Кредитно-денежная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 . Цели, объекты и субъекты кредитно-денежной политики государства…...4
2. Методы и инструменты кредитно-денежной политики государства……….7
3. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе………………………………………………………………………………17
Практика……………………………………………………………………….....19
Заключение……………………………………………………………………….20
Литература……………………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

кредитно-денежная политика.docx

— 100.84 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

                                                                                                                              Стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

1 . Цели, объекты и субъекты  кредитно-денежной политики государства…...4

2. Методы и инструменты  кредитно-денежной политики государства……….7

3. Особенности кредитно-денежной  политики  ЦБ  РФ  на  современном  этапе………………………………………………………………………………17

Практика……………………………………………………………………….....19

Заключение……………………………………………………………………….20

Литература……………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Успешное развитие экономики  во многом зависит от проводимой в  государстве денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика является совокупностью мероприятий денежной политики, определяющей изменение денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Ее цель заключается в регулировании  экономики посредством воздействия  на состояние денежного обращения  и кредита, ограничения роста  денежной массы в обращении и  ослаблении инфляционных процессов.

Актуальность исследования определяется тем фактом, что денежно-кредитная политика может обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост-таковы ее высшие и конечные цели.

Сравнительный анализ денежно-кредитных  систем разных стран, учет преимуществ  и недостатков каждой из них дают возможность построить систему  денежно-кредитных отношений, отвечающую требованиям нового тысячелетия.

Прохождение российской экономикой различных этапов своего развития, естественно, не могло не сопровождаться соответствующими изменениями тенденций  динамики денежного и кредитного секторов экономики. Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и  политической приемлемости.

Одним из необходимых условий  эффективного развития экономики является формирование четкого механизма  денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Отношения, попадающие в  сферу денежно-кредитного регулирования, представляют, прежде всего, интерес  с точки зрения соответствия потребностям экономики, задачам экономического роста и повышения уровня жизни  населения.

 

 

 

1 . Цели, объекты  и субъекты кредитно-денежной политики государства

Современная кредитно-денежная политика представляет собой результат  длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям развития рыночной экономики. С институциональной точки зрения, кредитно-денежная политика представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики [1, с. 474].

В современной кредитной  политике выделяются три основных звена: Центральный банк; коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые институты.

Субъектом проведения кредитно-денежной политики является Центральный банк[3, c. 286]. Центральный банк в состоянии не только оперативно оценивать макроэкономическую ситуацию, но и принимать соответствующие решения (воздействовать на денежное предложение и ставку процента), которые приводят к изменениям в основных народнохозяйственных пропорциях через опосредующий механизм агрегатов совокупного спроса и валового внутреннего продукта.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они  рассматриваются двояко. С одной  стороны, эти меры являются составной  частью всего комплекса экономической  политики, с другой -- кредитное регулирование  выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику. денежный кредит банк

«По своему содержанию кредитно-денежная политика-совокупность мероприятий центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс». Цель данных мер - «частное преломление общей государственной линии на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики».

Выделяют следующие цели:

Экономические цели.

После длительного периода  экономического роста и полной занятости  цели государства в области экономики  имеют скорее защитный характер и  направлены на поддержание экономической  активности и сокращение безработицы.

Стремление сохранить  и по возможности увеличить производство, а также поддержать достигнутый  уровень жизни соответствует современным задачам. Это «предполагает крупные капиталовложения на переоборудование промышленных и сельскохозяйственных предприятий и создание производственных структур, чтобы уменьшить зависимость страны в сфере энергетики, повысить производительность труда на предприятиях, удовлетворить нужды населения в целом, а также обеспечить подготовку специалистов (инженеров, техников) и наладить разработки научно-технических исследований.» Для этого также требуются значительные оборотные капиталы, необходимые, например, для выдачи заработной платы, для закупок сырья и энергии.

Необходимость подчинения эмиссии  платежных средств экономическим  целям ставит проблему согласованности  всех мер, принимаемых государственными органами. Поэтому кредитно-денежная политика должна быть составной частью общей экономической политики. В  этом отношении особую важность представляют собой два явления, наблюдающиеся  в настоящее время в развитых странах: во-первых, это значительное вмешательство государства в  экономическую деятельность, во-вторых, реализация номиналистической концепции  денег, которая позволила снять ограничения эмиссии платежных средств, свойственные золотому стандарту.

Кредиты должны направляться прежде всего в те отрасли экономики, динамизм которых представляется наиболее необходимым для гармоничного развития экономики в целом. Политика полной занятости соответствует прежде всего интересам человека, но ее объектом является также промышленное оборудование, технические ресурсы, потенциальные экономические возможности.

Полная занятость населения  означает отсутствие массовой безработицы: она представляет собой такую  ситуацию, в которой трудоспособные члены общества могут найти без  особых трудностей и за довольно короткий срок работу, соответствующую их способностям. Тем не менее отсутствие постоянной безработицы не исключает возможности временной безработицы, поскольку развитие экономики предполагает определенный минимум текучести кадров. Смена должности, переход из одной сферы экономики в другую или с одного предприятия на другое могут сопровождаться временной потерей работы, которая терпима, если длится недолго. Банковское кредитование должно способствовать такой мобильности.

Монетарные цели контроля над кредитом.

Цель государственных  органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический  рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь;  в  частности, кредитование  с  целью  увеличения богатства не должно повлечь  за собой повышение цен или  истощение валютных ресурсов. Здесь  проявляется сдерживающая роль внутреннего  и внешнего аспектов кредитной политики.

Стабильность внутренних цен необходима для нормального  функционирования экономики. Общее  понижение цен повлекло бы за собой  замедление темпов производства и тем  самым препятствовало бы экономическому развитию; однако эту возможность  не стоит рассматривать, поскольку  в  настоящее время она не может  реализоваться. Общее повышение  цен таит  в  себе известные  социальные и экономические опасности, оно не только подрывает или ослабляет  стремление к накоплению  денег  и делает неэффективными предпринимаемые  усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений и снижает их рентабельность.

Тем не менее стабилизация не может быть абсолютной и не исключает изменений в соотношении цен.  В определенных случаях могут и должны допускаться изменения, чтобы, например, создать благоприятные условия для приспособления производства к спросу потребителей или к техническим новшествам. Эта гибкая политика, как бы желательна она ни была, может привести к понижению цен и даже заработной платы; поэтому она способна вызвать ожесточенное сопротивление, которое затрудняет выполнение государственными органами своих задач в этой области.

Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные резервы  на  удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет  бороться  с  безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от нее зависит  регулярность импорта сырья и  энергоносителей, необходимых для народного хозяйства.

 

2. Методы и инструменты кредитно-денежной политики государства.

Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых центральный   банк  проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся  в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции  на   открытом   рынке   с   ценными   бумагами  и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

Политика обязательных резервов.

 В  настоящее время  минимальные резервы - это наиболее  ликвидные активы, которые обязаны  иметь все кредитные учреждения, как правило, либо  в  форме  наличных  денег   в  кассе  банков, либо  в  виде депозитов   в  центральном банке или   в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций [5, c. 348]. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют  две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов  центральный   банк  поддерживает степень ликвидности  коммерческих банков  на  минимально допустимом уровне  в  зависимости  от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы  в  стране. Посредством изменения норматива  резервных средств  центральный   банк  регулирует масштабы активных  операций  коммерческих банков (в  основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резирвирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".

Изменение нормы  обязательных  резервов влияет  на  рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два  десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы  обязательных   резервов  и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Рефинансирование коммерческих банков.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов  денежно-кредитной политики центральных  банков Западной Европы. Центральные  банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются  по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе  0.5 -2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства