Кредитно-денежная политика национального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Центральный Банк играет ключевую роль и занимает монопольное по-ложение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денеж-ной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами.
В процессе экономического регулирования государство широко ис-пользует кредитно-денежные меры. С одной стороны, эти меры являются со-ставной частью всего комплекса экономической политики, с другой – кре-дитное регулирование выступает своего рода инструментом государственно-го вмешательства в экономику.

Содержание работы

Введение.
1. Необходимость и цели кредитно-денежных мероприятий государства….5
2. Основные инструменты реализации кредитно-денежной политики….....10
3. Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет………………………………………………………………16
Заключение.
Практическая часть.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кредитно-денежная политика национального государства.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, обязательные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Управляя нормой резервирования, центральный банк оказывает влияние на уровень прибыльности коммерческих банков, повышая либо понижая стоимость ресурсов, объем кредитов и депозитов. Изменяя размеры кредитно-депозитной эмиссии, центральный банк управляет величиной и темпами изменения денежной массы.

Вместе с тем обязательные резервы во многом представляют собой  административно-количественный инструмент, и по мере развития финансовых рынков его использование уменьшилось (в некоторых странах максимальный размер фиксируется в законе во избежание злоупотреблений). В ряде случаев резервные требования были полностью отменены как малоэффективные или их размер существенно снижен.

Операции  на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами) — это покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (государственных облигаций) Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.

Центральный банк осуществляет выпуск государственных краткосрочных ценных бумаг с целью покрытия дефицита государственного бюджета (той части государственных расходов, которая не покрывается за счет сбора

налогов). Продавая государственные ценные бумаги (ГКО), Центральный банк уменьшает предложение денег. И наоборот.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее

время являются в мировой  экономической практике основным инструментом кредитно-денежной политики. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

При покупке центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков соответствующие суммы поступают на их корреспондентские счета, т.е. увеличивается величина свободных резервов и, следовательно, появляется возможность расширения активных, в том числе ссудных, операций с клиентурой. В случае продажи центральным банком ценных бумаг коммерческим банкам, наоборот, суммы их свободных резервов уменьшаются, а в банковской системе в целом происходит сокращение кредитных ресурсов и повышение их стоимости, что отражается на общей величине денежной массы.

Операции центрального банка на открытом рынке, в отличие  от

других экономических  инструментов, оказывают быстрое  корректирующее воздействие на уровень  ликвидности коммерческих банков и динамику денежной массы. Особенность использования центральным банком данного инструмента состоит в том, что периодичность и масштабы проведения операций определяются по усмотрению центрального банка, исходя из желаемого прогнозируемого эффекта, что делает этот инструмент наиболее удобным, гибким и оперативным в применении.

По форме проведения рыночные операции центрального банка  с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку либо продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.

Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия  придают популярность данному инструменту  регулирования. Так, доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%.

Третий инструмент денежной политики — это дисконтная политика, или изменение учетного процента. Традиционная функция центрального банка — предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента. Изменяя эту ставку, центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению и предприятиям.

В зависимости от уровня учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще, и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Определение размера  учетной ставки — один из наиболее важных

аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной  ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику, он снижает учетную (процентную) ставку. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Учетная политика, будучи составной частью государственной

процентной политики, является одним из наиболее важных инструментов кредитно-денежного регулирования, основные направления которого разрабатываются и реализуются центральным банком посредством установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).

Рефинансирование кредитных  организаций центральным банком

используется для регулирования  ликвидности коммерческих банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются, как правило, финансово устойчивым коммерческим банкам, испытывающим временную нехватку ликвидных средств.

В настоящее время  к инструментам рефинансирования относят кредиты, выдаваемые центральными банками коммерческим банкам под залог ценных бумаг и краткосрочные двусторонние сделки на валютном рынке и рынке ценных бумаг (операции СВОП и РЕПО).

В системе рефинансирования центральным банком коммерческих

банков важную роль играет уровень ставки рефинансирования:

уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми.

При получении кредита  от центрального банка увеличиваются  ресурсы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, повышение ставки рефинансирования вызывает сокращение денежной массы.

Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику, он снижает учетную (процентную) ставку. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Инструменты денежно-кредитной  политики используются цен-

тральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью кредитно-денежной политики. Оптимальная комбинация инструментов зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, от роли центрального банка в экономике страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности кредитно-денежных  мероприятий в российской экономике последних трех лет.

2010г.

В 2010 г. в условиях замедления инфляции и умеренных инфляционных ожиданий Банк России проводил стимулирующую денежно-кредитную политику. Ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75% годовых.

  В целях повышения  гибкости валютного курса и  сокращения масштабов прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования на внутреннем валютном рынке с 13 октября 2010 г. операционный интервал допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины, используемый для сдерживания излишне резких колебаний валютного курса, был расширен с 3 до 4 рублей.

           В условиях высокого уровня ликвидности банковского сектора Банк России в 2010 г. активизировал проведение операций по абсорбированию свободных средств кредитных организаций. Основными используемыми для этого инструментами были проводимые с кредитными организациями депозитные операции и операции с облигациями Банка России.

  В 2010 г. активность  на рынке облигаций Банка России  существенно повысилась по сравнению с предыдущим годом.   

            В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики за счет усиления воздействия операций Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка были приняты решения о переходе в ноябре 2010 г. к эмиссии трехмесячных облигаций Банка России с периодичностью размещения раз в два месяца и о прекращении с 15 декабря 2010 г. выполнения Банком России функций маркетмейкера по своим облигациям на вторичном рынке.

    Дополнительным  инструментом абсорбирования свободной  ликвидности были операции Банка  России по продаже государственных  ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. Объем операций по продаже ОФЗ из собственного портфеля Банка России в 2010 г. составил 22,6 млрд. руб. (в IV квартале операции не проводились).

    Нормативы  обязательных резервов, установленные Банком России, в 2010 г. составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций (кроме РНКО, РЦ ОРЦБ) установлен в размере 0,6; для РНКО и РЦ ОРЦБ — 1,0. Корректировочный коэффициент, применяемый для определения суммы обязательств кредитной организации по выпущенным ею долговым ценным бумагам перед кредитными организациями резидентами Российской Федерации, составлял 0,2.

2011г.

       Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, увеличилась со 151,4 млрд. руб. на 1.01.2010 до 188,4 млрд. руб. на 1.01.2011 (на 1.10.2010 она составляла 182,2 млрд. руб.).

 В IV квартале 2011 г.  Банк России осуществлял меры, направленные на повышение действенности проводимой денежно-кредитной политики.

          В декабре Банк России принял решение снизить на 0,25 процентного пункта ставку рефинансирования, а также процентные ставки по отдельным операциям предоставления ликвидности на фиксированных условиях и повысить на 0,25 процентного пункта процентные ставки по депозитным операциям на фиксированных условиях.

         В IV квартале Банк России начал выдавать кредиты, обеспеченные золотом, по фиксированной процентной ставке, объем предоставленных кредитов составил 19,0 млн. рублей. Срок предоставления данного вида кредитов был увеличен с 90 до 180 дней.

        В IV квартале Банк России не принимал решений об изменении нормативов обязательных резервов.

2012г. первое полугодие.

         В течение II квартала 2012 г. в соответствии с решениями Совета директоров Банка России, ставка рефинансирования и процентные ставки по операциям Банка России оставались неизменными (за исключением ставок по сделкам "валютный своп"). Указанные решения принимались исходя из оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста с учетом развития внешнеэкономической ситуации.

Во II квартале 2012 г. Банк России принял ряд решений, направленных на повышение эффективности применения инструментов денежно-кредитной политики и расширение доступа кредитных организаций к операциям рефинансирования.

Банк России с целью  увеличения возможностей кредитных  организаций по получению рефинансирования принял ряд мер, направленных на расширение круга ценных бумаг, которые могут быть использованы в качестве обеспечения в операциях с центральным банком.

В целях обеспечения  бесперебойного функционирования платежной  системы Банк России ежедневно предоставлял кредитным организациям внутридневные  кредиты. Их объем в январе—июне 2012 г. составил 23,3 трлн. руб. (в том числе за II квартал — 13,3 трлн. руб.), увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. на 7,2 трлн. руб., или на 44,7%.

Банк России предоставлял кредитным организациям также кредиты  овернайт для завершения операционного дня. Объем предоставленных Банком России кредитов овернайт в первом полугодии 2012 г. составил 76,5 млрд. руб. (в том числе за II квартал — 44,5 млрд. руб.), уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 40,1 млрд. руб., или на 34,4%.

В первом полугодии 2012 г. Банк России не проводил операции с  собственными облигациями и операции по продаже государственных ценных бумаг из своего портфеля.

 

 

 

 

 

    

Заключение.

Кредитно-денежная политика прямо определяется приоритетами и целями правительства. Такими конечными целями обычно являются: стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс.

         Первоочередной задачей государственного сектора является  стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику.  Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это  делается для регулирования денежного предложения в стране.

Центральным звеном денежной политики государства является  центральный банк (ФРС - в США,  ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и  величина обязательных резервов.  Также  Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков

Объектами денежно-кредитного регулирования являются спрос

и предложение на денежном рынке. Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка через формирование как предложения, так и спроса на деньги.

Информация о работе Кредитно-денежная политика национального государства