Контрольная работа по «Микроэкономики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

На рынке сталкиваются интересы покупателей, олицетворяющих спрос, и интересы продавцов, представляющих предложение. Покупатели предлагают цену спроса, то есть максимальную цену, которую они готовы заплатить при покупке данного количества товара, а продавцы, в свою очередь, - цену предложения, то есть минимальную цену, за которую они готовы уступить это же количество товара.
Для того, чтобы представить это графически, необходимо кривые спроса и предложения наложить друг на друга. Точка пересечения кривой спроса и кривой предложения характеризуется объемом и ценой товара, которая устраивает и продавцов, и покупателей. Это точка равновесия Е, рисунок 1.

Содержание работы

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена..................................3
Влияние эластичности на динамику выручки.........................................................8
Задачи.........................................................................................................................13

Контрольная работа №2 по курсу "Макроэкономики"

ВНП и методы его измерения..................................................................................15
Проблема сбалансированности бюджета. Госдолг................................................19
Задачи.........................................................................................................................30
Список литературы...................................................................................................32

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 
Если бюджетный профицит вызван экономическим ростом, то дополнительные доходы государство может использовать на различные цели, и это не будет вызывать инфляционных процессов в экономике. Бюджетный профицит, вызванный благоприятной конъюнктурой на мировом рынке, может наполнять денежное обращение излишней денежной массой, поэтому встаёт вопрос о его правильном использовании. 
Как правило управление бюджетным профицитом предполагает следующие меры: 
- повышение определенных расходных статей бюджета; 
- кредитование других государств или бюджетов других уровней; 
- создание Стабилизационного (Резервного) фонда. 
Оживление российской экономики и благоприятные цены на мировом рынке на основные товары нашего экспорта (нефть, газ) сказались нагосударственных доходах. Начиная с 2002 года Федеральный бюджет РФ сводится с профицитом. Правительством было принято решение об использовании профицита бюджета для погашения государственного долга РФ и о создании финансового резерва государства. 
1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд РФ, который является частью бюджета государства. Он призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, явиться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. 
1 февраля 2008г. Стабилизационный фонд был поделен на две части – Резервный фонд и фонд Национального благосостояния. Разделение Стабилизационного фонда на две части предполагало возможность вложения части средств в более рискованные, но и более доходные проекты (в том числе акции частных компаний).  
Резервный фонд сосредоточил в себе большую часть бывшего Стабилизационного фонда. Целью существования Резервного фонда является: покрытие дефицита бюджета при понижении цены на нефть, стерилизация избыточных денежных средств на финансовом рынке России. Предусмотрена возможность использования средств Резервного фонда в целях погашения внешней государственнойзадолженности.  
Министерство финансов может управлять этими средствами следующим образом: 
- размещать деньги на счетах Центрального банка в разрешенной валюте (американские доллары, евро, фунты стерлингов); 
- приобретать долговые обязательства других государств; 
- приобретать долговые обязательства государственных агентств и Центральных банков; 
- размещать в качестве депозитов на счетах иностранных банков и кредитных организаций. 
Минфин имеет право вкладывать средства фонда в государственные банки и негосударственные кредитные организации, но при этом предпочтение отдается приобретению государственных долговых обязательств. 
Порядок управления средствами фонда Национального благосостояния отличается от порядка управления Резервным фондом лишь возможностью вложения этих средств в инновационные фонды (такие, как государственные корпорации). Формирование фонда Национального благосостояния будет проводиться за счет перечисления всех средств, которые останутся от заполнения резервного фонда до 10% от ВВП. За счет средств этого фонда планируется покрывать дефицит Пенсионного фонда РФ, а также проводить софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

Если бюджетный дефицит  носит хронический характер, то это  приводит к появлению и увеличению государственного долга. Так как займы государства в основном носят среднесрочный и долгосрочный характер, в том числе государственные долговые ценные бумаги выпускаются на срок, превышающий один год, то задолженность государства накапливается и превращается в государственный долг. 
Государственный долг: 
- это сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных профицитов; 
- это задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами, накопленная на определённый период времени; 
- это обязательства государства, возникшие в результате государственных займов, а также его гарантий по обязательствам третьих лиц. 
Различают внутренний и внешний государственный долг. Государственным внутренним долгом являются обязательства, возникшие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом - обязательства перед иностранными кредиторами. Также различают капитальный и текущий государственный долг. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и не погашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всемдолговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. 
Государственный долг может оказывать позитивное и негативное влияние на социально-экономические процессы. Положительное значение обслуживания государственного долга посредством государственных заимствований состоит в том, что они являются неинфляционным источником финансирования дефицита бюджетов различных уровней. Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, государство воздействует на процесс организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов (в рамках реализациигосударственных инвестиционных программ). Обычно государственные ценные бумаги являются самыми надёжными и высоколиквидными, поэтому они охотно покупаются юридическими и физическими лицами. Население получает удобный и доходный способ организации своих сбережений, а хозяйствующие субъекты - высоколиквидные активы, приносящие доход. Втягивая деньги в казну посредством рынка государственных долговых обязательств, государство может способствовать нормализации денежного обращения в стране. 
Взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. При высоком развитии международных долговых отношений все становятся экономически заинтересованы во всеобщей стабильности в мире. 
Негативные аспекты влияния государственного долга на социально-экономические процессы проявляются в том, что при чрезмерном увеличении государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности в национальном хозяйстве. Это происходит потому, что, привлекая заёмные средства, государство снимает с рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на инвестиции в реальный сектор экономики.

Высокий уровень заимствований, если он к тому же сочетается с высокой  доходностью государственных бумаг, ведёт к большим бюджетным расходам по обслуживанию государственного долга. Часто бремя по обслуживанию долга перекладывается на будущие поколения, что может привести к снижению их благосостояния.  
Увлечение внешними заимствованиями ведёт к тому, что государство не только попадает в чрезмерную зависимость состояния отечественных финансов от состояния финансов международных, но и теряет политическую независимость. 
В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга. 
Под рефинансированием понимается погашение старой задолженности путём осуществления новых займов, в том числе процесс эмиссии новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которой идет на выплату процентов и погашения долга по предыдущим сериям государственных ценных бумаг. 
Рефинансирование государственного долга – это достаточно распространенное явление в практике проведения фискальной политики государства. Однако государство должно использовать этот рычаг очень взвешенно, то есть должно стремиться обеспечить оптимальное сочетание между краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными займами. 
Совершая постоянное рефинансирование долга, государство может выстроить "финансовую пирамиду", которая может на определённом этапе развития рухнуть. Тогда может возникнуть ситуация дефолта.  
Дефолт (англ. default - невыполнение обязательств) - невыполнение договора займа, то есть не оплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам, или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Дефолт может объявляться как компаниями, частными лицами, так и государствами («суверенный дефолт»), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств.  
Основными причинами дефолта России в августе 1998 года были огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских финансовых рынков, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО. Собственно датой дефолта является 17 августа 1998 года. Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза: с 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в кризисе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной, увеличив возможности экспорта и уменьшив в параметре импорта, а следовательно, расширив внутренний спрос. 
Государство в 1998 году имело три возможности для выхода из кризиса: 
-напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции; 
-объявить дефолт по внешнему долгу;  
-объявить дефолт по внутреннему долгу.

 
Был выбран третий вариант. Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции  начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали  не считался допустимым. Невыплаты  по внешнему долгу также считались неприемлемыми для России, так как грозили выводом из международных организаций, прекращением получения внешних займов и иностранных инвестиций, арестом зарубежных активов государства. 
Возникает вопрос: может ли внутренний государственный долг привести к банкротству государства? Ответ на этот вопрос однозначен - нет, так как правительство всегда может прибегнуть к рефинансированию долга, ужесточению налогообложения и выпуску новых денег для покрытия суммы долга.  
Государство может также прибегнуть к реструктуризации (переоформлению) задолженности. Это один из методов управления государственным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. В соответствии с новым графиком должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Реструктуризация может сопровождаться списанием части суммы основного долга, консолидацией (изменением сроков) ранее выпущенных долговых обязательств. Реструктуризация задолженности используется преимущественно как метод управления в ситуации долгового кризиса. При этом появляются дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения экономического роста и погашения государственного долга в будущем, однако одновременно ограничивается доступ к источникам финансовых ресурсов, особенно к международным финансовым рынкам.  
Порядок, условия и сроки проведения реструктуризации государственного внутреннего долга в РФ определяются решениями органов государственной власти и местного самоуправления после переговоров и консультаций с кредиторами. Согласно Бюджетному кодексу РФ под реструктуризацией внутреннего долга понимается погашение долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств в объёме погашаемых с установлением иных условий обслуживания и сроков погашения размещаемого займа. Реструктуризация займа может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Условия реструктуризации внешней задолженности определяются, как правило, международными финансовыми организациями. К ним в частности, относятся: нахождение государства на грани банкротства; согласие на принятие программы экономии, стабилизации, одобренной и финансируемой Международным валютным фондом; недопустимость дискриминации кредиторов. При этом главным принципом реструктуризации является «равный подход» к долгам государства-должника перед кредиторами (государствами, банками, др. финансовыми институтами). В 1997г. Россия достигла договоренности о реструктуризации государственного долга с Парижским клубом кредиторов, а в феврале 2000 года Россия достигла договоренности о реструктуризации государственного долга с Лондонским клубом кредиторов.

 

 

Задачи

 

Задача 1 – Потребительская корзина состоит из 1 кг сахара и 0,5 кг масла. Цена сахара 15 ден. ед. за 1 кг, цена масла – 60 ден. ед. за 1 кг. Цена сахара неизменна. Найдите уровень инфляции, если цена масла за год выросла на 20%.

 

Решение

Стоимость рыночной корзины:

1 · 15 + 0,5 · 60 = 45 ден.  ед.

Стоимость рыночной корзины  с учетом инфляции:

1  · 15 + 0,5 · (60 ·  1,2) = 51 ден. ед.

Уровень инфляции можно  определить составив пропорцию:

 

45 ден. ед. – 100 %

51 ден. ед. –   х  % ,

 

х = 51 · 100 / 45 = 113,3 %

Таким образом, уровень инфляции составил 13,3 %

 

 

Задача 2 – Все занятое население составляет 78,5 млн. человек, а экономически активное – 93,5 млн. человек. Рассчитайте уровень безработицы в стране и потери ВНП, если естественный уровень безработицы принять равным 6%.

 

Решение

Рабочая сила = Занятые + Безработные, исходя из этого, найдем число безработных:

Безработные = 93,5 - 78,5 = 15 млн. человек.

Определим уровень безработицы  по следующей зависимости:

;

Закон Оукена (закон естественного уровня безработицы) – если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВНП от потенциального составляет 2-2,5%.

В нашем случае разница между фактическим и  естественным уровнем безработицы 16% - 6% = 10 %, отсюда можно сделать вывод, что потери ВНП составят от 20 до 25 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Микроэкономика: Учебник. – 4- изд., перераб. и доп. – М., 2007.—448 с.
  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика — «Дело и Сервис», 2009. — 447 с.
  3. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика — «Дело и Сервис», 2008. — 285 с.
  4. Мэнкью Н.Г Микроэкономика. Пер. с англ. – М., 2009. – 736 с.
  5. С.Н. Ивашковский Микроэкономика — «Дело», 2008. — 472 с.
  6. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб, 2001. – 448 с.
  7. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. – М., 2007. – 650 с.
  8. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика — «Инфа-М», 2008. — С. 400.

Информация о работе Контрольная работа по «Микроэкономики»