Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:10, контрольная работа
На рынке сталкиваются интересы покупателей, олицетворяющих спрос, и интересы продавцов, представляющих предложение. Покупатели предлагают цену спроса, то есть максимальную цену, которую они готовы заплатить при покупке данного количества товара, а продавцы, в свою очередь, - цену предложения, то есть минимальную цену, за которую они готовы уступить это же количество товара.
Для того, чтобы представить это графически, необходимо кривые спроса и предложения наложить друг на друга. Точка пересечения кривой спроса и кривой предложения характеризуется объемом и ценой товара, которая устраивает и продавцов, и покупателей. Это точка равновесия Е, рисунок 1.
Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена..................................3
Влияние эластичности на динамику выручки.........................................................8
Задачи.........................................................................................................................13
Контрольная работа №2 по курсу "Макроэкономики"
ВНП и методы его измерения..................................................................................15
Проблема сбалансированности бюджета. Госдолг................................................19
Задачи.........................................................................................................................30
Список литературы...................................................................................................32
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Брянская государственная инженерно-технологическая академия»
(ГОУ ВПО «БГИТА»)
Экономический факультет Кафедра «Государственное управление и финансы»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему:
Макроэкономика и микроэкономика
Вариант 19
Кр–2068029.190600.119.13
Автор работы |
А. Н. Боглаев | ||||
подпись |
дата |
||||
Группа |
САТ 203 |
№ зач. кн. |
10-3.069 | ||
Факультет, форма и срок обучения |
МТФ , заочная, 5 лет | ||||
Специальность |
190600 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов" |
||||
Специализация |
«Автомобильный сервис» |
||||
Дата и номер |
|||||
регистрации |
Е.А. Каткова | ||||
подпись |
дата |
||||
Допуск к защите |
Е.А. Каткова | ||||
подпись |
дата |
||||
Дата защиты |
Оценка: |
||||
Руководитель |
|||||
работы |
Е.А. Каткова | ||||
подпись |
дата |
Брянск 2013
Контрольная работа №1 по курсу "Микроэкономики"
Взаимодействие спроса и предложения.
Равновесная цена..........................
Влияние эластичности на динамику выручки.......................
Задачи........................
Контрольная работа №2 по курсу "Макроэкономики"
ВНП и методы его измерения.....................
Проблема сбалансированности бюджета.
Госдолг.......................
Задачи........................
Список литературы.............
На рынке сталкиваются интересы покупателей, олицетворяющих спрос, и интересы продавцов, представляющих предложение. Покупатели предлагают цену спроса, то есть максимальную цену, которую они готовы заплатить при покупке данного количества товара, а продавцы, в свою очередь, - цену предложения, то есть минимальную цену, за которую они готовы уступить это же количество товара.
Для того, чтобы представить это графически, необходимо кривые спроса и предложения наложить друг на друга. Точка пересечения кривой спроса и кривой предложения характеризуется объемом и ценой товара, которая устраивает и продавцов, и покупателей. Это точка равновесия Е, рисунок 1.
Рисунок 1 – Точка равновесия спроса и предложения
Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным, оптимальным. Равновесными же называются цена и соответствующий объем продаж (Pe, Qe).
Цена, по которой товар
реально продается или
Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи. Однако равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Именно механизм колебаний спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.
Существует два похода
к проблеме экономического равновесия.
При первом рассматривается
В принципиальном плане нарушение рыночного равновесия может произойти в двух случаях: либо при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения.
Рассмотрим следующую ситуацию. Допустим, в результате влияния каких-то рыночных сил продажная цена поднялась выше равновесной, например, до уровня P1. Как бы ни поднялась рыночная цена выше равновесной (конечно, в разумных пределах), почти всегда найдутся покупатели, готовые заплатить эту цену. Hо объем спроса (Qd1) будет значительно меньше равновесного. Наоборот, число желающих продать по этой цене увеличится и, следовательно, объем предложения возрастет (до QS1). Наглядно видимое превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка (QS1 - Qd1), рисунок 2.
Рисунок 2 – Избыток и дефицит на рынке
Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену, а производители - сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя все больший спрос на товар. Это будет продолжаться до тех пор, пока избыток не «рассосется», и на рынке опять не восстановится равновесие.
В противоположной ситуации, то есть если рыночная цена (P2) почему-то спустится ниже равновесного уровня, возникает другое явление - недостаток товара. Желающих купить дешевый товар станет больше, объем спроса возрастет до Qd2. Количество же продавцов, готовых продавать по более низкой цене, сократится. Hа продажу будет выставлено гораздо меньше товаров, чем раньше. Объем предложения упадет до QS2. В условиях возникшего дефицита (Qd2 - QS2), рисунок 2, появятся покупатели, готовые заплатить более высокую, чем сложившаяся продажная, цену. Ориентируясь на активный спрос, продавцы начнут поднимать продажную цену. Оживятся и производители, расширяя выпуск и быстро восполняя недостаток товара. С другой стороны, повышение продажной цены будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к прежнему равновесному состоянию.
До сих пор, говоря о равновесии, о движении к равновесию, мы имели дело с «неподвижными» кривыми спроса и предложения. Восстановление нарушенного равновесия через ценовой механизм не приводило к сдвигу рассматриваемых кривых. Однако нарушение равновесия возможно и по причинам, непосредственно не связанным с отклонением рыночной цены от равновесного уровня. Речь идет о факторах, вызывающих сдвиг кривых спроса или предложения и тем самым - нарушение равновесного состояния рынка.
Предположим, что в результате увеличения дохода или возникновения моды на какой-то товар спрос на него возрос. Это приведет к сдвигу вправо-вверх кривой спроса, рисунок 3. Конкретно речь идет о том, что возрос объем требуемых на рынке товаров данного вида на каждом ценовом уровне. Если рыночная цена останется на какое-то время на прежнем равновесном уровне (Pe), то возникнет дефицит, поскольку объем спроса увеличится с Qe до Qd1, а предложение останется на том же уровне Qe.
Рисунок 3 – Эффект сдвига кривой спроса
Активный спрос, превышающий предложение, простимулирует повышение цены и расширение выпуска. Одновременно по мере роста цены активность спроса будет падать. Это будет продолжаться до тех пор, пока система не придет в новое равновесное состояние E1. Эффект, полученный от такого сдвига кривой спроса, заключается в росте производства при одновременном увеличении цены (Qe1 > Qe и Pe1 > Pe) и увеличении прибылей производителей. Обратная реакция рынка будет наблюдаться при сдвиге кривой спроса влево-вниз.
Предположим теперь, что произошло удорожание сырья (или государством введены жесткие требования по охране окружающей среды). Вырастет себестоимость продукции, и некоторые ее производители начнут нести убытки. Их уход из отрасли приведет к сокращению предложения, причем на каждом ценовом уровне. Короче говоря, произойдет сдвиг влево-вверх кривой предложения, рисунок 4. Сохранение рыночной цены, хотя бы на время, на прежнем равновесном уровне (Pe) вызовет дефицит этой продукции, так как предложение сократится до QS1, а спрос останется на прежнем уровне Qe. Превышение спроса над упавшим предложением заставит потребителей соглашаться на более высокую рыночную цену. При этом объем спроса начнет сокращаться. В ответ на рост цены спроса производители начнут расширять выпуск. В итоге рынок придет к новому равновесному состоянию E1 при цене Pe1 и объеме Qe1.
Рисунок 4 – Эффект сдвига кривой предложения
Hаконец, возможна такая ситуация на рынке, когда под комплексным воздействием разных факторов происходит одновременный сдвиг кривых спроса и предложения.
Способность рынка с помощью механизма спроса и предложения возвращаться в утраченное ранее равновесное состояние называется устойчивостью равновесия. Это означает, что любой сдвиг, любое изменение рыночных условий вызовут к жизни силы, подталкивающие рынок к восстановлению равновесного состояния.
Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
Оценка спроса и предложения ва
Унифицированной единицей измерения эластичности выступа
Так, показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на
сколько процентов изменился объем продаж
вследствие 1 % - ного изменения цены за
единицу товара. Методика такого измерения
проста и представляет собой определение
частного от деления процентного изменения
величины спроса на 1% изменения цены. Расчет осуществляется
следующим образом:
где Эd- ценовая эластичность спроса.
Варианты эластичности спроса
В практике могут иметь место по меньшей
мере три различных варианта ценовой эластичности спроса:
- спрос эластичный, когда при незначительных понижениях
цены объем продаж существенно возрастает;
- спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает
1% -ное изменение продаж;
- спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях
цены объем продаж изменяется незначительно;
- спрос бесконечно эластичен, когда имеется
только одна цена, по которой потребители
покупают товар (например инсулин для
больных диабетом);
- спрос совершенно неэластичен, когда потребители
приобретают фиксированное количество
товаров независимо от их цены.
Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графике (рис.
5.7).