Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 21:42, контрольная работа
Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.
Задание №1 Закономерности формирования и использования
человеческого капитала 3
Закономерности формирования человеческого капитала…………3
Эффективность использования человеческого капитала………….5
Методы оценки и критерии экономической эффективности человеческого капитала…………………………………………….6
Выводы 9
Задание №2 10
Задание №3 12
Задание №4 12
Список литературы 13
Санкт-Петербургский Государственный Университет
экономики и финансов
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра
ОБЩЕЙЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Контрольная работа
По «Экономической теории»
Студента специальность финансы и кредит группа № ____
_____________________________
на тему вариант № 40
Адрес ______________________________
Номер зачетной книжки _______________
Дата регистрации работы ____________________
Содержание
Задание №1 Закономерности формирования и использования
человеческого капитала 3
Закономерности формирования человеческого капитала…………3
Эффективность использования человеческого капитала………….5
Методы оценки и критерии экономической эффективности человеческого капитала…………………………………………….6
Выводы 9
Задание №2 10
Задание №3 12
Задание №4 12
Список литературы 13
Задание №1
Закономерности формирования и использования
человеческого капитала
Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.
Набор характеристик, которые используются в литературе для определения понятия человеческого капитала (ЧК), не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе его ключевых компонент, определяющих закономерности формирования последнего. Эти компоненты должны характеризовать: психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности; возможности нормальных социальных контактов; способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений; рациональность поведения; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ; предложение на рынке труда.
Ухудшение таких составляющих человеческого капитала, как здоровье, снижение ожидаемой продолжительности жизни и низкий уровень образования в значительной степени снижают эффективность и продолжительность «функционирования» человеческого капитала в России. Это в свою очередь обуславливает необходимость выявления закономерностей, разработки и реализации комплекса мер, направленных на улучшение в сферах формирования и использования человеческого капитала.
Закономерности формирования человеческого капитала
Становление и укрепление в России социально ориентированной рыночной экономики определяет новые горизонты формирования и использования человеческих ресурсов. Воспитание нового человека - человека информационного общества должно основываться на сложившемся историческом опыте страны и брать свое начало, на уровне отдельно взятых регионов. С этой точки зрения возможна трансформация и переход России в число передовых и наиболее развитых стран мира, что в свою очередь определяет качественное развитие созидательных способностей человека, которые становятся основным фактором динамизма экономических процессов. Отведение особой роли в экономическом росте субъекту, как производителю, так и потребителю материальных благ предполагает создание новой парадигмы развития России в нынешнем столетии.
Человеческий капитал является необходимым самостоятельным ресурсом, фундаментом экономического роста за счет НТП в современных условиях. Отличие его от природных ресурсов, классических человеческих ресурсов и обычного капитала — это необходимость постоянных повышенных инвестиций в него и существование значительного временного лага в отдаче от подобных инвестиционных вложений. При низком уровне ЧК инвестиции в высокотехнологичные отрасли не дают отдачи. Фундаментом для формирования ЧК является высокая (древняя) культура основной массы населения страны. ЧК сам является производящим продукцию ресурсом, для которого не действует закон убывающей отдачи при условии подпитки его инвестициями. Причем, долгосрочные инвестиции в человеческий капитал являются самыми перспективными с точки зрения капиталоотдачи.
Многие исследователи в области теории человеческого капитала говорят о том, что экономический рост определяется не столько количеством затраченных факторов, сколько их качеством и ростом этого качества. На первое место они выдвигают качество рабочей силы, которое определяется уровнем образования.
Анализ мирового опыта развития стран с переходной экономикой и слаборазвитых стран показывает, что решающим человеческим фактором, наряду с образованием,
является традиционная культура основной массы населения страны. Традиции, культура, менталитет народа являются той основой, на которой базируется такой важнейший фактор роста как образование.
Возникает настоятельная необходимость переосмысления критериев и приоритетов в отношении к человеку как главному ресурсу накопления человеческого капитала нации, а, следовательно, пусть и в долгосрочной перспективе выходу страны на передовые рубежи. Более фундаментальной проработке должны быть подвергнуты теория информационной экономики и концепция человеческого капитала.
Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:
1. Выделение «капитальных», инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;
2. Переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);
3. Признание человеческого времени в качестве ключевого экономического
ресурса.
Теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое.
Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в "Политической арифметике" У.Петти. Позднее она нашла отражение в "Исследованиях о природе и причинах богатства народов" А.Смита, "Принципах политической экономии" А.Маршалла, работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50—60-х годов 20 века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) "Человеческий капитал" (первое издание 1964 г.). Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. В дальнейшем важное значение имели работы1 Й. Бен-Порэта (Ben-Porath, Yoram), M. Блауга, Э. Лэзера (Lazear, Edward), Р. Лэйарда (Layard, Richard), Дж. Минцера, Дж. Псахаропулоса, Ш.Розена (Rosen, Sherwin), Ф.Уэлча (Welch, Finnis.), Б. Чизуика и др.
Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы: внерыночной деятельности человека. Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т. д. Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название "экономического империализма". С 70-х годов XX столетия теория получила развитие в трудах отечественных ученых-экономистов: А.И.Добрынина, С.А. Дятлова, И.К. Заславского, И.В.Ильинского, В.Л. Иноземцева, М.М.Критского, С.А.Курганского, В.И.Марцинкевича, Е.К. Цыреновой и других.
1 А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, С.А. Курганский - Человеческий капитал: (Методологические аспекты анализа): Учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во СПб ГУ ЭФ, 1999 г.
Эффективность использования человеческого капитала
Экономисты различных школ понятие «человеческий капитал» трактовали по-разному. К. Маркс в своей работе «Капитал» говорит о «полезном труде», затраченном в течение года. «Все эти товары существуют лишь вследствие того, что общественно примененный труд был израсходован в многообразно разветвленной системе различных видов полезного труда. Только поэтому в их общей стоимости стоимость средств производства, потребленных на их производство, сохранилась, опять появившись в новой натуральной стоимости2».
К. Маркс рассматривает рабочую силу, как составляющую часть капитала, которая становится капиталом уже после продажи «полезного труда» капиталисту. А. Смит в своей работе «Богатство народа» пишет, что «часть капитала, затраченная на содержание производительного труда, выполнив функцию капитала для него (капиталиста), образует доход этих последних (рабочих)3».
К. Маркс считает, что одной из ошибок А. Смита является то, что «он отождествляет созданную стоимость годового продукта с вновь созданной за год стоимостью4». По мнению К. Маркса труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он представляет собой расходование рабочей силы, создает стоимость, и с дугой стороны в качестве полезного труда создает предметы потребления (потребительскую стоимость). Для К. Маркса купленная рабочая сила - это часть функционирующего капитала, которую рабочий воспроизводит как часть авансированного ему капиталистом в виде заработной платы. А. Смит в «Исследовании о богатстве народов» писал, что совокупный запас общества составляет постоянный капитал, и что одной из частей этого капитала является <полезность талантов, приобретённых жителями страны или членами общества. Для приобретения этих талантов требуются всегда немалые расходы на содержание того, кто старается приобрести их во всё время его воспитания, обучения и дальнейшего образования, и все эти расходы составляют постоянный капитал. Если эти дарования составляют часть его личного богатства, то они в тоже время составляют и часть богатства целого общества, к которому он принадлежит ».
Современные экономисты к понятию человеческий капитал относятся по-разному. Но они сходятся во мнении, что человеческий капитал является главной движущей силой общества, и что государство, а не только сам индивидуум, должно на формирование человеческого капитала обращать особое внимание.
В ранней классической традиции понятие капитал охватывало и объединяло в себе два различных аспекта: собственность - контроль над средствами производства и притязание на получение будущего дохода6.
Это, в свою очередь, вызвало интерес исследователей к экономической теории формирования человеческого капитала. Индивид как потребитель и производитель был поставлен в центр социально-экономической системы.
Теории человеческого капитала стало придаваться большое значение, так как она позволяла с общих позиций изучать многие явления рыночных отношений, выявить эффективность вложенных в человеческий фактор финансовых средств.
Применение понятия «человеческий капитал» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.
2К. Маркс Капитал: пер. с нем. Том 2-й перевод И.И. Степанова-Скворцова. Ленинград.: 2-я типография
«Печатный двор», 1952. С. 376.
3 А. Смит: Богатство народов. М: Соцэкгиз, 1935. С. 280
4К. Маркс Капитал: пер. с нем. Том 2-й перевод И.И. Степанова-Скворцова. Ленинград.: 2-я типография
«Печатный двор», 1952. С. 376.
5 А. Смит Исследования о богатстве народов. Перевод М. Щепкина. Москва: Издание К.Т. Солдатенкова, 1985.
6А. И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование,
оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999. С.39.
Под человеческим капиталом в экономике понимается имеющийся у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Итак, можно сказать, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек, а:
1) приобретенный запас знаний, которые целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, что способствует росту производительности труда и производства;
2) использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника;
3) увеличение доходов способствует заинтересованности работника, что приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал7.
Бекнер в своей работе «Человеческий капитал» вводит понятие специального человеческого капитала, то есть под этим понимаются только те навыки, которые представляют интерес только для какой-либо фирмы, какого-либо вида деятельности. Виды человеческого капитала экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций. Так Ильинский выделяет следующие составляющие: капитал здоровья, капитал образования, капитал культуры.
Информация о работе Контрольная работа по «Экономической теории»