимо вмешательство  государства?

3. Решите задачу. Функция  спроса на данный товар Fd=10-Р, функция предложения Fs=-5+2Р, где Р – цена за единицу товара. Изобразить линию спроса и предложения. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.

 

Ответы:

 

  1. Экономические блага - это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями. Они включают в себя две категории: товары и услуги. Основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет экономических благ, т.е. тех благ, объем которых: 
     1) недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере; 
     2) может быть увеличен лишь путем дополнительных затрат; 
    3) приходится тем или иным способом распределять.

 

С точки зрения потребления  благ их подразделяют на потребительские  и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства. Потребительские блага  предназначены для непосредственного  удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и  услуги, которые необходимы людям. Производственные блага - это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация). 
С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные. Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время. 
Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования. 
Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. В отличие от материальных благ, услуги - специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда.

В зависимости от характера  потребления экономические блага  делятся на частные и общественные. 
Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил. 
 Общественные блага неделимы и принадлежат обществу. 
 Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.Взаимозаменяемые блага называются субститутами.

Эти блага удовлетворяют  одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.)                                                                        

Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин). При всем этом блага делятся на нормальные и низшие. К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей. Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода - увеличивается (картофель и хлеб).

 

  1. Общепризнано, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.

Однако разразившийся  в 1929—1933 гг. кризис капиталистической  экономики ознаменовал конец  «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства  государства.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики  теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946).

Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е  годы) и принесла определенные положительные  результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

Экономическая роль государства  в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.

Если государству принадлежит  почти весь национальный доход, то это  чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую  систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах.

В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального  дохода («национального пирога») у государства  и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование, Этот переход государственной  собственности в частную может  происходить или насильно (революционным  путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло  в результате приватизации государственной  собственности в России через  ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит  от решения вопроса: какова доля государства  в экономической деятельности?

Если государство распоряжается 10—50 % национального дохода, то такая  экономика является смешанной, т. е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая — в руках частных  владельцев. "

Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних  обстоятельств, например войны. Так, в  США в 1929—1940 гг. доля государства  в национальном доходе колебалась в  пределах 10—13 %, затем стремительно выросла во время второй мировой  войны (до 45 %). Однако с начала 50-х  годов эта доля колебалась на уровне 15— 30 % национального дохода.

Заметим: в США в отличие  от других промышленно развитых стран  размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ он значительно больше и достигает 40—50 %.

Почему растет государственный  сектор? Главными причинами являются:

  • рост расходов на оборону и военно-космические исследования;
  • рост народонаселения;
  • решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;
  • решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

Таким образом, вмешательство  государства в экономику вызвано  стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием  рыночной экономики.

 

  1. Решите задачу. Функция спроса на данный товар Fd=10-Р, функция предложения Fs=-5+2Р, где Р – цена за единицу товара. Изобразить линию спроса и предложения. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.

           

            10-P=-5+2P

            15=3P

P=5 -  цена за единицу товара

F=-5+2*5=5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №2

 

 

Вариант 3. (Для студентов, фамилии которых начинаются с букв К, Л, М, Н).

 

1. Раскройте содержание  вопроса. Бюджетный дефицит и  профицит, их причины и последствия.

2. Ответьте на  вопрос. В чем заключаются особенности  формирования рынка труда в  переходной экономике России?

3. Практическое  задание. Куда включается доход  гражданина Российской Федерации,  если он временно работает  в Швеции?

а) ВВП Швеции и ВНП Швеции;

б) ВВП Швеции и ВНП РФ;

в) ВВП РФ и  ВНП Швеции;

г) ВНП РФ и  ВНП Швеции.

 

Ответы:

  1. Профицит государственного бюджета – превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием.

Причины профицита государственного бюджета:

 
Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100% -ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

  • Рост экономического развития потенциала страны
  • Нереально сформировавшийся бюджет (по доходам или по расходам)
  • Благоприятно сложившаяся ситуация на мировом рынке углеводородов

 

Последствия:

  • Плюсы: данное превышение можно направить в резервный фонд (стабфонд и т.д.)
  • Минусы: образование профицита может свидетельствовать о несбалансированности налоговой и бюджетной политики и создать доп давление на бизнес, замедляя его развитие.
  • искусственная "накачка" средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти.

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.

 

Причинами возникновения  бюджетного дефицита могут выступать:

  • Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  • Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  • Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  • Неэффективность финансовой системы государства.
  • Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  • Коррупция в государственном секторе.
  • Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Последствиями бюджетного дефицита являются:

  • Инфляция.
  • Появление и рост государственного долга.
  • Снижение деловой активности.
  • Ухудшение жизненного уровня населения.

 

    1. Особенности современного этапа развития рынка труда в России: 

В настоящее время  уровень безработицы (по официальным  данным) достаточно 
низкий, хотя он и постепенно повышается. Оценить действительные масштабы 
безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует 
скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В 
то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая» 
занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность 
ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. 
Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, 
либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно не 
функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой 
социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах 
страны ситуация существенно различается). 
 
До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а 
не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же 
время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики 
в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет 
отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной 
стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, 
смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной 
экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые 
она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, 
истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в 
экономике, снижается собираемость налогов и т.д. 
 
На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, 
а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую 
очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную 
часть населения беспокоит угроза потери работы. 
 
В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. 
Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же 
обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, 
с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников. 
 
Во-вторых возникли существенные сбои в воспроизводстве 
профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется 
естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим 
профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства прежде всего 
машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. 
Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание 
удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и 
прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного 
хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников). 
 
В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и 
т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней 
неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее 
рыночных преобразованиях. 
 
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском 
рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими 
обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% 
трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны. 
Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда. 
 
На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор 
и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория 
населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"