Кредитно-денежная политика национального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Центральный Банк играет ключевую роль и занимает монопольное по-ложение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денеж-ной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.
В процессе экономического регулирования государство широко ис-пользует кредитно-денежные меры. С одной стороны, эти меры являются со-ставной частью всего комплекса экономической политики, с другой – кре-дитное регулирование выступает своего рода инструментом государственно-го вмешательства в экономику.

Содержание работы

Введение.
1. Необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства….5
2. Основные инструменты реализации кредитно-денежной политики….....10
3. Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет………………………………………………………………16
Заключение.
Практическая часть.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кредитно-денежная политика национального государства.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Архангельский филиал Финуниверситета

     
 



Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине « Макроэкономика »

на тему:

«Кредитно-денежная политика национального государства»

 

 

Студента

Паршиной Ирины Сергеевны

Номер личного дела

100.01/120447

Специальность/направление

Финансы и кредит

Курс

3

Группа 

 

Форма обучения

вечер

   

Руководитель

К.т.н., доцент 


 

 

Архангельск

2012

 

Содержание:

Введение.

1. Необходимость  и цели кредитно-денежных мероприятий  государства….5

2. Основные инструменты реализации  кредитно-денежной политики….....10

3. Особенности кредитно-денежных  мероприятий в российской экономике  последних трех лет………………………………………………………………16

Заключение.

   Практическая часть.

   Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Под кредитно денежной политикой (иногда ее называю монетарной) государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

Актуальность данной темы обусловлена тем,  что состояние экономики в большей мере зависит от состояния кредитно-денежной сферы. Без верной кредитно-денежной политики, проводимой ЦБ, экономика не может эффективно функционировать. Главные составляющие кредитно-денежной политики (деньги и кредит) являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.

Центральный Банк играет ключевую роль и занимает монопольное  положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.

  В процессе экономического регулирования государство широко использует кредитно-денежные меры. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой – кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.

Цель работы – изучить кредитно-денежная политика национального государства

Для достижения этой цели в работе  поставлены  следующие задачи:

1.Определить  необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства

2.Выявить основные инструменты реализации кредитно-денежной политики

3. Проанализировать особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике 2010-2012гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства

 

Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», кредитно-денежная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства.   

     Денежно-кредитное регулирование является одним из элементов общей экономической политики государства и является совокупностью мероприятий, направленных на изменение:

• денежной массы в  обращении,

• объема кредитов,

• уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

В основе кредитно-денежной политики лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Первичные или основные цели кредитно-денежной политики, также как и политики фискальной (бюджетно-налоговой), конъюнктурной, экономического роста и т.п. – сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника:

• стабилизация уровня цен (темп инфляции),

• достижение полной занятости (темп безработицы),

• соразмерный и стабильный экономический  рост (темп ВВП),

• внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный

баланс).

 

                                                                                               

                                  

 

                                                                                                             Таблица 1

                     Цели кредитно-денежной политики

Национальные  денежные власти

Первичная цель денежно-кредитной

Политики

1

2

ФРС США

Максимальный устойчивый

долгосрочный экономический  рост и

стабильность цен

Китайский народный банк

Экономический рост и  стабильность

валютного курса юаня

Немецкий бундесбанк

Защита валюты и поддержка общей

экономической политики

правительства

Национальный банк Польши

Ценовая стабильность и  поддержка

правительственной экономической

политики настолько, насколько  она не

противоречит основной цели банка.

Банк России

Защита и обеспечение  устойчивости

рубля; развитие и укрепление

банковской системы  РФ и обеспечение

эффективного и бесперебойного

функционирования платежной

системы.

Европейский ЦБ, Банк Англии, Банк Франции, Национальный банк Швейцарии, Банк Испании, Шведский Риксбанк, Болгарский национальный банк, Национальный банк Румынии, Банк Латвии.

Ценовая стабильность

Банк Италии, Национальный

банк Бельгии, Национальный

банк Дании, Центральный  банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Банк Нидерландов, Чешский национальный банк, Национальный банк Румынии, Национальный банк Словакии, Банк Словении, Банк Литвы.

Стабильность национальной валюты


 

В системе целей кредитно-денежной политики должно обеспечиваться соответствие числа поставленных целей количеству методов

реализации денежно-кредитного регулирования и наличие строгой

иерархии целей. Все  эти цели можно классифицировать в зависимости от:

1. границ действия:

1) внешние (равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса)

           2) внутренние (стабильность национальной денежной единицы, стимулирование экономического роста и т. д.);

2. времени действия: конечные, промежуточные и тактические.

В совокупности задач  промежуточные и тактические  цели, обра-

зуют иерархическую  структуру, где на каждом определенном уровне

происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения

выполнения более важной задачи. Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной и внешне экономической.

К промежуточным целям относятся:

1. Объем денежной массы,

2. Процентная ставка,

3. Обменные курсы национальной валюты относительно иностранных

валют.

          4. Номинальный объем производства.

Промежуточной целью денежно-кредитной политики может быть и достижение установленных ориентиров по инфляции (таргетирование инфляции), и регулирование количества денег в обороте  через регулирование денежных агрегатов (денежное таргетирование), и стабилизация валютного курса. Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации экономики и уровнем функциональной независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике

Денежно-кредитное регулирование традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране.

Следовательно, высшая цель государственного денежно кредитного регулирования должна совпадать со стратегической целью государственного регулирования экономики — максимальный устойчивый долгосрочный экономический рост, обеспечение стабильности цен, эффективной занятости.

Однако эта цель достигается  с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые имеют свою специфику, осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.

         Центральный банк с помощью мероприятий кредитно-денежной политики может «сгладить» возникающие шоки в экономике, но, естественно, с определенным, достаточно длительным лагом.

Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной

экспансии или кредитной  рестрикции (ограничении денежных предложений по каналу кредитования). Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдачи кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым — по насыщению экономики денежными ресурсами.

Кредитно-денежная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада — в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождающегося инфляцией, — в ограничении предложения денег для ограничения расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

   

 

 

 

2. Основные инструменты реализации кредитно-денежной политики.

В мировой экономической  практике центральные банки используют инструменты денежно-кредитного регулирования. Использование различных инструментов сильно варьируется в зависимости от философии экономической политики, конкретных обстоятельств, степени открытости экономики и традиций страны. Инструменты имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные. Это указывает на то, что государство располагает мощными средствами регулирования рыночной стихии, но не пытается идти против рынка, а лишь делает его более стабильным.

Основные инструменты, которыми располагает центральный

банк, включают:

1) изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;

2) операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

3) дисконтная политика, или изменение учетного процента.

Обязательные резервы представляют собой определенный «запас» денежных средств в размере установленной процентной доли от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. В настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.

Политика минимальных  резервов Банка России может быть дифференцирована в зависимости от вида привлеченных банками ресурсов и срока привлечения средств. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к сумме средств, привлеченных коммерческими банками, а норматив резервирования определяется Советом директоров Банка России.

В настоящее время обязательные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банка, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Обязательные резервы  выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Информация о работе Кредитно-денежная политика национального государства