Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции, внешнеторговая политика и свободные экономические зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Рынок монополистической конкуренции, предполагает наличие черт, монополии и конкуренции. Т.е. это рынок со значительным объемом конкуренции и определенной долей монополии. Это означает, что:
На рынке действует относительно большое количество производителей. Под относительно большим количеством подразумевается наличие 25,35,60 или 70 производителей.

Содержание работы

1) Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции
2) Внешнеторговая политика и свободные экономические зоны.
3) Задача.
4) Список литературы.

Файлы: 1 файл

Экономика( готовая).docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

«Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции, внешнеторговая политика и свободные экономические зоны»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:                                                                       Проверил:

4 курса ФЗО                                                                                

 Гр. 102601

 Королёв А.А

 

 

 

 

 

Минск 2015

Содержание:

1) Краткосрочное и долгосрочное  равновесие фирмы при монополистической конкуренции

2) Внешнеторговая политика  и свободные экономические зоны.

3) Задача.

4) Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочное и Долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции.

 

Рынок монополистической конкуренции, предполагает наличие черт, монополии и конкуренции. Т.е. это рынок со значительным объемом конкуренции и определенной долей монополии. Это означает, что:

  1. На рынке действует относительно большое количество производителей. Под относительно большим количеством подразумевается наличие 25,35,60 или 70 производителей. В связи с этим фирмы  обладают относительно не большими долями  рынка и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Также такая ситуация гарантирует то, что фирмы не смогут согласовать свои действия с целью изменения объемов производства или искусственного повышения цен.    Ограничения по вхождению в отрасль новых фирм отсутствуют. Поэтому «новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам – выйти, если их товары перестали пользоваться спросом».

То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. Так сложившаяся ситуация позволяет фирме не оглядываться на реакцию конкурентов при незначительном увеличении продаж, путем уменьшения цен на свою продукцию. Потому что влияние ее действий настолько незначительно отразится на каждом из них, что у последних не будет причин реагировать на ее действия.

  1. Каждая из фирм отрасли продает свой особый тип или вариант товара. В таком случае говорят, что рыночная продукция дифференцирована.

 Дифференциация предполагает, что каждая фирма пытается  сделать свой продукт отличным  от продукции других фирм. Чем  в большей степени ей удается  сделать свой продукт отличным  от продуктов других фирм, производящих сходную продукцию, тем большей монопольной властью она обладает, тем менее эластична кривая спроса на ее продукт.

При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм:

  1. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам. «Реальные» различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта. Например. Персональные компьютеры, различаются с точки зрения мощности програмно-аппаратной части, доступности для потребителя и т.д.
  2. Услуги и условия их предоставления, являются важным аспектом дифференциации продукта. Один магазин может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей. Его работники упакуют покупки и отнесут их к машине покупателя.   Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям самим упаковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам.
  3. Продукты могут также быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие продовольственные магазины и киоски успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов. Владельцы небольших продовольственных магазинов и киосков располагают их вблизи от покупателей, в наиболее оживленных местах, нередко они открыты 24 часа в сутки.
  4. Дифференциация может также являться и результатом мнимых различий, созданных с помощью рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или иная марка продукции связывается с именем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей. Многие потребители считают, что зубная паста, упакованная в аэрозольный баллончик, предпочтительней, чем также самая зубная паста в обычном тюбике. Хотя существует ряд медикаментов, по свойствам подобных аспирину, создание благоприятных условий для продажи и яркая реклама могут убедить многих потребителей, что данные виды продукции являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их более известный заменитель.

Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения.   

 

Равновесие производителя в краткосрочном периоде

 

При монополистической конкуренции фирмы сталкиваются со спросом, который представлен кривой, имеющей наклон вниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это не означает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают  большие прибыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля.

Рисунок ниже показывает равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

Поскольку у товаров на рынке существуют близкие заменители, кривая спроса не будет столь крутой  как при чистой монополии. Поэтому на рынке монополистической конкуренции кривая спроса Dsr имеет вид сильно эластичной убывающей кривой.      

Фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции Qsr, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода (MRsr=MC). Фирма  производит объем продукции, назначает цену и достаточно удачлива, чтобы получить совокупную прибыль в размере характеризуемом серым прямоугольником.

 

Равновесие производителя в долговременном периоде.

На долговременном этапе данная прибыль будет стимулировать вступление на рынок других фирм. По мере выпуска мини новых товаров данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке. Ее кривая спроса сместится вниз как на рисунке слева. (На долговременном этапе кривые средних и предельных издержек могут также сместиться. Для упрощения предположим, что издержки не меняются.)

 Долговременная кривая спроса  Dlr будет соприкасаться с кривой средних издержек фирмы. Теперь максимизация прибыли достигается при объеме производства Qlr, цене Plr и нулевой прибыли, так как цена равна средним издержкам. При этом фирма еще будет обладать монопольной властью. Ее долговременная кривая спроса наклонена вниз, так как фирменная марка товара является уникальной. Но вступление на рынок других фирм и конкуренция свели ее прибыль к нулю.

 Таким образом, фирмы несут  разные издержки, что приводит  к разнообразию фирменных марок  товара. В связи с этим фирмы  могут назначать различные цены  на свою продукцию, и некоторые  будут зарабатывать небольшие  прибыли.

 

 

 

 

Протекционизм

Протекционизм (с французского protectionnisme, от латинского ptotectio — защита, покровительство) - политика экономического государства, которая направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства.

Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.

Характер протекционизма и средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками, протекционизм стали меркантилисты, которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции. 

Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Великобританией.     Для эпохи домонополистического капитализма характерен «Защитный» Протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Великобритании, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «Свободы торговли. Глубокий анализ Протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» Протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных прибылей внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.  Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров.

Составной частью современного протекционизма является аграрный Протекционизм, он возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в., защищающий интересы национальных монополий. 
Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизма, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка». Особенность современного протекционизма — приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире. 
Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

 

Фритредерство

Фритредерство (от английского free trade — свободная торговля), направление в экономической теории и политике промышленной буржуазии, выдвигавшее требования свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность. 
Движение сторонников Фритредерства зародилось в Великобритании в последней трети 18 в. и было связано с начавшимся промышленным переворотом. Однако требование введения системы свободной торговли высказывалось ещё раньше французским экономистом Э.Крюсе, английским экономистом Н.Барбоном, французскими физиократами Фритредерства Кенэ, П.Мерсье де ла Ривьером и др. Всестороннее теоретическое обоснование Фритредерства дали А Смит и Д.Рикардо, которые представляли эту политику как идеальную, всегда выгодную всем странам и народам. Борьба английских фритредеров была направлена против аграрных пошлин, поддерживавших в интересах крупных землевладельцев высокие цены на сельскохозяйственные продукты. Английская промышленная буржуазия была заинтересована в низких ценах на сельскохозяйственные продукты, т. к. это обеспечивало удешевление сырья и рабочей силы. Кроме того, снижение таможенных пошлин во взаимной торговле способствовало бы увеличению вывоза англ. товаров за границу. Фритредеры выступали также против пережитков средневековой регламентации промышленного производства.

Под давлением фритредеров в 20-х гг. 19 в. в Великобритании была проведена реформа таможенной системы: отменены или значительно снижены пошлины на многие товары, высокая протекционистская пошлина на импортное зерно была заменена скользящей шкалой пошлин, в соответствии с которой пошлина на ввозимое из-за границы зерно повышалась с падением цен на зерно, выращенное внутри страны, и понижалась с их повышением.

В 30-х гг. 19 в. движение фритредеров в Великобритании усилилось. Его возглавили текстильные фабриканты Р. Кобден и Дж. Брайт, организовавшие в 1838 “Лигу борьбы против хлебных законов”. Центром сторонников Фритредерство стал г. Манчестер (отсюда второе название фритредеров — манчестерцы). Позднее они образовали левое крыло либеральной партии Великобритании.

К середине 19 в. Фритредерство полностью победило в Великобритании. Вместе с отменой законодательных ограничений импорта зерна, сырья и промышленных товаров были ликвидированы и другие протекционистские ограничения. Были сохранены только фискальные пошлины. Тенденции Фритредерство проявились и в торговой политике Франции в период Второй империи (1852—70), Германии,  России (в 50—60-е гг. 19 в.) и других стран. Однако в большинстве капиталистических стран по-прежнему преобладал протекционизм. Последний особенно усилился в эпоху империализма. 
Попытки возродить Фритредерство путём заключения двусторонних и многосторонних соглашений, предпринимавшийся в 20—30-х гг. 20 в. под эгидой Лиги Наций, в силу острых межимпериалистических противоречий не увенчались успехом. Однако в современных условиях некоторые принципы Фритредерство осуществляются на практике в рамках замкнутых интеграционных группировок. Внутри них ликвидация таможенных барьеров между государствами служит орудием подчинения не только мелкого и среднего, но подчас и крупного капитала гигантским монополиям, а также укрепляет позиции последних в борьбе с конкурентами, не входящими в эти группировки. В 60—70-х гг. в капиталистическом мире наблюдается усиление пропаганды отдельных сторон Фритредерство правительства крупных империалистических стран (США, ФРГ и др.) выступают с лозунгом “либерализации условий торговли”, под прикрытием, которого стремятся создать благоприятные условия для расширения экономической экспансии своих монополий.

Информация о работе Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции, внешнеторговая политика и свободные экономические зон