Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа
Центральный Банк играет ключевую роль и занимает монопольное по-ложение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денеж-ной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.
В процессе экономического регулирования государство широко ис-пользует кредитно-денежные меры. С одной стороны, эти меры являются со-ставной частью всего комплекса экономической политики, с другой – кре-дитное регулирование выступает своего рода инструментом государственно-го вмешательства в экономику.
Введение.
1. Необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства….5
2. Основные инструменты реализации кредитно-денежной политики….....10
3. Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет………………………………………………………………16
Заключение.
Практическая часть.
Список использованной литературы
Федеральное
государственное высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет) Архангельский филиал Финуниверситета | ||
по дисциплине « Макроэкономика »
на тему:
«Кредитно-денежная политика национального государства»
Студента |
Паршиной Ирины Сергеевны |
Номер личного дела |
100.01/120447 |
Специальность/направление |
Финансы и кредит |
Курс |
3 |
Группа |
|
Форма обучения |
вечер |
Руководитель |
К.т.н., доцент |
Архангельск
2012
Содержание:
Введение.
1. Необходимость
и цели кредитно-денежных
2. Основные инструменты
3. Особенности кредитно-денежных
мероприятий в российской
Заключение.
Практическая часть.
Список использованной литературы
Введение.
Под кредитно денежной политикой (иногда ее называю монетарной) государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что состояние экономики в большей мере зависит от состояния кредитно-денежной сферы. Без верной кредитно-денежной политики, проводимой ЦБ, экономика не может эффективно функционировать. Главные составляющие кредитно-денежной политики (деньги и кредит) являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.
Центральный Банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.
В процессе экономического регулирования государство широко использует кредитно-денежные меры. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой – кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.
Цель работы – изучить кредитно-денежная политика национального государства
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
1.Определить необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства
2.Выявить основные инструменты реализации кредитно-денежной политики
3. Проанализировать особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике 2010-2012гг.
1.Необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства
Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», кредитно-денежная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства.
Денежно-кредитное регулирование является одним из элементов общей экономической политики государства и является совокупностью мероприятий, направленных на изменение:
• денежной массы в обращении,
• объема кредитов,
• уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
В основе кредитно-денежной политики лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.
Первичные или основные цели кредитно-денежной политики, также как и политики фискальной (бюджетно-налоговой), конъюнктурной, экономического роста и т.п. – сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника:
• стабилизация уровня цен (темп инфляции),
• достижение полной занятости (темп безработицы),
• соразмерный и стабильный экономический рост (темп ВВП),
• внешнеэкономическая
баланс).
Цели кредитно-денежной политики
Национальные денежные власти |
Первичная цель денежно-кредитной Политики |
1 |
2 |
ФРС США |
Максимальный устойчивый долгосрочный экономический рост и стабильность цен |
Китайский народный банк |
Экономический рост и стабильность валютного курса юаня |
Немецкий бундесбанк |
Защита валюты и поддержка общей экономической политики правительства |
Национальный банк Польши |
Ценовая стабильность и поддержка правительственной экономической политики настолько, насколько она не противоречит основной цели банка. |
Банк России |
Защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. |
Европейский ЦБ, Банк Англии, Банк Франции, Национальный банк Швейцарии, Банк Испании, Шведский Риксбанк, Болгарский национальный банк, Национальный банк Румынии, Банк Латвии. |
Ценовая стабильность |
Банк Италии, Национальный банк Бельгии, Национальный банк Дании, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Банк Нидерландов, Чешский национальный банк, Национальный банк Румынии, Национальный банк Словакии, Банк Словении, Банк Литвы. |
Стабильность национальной валюты |
В системе целей кредитно-
реализации денежно-кредитного регулирования и наличие строгой
иерархии целей. Все эти цели можно классифицировать в зависимости от:
1. границ действия:
1) внешние (равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса)
2) внутренние (стабильность национальной денежной единицы, стимулирование экономического роста и т. д.);
2. времени действия: конечные, промежуточные и тактические.
В совокупности задач промежуточные и тактические цели, обра-
зуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне
происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения
выполнения более важной задачи. Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной и внешне экономической.
К промежуточным целям относятся:
1. Объем денежной массы,
2. Процентная ставка,
3. Обменные курсы национальной валюты относительно иностранных
валют.
4. Номинальный объем производства.
Промежуточной целью денежно-кредитной политики может быть и достижение установленных ориентиров по инфляции (таргетирование инфляции), и регулирование количества денег в обороте через регулирование денежных агрегатов (денежное таргетирование), и стабилизация валютного курса. Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации экономики и уровнем функциональной независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике
Денежно-кредитное регулировани
Следовательно, высшая цель государственного денежно кредитного регулирования должна совпадать со стратегической целью государственного регулирования экономики — максимальный устойчивый долгосрочный экономический рост, обеспечение стабильности цен, эффективной занятости.
Однако эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые имеют свою специфику, осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Центральный банк с помощью мероприятий кредитно-денежной политики может «сгладить» возникающие шоки в экономике, но, естественно, с определенным, достаточно длительным лагом.
Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной
экспансии или кредитной рестрикции (ограничении денежных предложений по каналу кредитования). Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдачи кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым — по насыщению экономики денежными ресурсами.
Кредитно-денежная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада — в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождающегося инфляцией, — в ограничении предложения денег для ограничения расходов.
2. Основные инструменты реализации кредитно-денежной политики.
В мировой экономической практике центральные банки используют инструменты денежно-кредитного регулирования. Использование различных инструментов сильно варьируется в зависимости от философии экономической политики, конкретных обстоятельств, степени открытости экономики и традиций страны. Инструменты имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные. Это указывает на то, что государство располагает мощными средствами регулирования рыночной стихии, но не пытается идти против рынка, а лишь делает его более стабильным.
Основные инструменты, которыми располагает центральный
банк, включают:
1) изменение норматива обязательных резервов или так называемых «резервных требований»;
2) операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.
3) дисконтная политика, или изменение учетного процента.
Обязательные резервы представляют собой определенный «запас» денежных средств в размере установленной процентной доли от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. В настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.
Политика минимальных резервов Банка России может быть дифференцирована в зависимости от вида привлеченных банками ресурсов и срока привлечения средств. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к сумме средств, привлеченных коммерческими банками, а норматив резервирования определяется Советом директоров Банка России.
В настоящее время обязательные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банка, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Обязательные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Информация о работе Кредитно-денежная политика национального государства