Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции, внешнеторговая политика и свободные экономические зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Рынок монополистической конкуренции, предполагает наличие черт, монополии и конкуренции. Т.е. это рынок со значительным объемом конкуренции и определенной долей монополии. Это означает, что:
На рынке действует относительно большое количество производителей. Под относительно большим количеством подразумевается наличие 25,35,60 или 70 производителей.

Содержание работы

1) Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции
2) Внешнеторговая политика и свободные экономические зоны.
3) Задача.
4) Список литературы.

Файлы: 1 файл

Экономика( готовая).docx

— 71.91 Кб (Скачать файл)

 

Таможенные пошлины

Таможенные пошлины являются одним из старейших видов косвенных налогов. Они взимаются государством с товаров при ввозе и вывозе их по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. Давно Таможенные пошлины были основным средством торговой политики государства. С их помощью ограничивался ввоз иностранных товаров, что обеспечивало защиту и поощрение развития отечественного производства и 
внутреннего рынка, а также стимулировало вывоз национальных товаров за рубеж. Уже те времена проявлялась регулирующая функция налогов, которая оказывала серьёзное влияние на экономику.

В конце XIX и первой половины XX вв. таможенные пошлины широко 
использовались крупными компаниями Запада для захвата внешних рынков. 
Высокие таможенные пошлины препятствовали доступу иностранных товаров на внутренний рынок, обеспечивая крупным предпринимателям высокие прибыли за счет увеличения цен на сумму таможенных у себя в стране. Это обогащало их и тем самым создавало благоприятные условия для вывоза собственной продукции на мировой рынок и продажи ее по низким ценам. В результате наблюдалась общая тенденция (особенно в промышленно развитых странах) повышение таможенных пошлин на товары достаточно крепких отраслей производства, причем до уровня, являющегося запретительным для иностранного поставщика.

Между странами нередко возникали таможенные войны, когда каждая из сторон была заинтересована в повышении ставок пошлин на отдельные 
импортные товары, используя это как меру давления на противоположную 
сторону. Таможенные войны нашли широкое применение в конкурентной борьбе за мировые рынки между высокоразвитыми странами.

В 30-е – 40-е годы повышения таможенных пошлин крупными странами достигает своего максимума – до 40% стоимости товаров. После второй мировой войны начался обратный процесс – падение роли таможенных пошлин как средства торговой политики в связи с развитием транснациональных корпораций под влиянием существенных сдвигов в структуре экономики и торговли этих стран. При пересечении таможенной границы взимаются разнообразные таможенные платежи:

1) Таможенная пошлина;

2) Налог на добавленную стоимость;

3) Акцизы;

4) Специальный налог (в 1994 году);

5) Сбор за выдачу лицензий и возобновление их действий;

6) Сбор за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление его действия;

7) Таможенные сборы за таможенное оформление;

8) Таможенные сборы за хранение товаров;

9) Таможенные сборы за сопровождение товаров;

10) Плата за информирование, и консультирование по вопросам                                          таможенного дела;

11) Плата за принятие предварительного решения;

12) Плата за участие в таможенных аукционах.

Таможенные пошлины — это денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных органов с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях таможенные платежи, в том числе и таможенные пошлины, удерживаются государственным предприятием связи. Таможенные пошлины относятся к числу налогов на потребление. Основной их 
целью является неполучение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также 
национальной промышленности и сельского хозяйства промышленно развитых стран. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. В развивающихся странах таможенные пошлины используются в значительной мере как средство бюджетных поступлений. Для экономически развитых стран фискальное значение этих пошлин ничтожно и представляется историческим анахронизмом.

В налоговой и таможенной практике различают: 
1) Импортную таможенную пошлину — сбор в связи с ввозом иностранного товара в страну. Применение этой пошлины способствует повышению цен на импортные товары внутри страны и снижению их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами; 
2) Экспортную таможенную пошлину — сбор в связи с вывозом 
отечественного товара за границу. Применение этой пошлины обеспечивает увеличение доходов государственного бюджета за счет развития экспорта и стимулирование поставок товара на внутренний рынок за счет снижения прибыли при экспорте; 
3) Транзитную таможенную пошлину — сбор при провозе иностранного товара через территорию страны. Международный транзит — это перевозки иностранных грузов, при которых пункты направления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства. Благодаря географическому положению важными странами транзита являются Германия, Швейцария, Россия и ряд других. Было время, когда транзитные пошлины были существенным источником дохода, но сейчас они почти повсеместно ликвидированы в  соответствии с международными договорами.

По способу исчисления различают следующие виды таможенных пошлин: 
1) Адвалорную пошлину, взимаемую с грузовладельца в процентах от таможенной стоимости облагаемого товара. В современной таможенной политике роль адвалорных пошлин растет (например, в Японии 
большинство пошлин в таможенном тарифе адвалорные), и к настоящему 
времени 70—80% всех таможенных пошлин приходится на их долю. Адвалорные пошлины более приемлемы при импорте машино-технических изделий, для которых характерна значительная дифференциация производимой продукции. Эта пошлина чутко реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уровень защиты от попыток избежать налогообложения; 
2) Специфическую пошлину, взимаемую с грузовладельца по 
твердым ставкам в зависимости от физических характеристик товара (веса, 
количества, площади, объема и т. п.). Так, на основании веса 
устанавливаются пошлины на кофе, табак и др.; на основании длины в 
метрах — на игровые фильмы; на основании количества в литрах — на вино, 
коньяк и др. При применении специфических пошлин требуется более 
детальная разбивка товаров по позициям с тем, чтобы каждый товар имел 
свой фиксированный уровень налогообложения. Их практическое 
использование не связано с техническими сложностями. Специфическими 
являются по преимуществу экспортные таможенные пошлины на сырьевые 
товары, т. е. стандартные, большие по объему товарные массы; 
3) Альтернативная или комбинированная пошлина взымается по ставкам, сочетающим оба вышеприведенные метода начисления. Такая пошлина устанавливается в зависимости от стоимости, но не менее фиксированной величины за единицу товара. Перспективным направлением развития импортных таможенных пошлин является расширение номенклатуры товаров, в отношении которых будут применяться комбинированные ставки. Применение комбинированных ставок препятствует потерям, которые возникают при занижении таможенной стоимости со стороны импортеров. В России комбинированными пошлинами с 1995 г. облагается ввоз автомобилей, готовых мясных продуктов, чая в розничной упаковке, 
одежды, автомобильных шин, телевизоров и видеомагнитофонов, меховых 
изделий, мебели, часов. При этом уровень адвалорных таможенных пошлин 
дифференцирован от 3 до 25%, специфических — от 1 до 64 000 ЭКЮ за 1 т 
ввозимого груза.

В зависимости от способа установления различают: 
1) Конвенционные пошлины, устанавливаемые в соответствии с международным соглашением (конвенцией). Как правило, эти пошлины взимаются по пониженным ставкам и не могут изменяться в течение 
срока действия соглашения, без обоюдного согласия сторон; 
2) Автономные пошлины, устанавливаемые страной самостоятельно независимо от каких-либо международных документов. По этим пошлинам устанавливаются, как правило, повышенные ставки. 
В рамках регулирования таможенными пошлинами ценовых пропорций 
конкретная страна может устанавливать: 
3) Специальные пошлины — пошлины, применяемые как защитная 
мера, если товары ввозятся на территорию данной страны в количествах и 
на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным 
производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. 
Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на 
дискриминационные или иные ущемляющие интересы лиц-резидентов, действия других государств или их союзов; 
4) Антидемпинговые пошлины — дополнительные пошлины 
на импорт, которыми облагаются товары, импортируемые по ценам ниже 
нормальных цен мирового рынка или внутренних цен страны, в которую эти 
товары импортируются. Антидемпинговые пошлины применяются: если ввоз 
таких товаров наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров; 
5) Компенсационные пошлины — пошлины повышенного размера, призванные уравнять внутренние и импортные товары путем 
компенсации разницы в ценах. Эти пошлины — форма защиты внутреннего 
рынка от субсидированного другими странами производства или ввоза 
товаров. 
В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза отдельных товаров 
применяются сезонные таможенные пошлины. При этом ставки 
таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не используются.

 

 

Свободные экономические зоны (СЭЗ)

 

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов. Отсюда причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась на разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.

Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.

Организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации — профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они, в свою очередь, подразделяются на:

  1. Зоны замещения импорта;
  2. Зоны экспорт замещающие;
  3. Зоны экспорт импортозамещающие.

 

При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода:

  1. Территориальный;
  2. Функциональный (точечный).

 

    В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Во втором случае, зона — это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

   

Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговые зоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII— XVIII; вв. Свободные таможенные зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. Свободные таможенные зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но наиболее распространены в индустриально раз витых странах.

Также широко распространены в мире зоны свободной торговли (ЗСТ). Наибольшее развитие они получили в США. Их создание предусмотрено специальным законом США от 1934 г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия могут быть созданы одна или несколько внешнеторговых свободных зон.

В соответствии с существующим законодательством США свободные таможенные зоны, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т. п.).

Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов, зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. К зонам свободной торговли относятся традиционные свободные гавани (порты) с льготным торговым режимом.

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Эти зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Пользуются эти зоны существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шеннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в "новых индустриальных странах".

Логика образования экспортно-производственных зон была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов.

Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70—80-е годы). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — техно полисами, в Китае — зонами развития новой и высокой технологий.

 

Сервисные зоны представляют собой территории льготным режимом предпринимательской деятельности, для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

Информация о работе Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции, внешнеторговая политика и свободные экономические зон