Кредитный рынок: сущность, сегменты, участники и их интересы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 15:59, реферат

Описание работы

Кредитный рынок - это общее обозначение тех рынков, где существуют предложение и спрос на различные платежные средства. Кредитные сделки опосредуются, как правило, кредитными институтами (банками и др.), которые берут взаймы и ссужают деньги, или движением различных долговых обязательств, которые продаются и покупаются на рынке ценных бумаг.

Файлы: 1 файл

Деньги.docx

— 40.09 Кб (Скачать файл)

Деньги, кредит, банки

Задание 20

1. Кредитный рынок: сущность, сегменты, участники и их интересы. 

 

Кредитный рынок - это общее  обозначение тех рынков, где существуют предложение и спрос на различные  платежные средства. Кредитные сделки опосредуются, как правило, кредитными институтами (банками и др.), которые  берут взаймы и ссужают деньги, или движением различных долговых обязательств, которые продаются  и покупаются на рынке ценных бумаг.

Следовательно, кредитный  рынок предоставляет средства для  инвестиций в распоряжение предприятий  и именно на нем происходит перемещение  денег из тех секторов экономики, где имеется избыток, в те сектора, которые испытывают в них недостаток. На кредитном рынке предприятия  берут деньги в долг для финансирования своих инвестиций; иногда предприятия  дают деньги взаймы, но, как правило, производственный сектор больше берет, чем дает. Поэтому можно сказать, что одна из основных задач кредитного рынка - направлять сбережения населения  и свободные средства посредническим лицам на инвестиции.

Сущность кредитного рынка  не зависит от того, какой денежный капитал используется на нем: собственный  или чужой, аккумулированный, т.е. не имеет значения, ведет ли банкир свое дело лишь при помощи собственного капитала или только при помощи капитала, депонированного у него.

Содержание, характер использования, закономерности развития кредитного рынка  определяются социально-экономическими отношениями капиталистического способа  производства. В свою очередь сущность этого рынка предопределяет конкретную роль, которую он выполняет в современном  механизме государственно-монополистического капитализма.

Кредитный рынок способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри страны, трансформации денежных сбережений в капиталовложения, реализации научно-технической  революции, обновлению основного капитала. В этом смысле рынок опосредствует  различные фазы воспроизводства, является своеобразной опорой материальной сферы  производства, откуда она черпает  дополнительные денежные ресурсы. 

Экономическая роль кредитного рынка заключается в его способности  объединить мелкие, разрозненные денежные средства в интересах всего капиталистического накопления. Это позволяет рынку  активно воздействовать на концентрацию и централизацию производства и  капитала. 

Кредитный рынок выполняет  макроэкономическую функцию. В современной  капиталистической экономике денежный капитал накапливается в основном в виде денежного ссудного капитала. Поэтому накопление денежного капитала важно не само по себе как обособленный процесс, а прежде всего с точки  зрения его воздействия на весь ход  капиталистического воспроизводства, т.е. в макроэкономическом аспекте. В этом отношении накопление денежного  капитала тесно взаимодействует  с реальным накоплением, представляющим в целом иной процесс. Большая  часть денежного капитала формируется  за счет сбережений населения, а их размеры играют значительную роль в  образовании общенациональной нормы  реального накопления, доли капиталовложений в валовом национальном продукте.

Участниками кредитного рынка  являются кредиторы и заемщики. Кредиторы  предоставляют ссуду на временное  пользование за определенный процент, а заемщики, получая ссуды под  определенные гарантии их возврата за определенную плату в виде процента. К кредиторам относятся государство, банки, финансово-кредитные учреждения и предприятия. Заемщиками могут  быть государство, коммерческие банки, население, хозяйствующие субъекты.

При этом могут иметь место  кредитные отношения между следующими участниками:

-  Центральным банком и коммерческими банками;

-  коммерческими банками (друг с другом);

-  коммерческими банками и обслуживаемыми ими юридическими и физическими лицами;

-  российскими и зарубежными банками.

кредитный рынок включает два основных сегмента.

1) Денежный рынок- совокупность краткосрочных кредитных операций (рынок краткосрочных ценных бумаг, рынок межбанковских кредитов и депозитов).

2) Рынок капиталов – совокупность средне– и долгосрочных кредитных операций(ипотечный рынок, рынок государственных и корпоративных облигаций)

Рынок краткосрочных ценных бумаг. На нем обращаются следующие краткосрочные кредитные инструменты: казначейские векселя, коммерческие бумаги, депозитные сертификаты, банковские акцепты. Данный сегмент является самым крупным сектором денежного рынка. Его главной характеристикой является высокая ликвидность и мобильность.

Рынок межбанковских кредитов и депозитов представляет собой важный сектор денежного рынка, основными участниками которого выступают центральный банк и коммерческие банки. Благодаря ему коммерческие банки получают возможность оперативно управлять своей ликвидностью и выполнять требования ЦБ о формировании обязательных резервов.

Рынок краткосрочных депозитов  и кредитов - наиболее развитый сегмент кредитного рынка. Его основные субъекты - многочисленные кредитные посредники и кредитные институты, обеспечивающие общество широким спектром кредитных инструментов.

Ипотечный рынок - его развитие идет по 2-м направлениям. 1-е связано с долгосрочным кредитование хозяйствующих субъектов под залог приобретаемой недвижимости, 2-е – формирование рынка ипотечных облигаций.

Рынок государственных  и корпоративных облигаций - крупнейший сегмент рынка капитала, охватывающий операции с многочисленными видами государственных, муниципальных, корпоративных и ипотечных облигаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Корпоративное  управление в банке и банковский  менеджмент: основные задачи, направления. 

 

Банковский менеджмент в  общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием и контролем деятельности банка, управлением финансами, управлением  маркетинговой деятельностью, а  также управление персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, банковский менеджмент - это управление отношениями, связанными с формированием  и использованием денежных ресурсов, т.е. взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.

Таблица 1. Основные задачи банковского менеджмента.

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ  РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ

Банковская  политика

Постановка главных  задач, выделение основной цели существования  банка

Разработка комплексных  программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования  банка;

Разработка методологии  управления деятельностью банка;

Разработка организационной  структуры банков в соответствии с выбранной политикой развития банка;

Стратегия управления персоналом банка:

в области организации  работы персонала;

в области определения  эффективности работы персонала;

в области мотивации  персонала;

в области стимулирования инновационного потенциала персонала;

в области продвижения  персонала.

Банковский  маркетинг

Установление  существующих и потенциальных рынков банковских услуг;

Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры;

Установление долго- и краткосрочных целей для  развития существующих и создания новых  видов банковских услуг;

Внедрение новых  видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.

Создание  банковских продуктов

Разработка  методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка;

Внедрение новых  банковских технологий обслуживания клиентов.

Формирование  клиентской базы банка, обслуживание клиентов продажа услуг

Укрепление  позиций на освоенных сегментах  рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные  учреждения, физические лица);

Завоевывание новых рынков банковских услуг;

Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков;                              

Получение прибыли.

Экономика и финансы

Приращение  капитала;

Управление прибылью и ликвидностью;

Максимизация управленческого  вознаграждения;

Обеспечение стабильности развития банка;

Обоснование финансовых решений;

Управление издержками банка.

Информационно-аналитическое  обеспечение

Создание  информационно-аналитической системы  планирования и реализации финансовых операций.


Конкретно все инвесторы хотят:

· сравнивать стандарты корпоративного управления в разных компаниях;

· понимать особенности функционирования компаний и степень их прозрачности;

· иметь возможность оценивать  свои риски;

· знать, как компания учитывает  интересы всех собственников, включая  миноритарных;

· располагать дополнительной информацией  при принятии инвестиционных решений.

Отсюда следует, что корпоративное  управление ещё для многих остаётся загадочным явлением.

Корпоративное управление - это система  отчётности перед акционерами лиц, которым доверено текущее руководство  компанией.

Корпоративное управление - это способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение  результатов деятельности между  всеми акционерами, а также иными  заинтересованными лицами.

Корпоративное управление - это комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство  компании и влиять на менеджмент с  целью максимизации прибыли и  стоимости предприятия.

Корпоративное управление - это система  взаимоотношений между менеджерами  компании и её владельцами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защиты интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон. Суть корпоративного управления заключается в том, чтобы дать акционерам возможность эффективного контроля и мониторинга деятельности менеджмента и тем самым способствовать увеличению капитализации компании. Этот контроль подразумевает как внутренние процедуры управления, так и внешние правовые и регулирующие механизмы. Акционеры хотят чётко знать, какую именно ответственность перед ними несут высшие должностные лица компании за достигнутые результаты. Инвесторы хотят понимать, будет ли у них реальная возможность влиять на принятие важных решений.

Эффективность корпоративного управления в кредитных организациях (КО) является одним из важнейших условий обеспечения стабильности как самих КО, так и банковских систем РФ.

Под корпоративным управлением  в кредитной организации понимается общее руководство деятельностью  КО, осуществляемое её общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным исполнительным органом, коллегиальным исполнительным органом КО и иными заинтересованными лицами, в частности:

· определения стратегических целей  КО, путей достижения указанных целей (включая порядок образования органов управления, наделения их полномочиями и осуществления управления текущей деятельностью КО) и контроля за их достижением;

· создания стимулов трудовой деятельности, обеспечивающих выполнение органами управления и служащими КО всех действий, необходимых для достижения стратегических целей деятельности КО;

· достижения баланса интересов (компромисса) участников, членов совета директоров и исполнительных органов КО, её кредиторов, вкладчиков и иных заинтересованных лиц;

· обеспечения соблюдения законодательства РФ, учредительных и внутренних документов КО, а так же принципов профессиональной этики, принимаемых банковскими союзами, ассоциациями и/или иными саморегулируемыми организациями и/или определяемых во внутренних документах КО.

 

Основными направление корпоративного управления в КО являются:

  • распределение полномочий, вопросов компетенции и подотчётности между органами управления, организация эффективной деятельности совета директоров (СД) и исполнительных органов (распределение полномочий обеспечивает разграничение общего руководства, осуществляемого участниками и советом директоров, и руководства текущей деятельностью КО, осуществляемого её исполнительными органами);
  • определение и утверждение стратегии развития деятельности КО и контроль за её реализацией (включая построение эффективных систем планирования, управления банковскими рисками и внутреннего контроля);
  • предотвращение конфликтов интересов, которые могут возникнуть между участниками, членами совета директоров и исполнительных органов, служащими, кредиторами, вкладчиками, иными клиентами и контрагентами;
  • определение правил и процедур, обеспечивающих соблюдение принципов профессиональной этики;
  • определение порядка и контроль за раскрытием информации о КО.

Важным элементом корпоративного управления КО является установление во внутренних документах порядка разработки, утверждения и - при необходимости - уточнения (корректировки) стратегии развития её деятельности (далее - стратегия развития).

 

 

 

 

3. Практическая  работа 

Используя рекламные  и информационные материалы конкретного  банка,  прокомментируйте  его  маркетинговую  стратегию и бизнес-план. Составьте «портрет» коммерческого  банка, опираясь на  публикуемую  информацию  о  нём. 

Информация о работе Кредитный рынок: сущность, сегменты, участники и их интересы