Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:11, курсовая работа
Цель данной работы - поэтапно раскрыть развитие сельского хозяйства в Республике Казахстан и найти пути совершенствования сельского хозяйства в Казахстане. В данной курсовой работе мы рассмотрим основные исторические тенденции развития сельского хозяйства в Республике Казахстан, современное состояние и проблемы аграрного сектора экономики и реформы, проводимые в Республике Казахстан.
Введение……………………………………………………………………………............3
Экономическая сущность сельского хозяйства
Историческое развитие сельского хозяйства в Казахстане…….……………....5
Экономическое состояние сельского хозяйства в Казахстане…….…………..9
Материально-техническая база сельского хозяйства………………..…………..10
2.Современное состояние сельского хозяйства в Казахстане
2.1Развитие агропромышленного комплекса………………………………………………12
2.2Основные проблемы АПК в Казахстане….………………………………………………..13
3. Политика государственного регулирования развития и реформы АПК Республики Казахстан
3.1 Анализ действующей политики государственного регулирования развития АПК………………………………………………………………………………………………………..16
3.2.Реформы АПК Республики Казахстан……………………………………………………….17
3.3. Программа развития АПК на 2010-2014 годы…………….……………………………18
3.4. Программа развития АПК на 2011-2020 годы…………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………………………….23
Слабые стороны:
2.2 Основные проблемы АПК в Казахстане
На сегодняшний день отечественная сельхозпродукция фактически неконкурентоспособна. По данным Всемирного Банка Развития, производительность труда в сельском хозяйстве в республике в 5 раз ниже, чем в Восточной Европе. Установление защитных пошлин – решение временное. Все равно после переходного периода придется открывать границы для дешевой продукции из-за рубежа. В условиях Казахстана сложность аграрных проблем смело можно удваивать. По данным ООН, из 272,5 млн га территории Казахстана опустыниванию подвержено 179,9 млн га, или 66 % всей площади. Ущерб от деградации пастбищ составляет 963 млн долл., упущенный доход из-за эрозии пашни – 779 млн долл., из-за вторичного засоления – 375 млн долл. Общий ущерб от потери гумуса в Казахстане оценивается международными специалистами в 2,5 млрд долл. Деградация плодородных земель продолжается, отчасти из-за экологических проблем, отчасти – из-за примитивных технологий возделывания земли. Климатические условия обрекают на сравнительно невысокую урожайность. По зерновым мы получаем в среднем около 10 центнеров с гектара.
За последние четыре года на различные программы поддержки сельского хозяйства из бюджета Казахстана было выделено всего около 1 млрд долл. Субсидирование получения кредитов, удешевленного ГСМ и минеральных удобрений, элитных семян, на племенное дело в животноводстве – вот и весь перечень видов государственной поддержки сельхозпроизводителей.
Необходимо не только принять адекватную программу дальнейшего развития агропромышленного комплекса, но и увеличить размер и виды субсидирования производства сельскохозяйственной продукции, пересмотреть механизм страхования в растениеводстве, усилить контроль за использованием средств, вложенных государством в сельское хозяйство.
В АПК Республики Казахстан основными общесистемными проблемами являются:
Также к числу основных проблем и факторов, ограничивающих развитие сельскохозяйственного сектора экономики республики, можно отнести:
Глава 3. Анализ действующей политики государственного регулирования развития АПК
3.1
Политика государственного
Современный этап развития
В связи с этим весьма
В целом государственная политика Казахстана направлена на опережающее развитие сельскохозяйственной отрасли. С этой целью предпринимаются различные меры по поддержке сельхоз товаропроизводителей, в числе которых:
В последнее время внутренними и международными институтами развития начаты проекты по внедрению консультационных центров (extension-центров) для фермеров с целью повышения уровня использования передовых технологий в сельском хозяйстве.
Наибольшие объемы средств выделяются по направлениям прямого субсидирования и льготного кредитования, цель которого – форсирование модернизации основных средств. Рыночные интервенции осуществляются на рынке зерна, годовые объемы составляют до 3 млн. тонн пшеницы. При этом отмечается, что финансирование НИОКР составляет наименьшую часть расходов бюджета.
Применяемые в стране налоговые льготы выражаются в снижении налогового бремени за счет альтернативных способов налогообложения или предоставление скидки по налогам к уплате.
Существует 2 специальных режима для производителей сельскохозяйственной продукции:
1. Специальный
налоговый режим для
2. Специальный
налоговый режим для
Обеспечение эффективности и экономической устойчивости развития аграрного производства представляет собой сложный и динамичный процесс, осуществляющийся под воздействием факторов разных уровней и характера. Определяющими следует считать факторы его саморегуляции - выявление внутренних резервов экономического роста. Системный подход к оценке эффективности и устойчивости аграрного бизнеса позволит дать наиболее объективную основу для принятия управленческих решений.
3.2. Реформы АПК Республики Казахстан
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает земельную реформу новым этапом в политико-экономической жизни государства и по значимости и масштабности сравнивает ее с приватизацией.
По мнению казахстанского лидера, сегодня одной из приоритетных отраслей страны является сельское хозяйство, которое должно стать "стабильным звеном роста экономики". Правительство Казахстана обозначило три приоритета в развитии села: обеспечение продовольственной самодостаточности, увеличение производства сельскохозяйственной продукции на экспорт и создание на селе "достойной среды обитания". В принципе государство и так помогает селянам, например, каждый год выделяет около 30 млрд. тенге (около 204 млн. долл.) в качестве дотации. Кроме того, дважды были списаны долги аграриев на 7 и 5 млрд. тенге (соответственно 47,5 и 34 млн. долл.). Однако одного бюджетного вливания недостаточно - нужны инвестиции. "Именно для привлечения инвестиций сельского хозяйства и вводится частная собственность на землю, - отметил глава Казахстана. - Мы создадим рачительного хозяина земли, который будет заботиться о том, чтобы передать ее своим детям". В то же время Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что "никому земля бесплатно отдаваться не будет", но государство обязуется помогать "эффективному хозяину". "Сейчас земля эксплуатируется на износ. Те, кто варварски использует земельные угодья, должны знать, что государство их отберет - пришло время привести законы в соответствие с жизнью", - особо подчеркнул президент Казахстана.
Однако, несмотря на очевидные плюсы реформы, по поводу принятия Земельного кодекса в республике разгорелись нешуточные споры. И это неудивительно. Приватизация земли - традиционный объект политических баталий в молодых странах Содружества. В Казахстане на этот раз земельный вопрос стал причиной острого противостояния между правительством и парламентом. Депутаты внесли более 700 поправок в подготовленный правительством документ, пять из которых наиболее радикально противоречат правительственной редакции.
Вопрос о введении частной собственности на землю стал риторическим и для простых тружеников села. Действительно, обычному крестьянину покупка своего куска земли вряд ли будет по карману. Однако, согласно соцопросам, 70% фермеров высказались за принятие Земельного кодекса. А фермерских хозяйств в Казахстане сегодня насчитывается около 115 тыс., причем ежегодно их число увеличивается - только в прошлом году в стране появилось 16 тыс. фермеров.
Новое положение о приватизации сельхозземель тоже вряд ли будет безупречным, однако есть все основания полагать, что именно этот документ наведет порядок в сельском хозяйстве страны.
Из сельскохозяйственного
оборота выводятся вполне пригодные
для сельскохозяйственного
Мощные
миграционные потоки местного значения
сильно повлияли на изменение людности
сельских поселений. В Казахстане в
результате исторически сформировавшегося
расселения, особенно в период освоения
целинных и залежных земель, сложились
преимущественно крупные
3.3.Программа развития АПК на 2010-2014 годы
Цель программы - стабильное снабжение населения города качественными и свежими продуктами питания круглый год по доступным ценам. По словам заместителя акима Алматы Ербола Шорманова, ситуация по таким продуктам, как молоко и кисломолочные продукты, мука, мясо и овощи, к сожалению, остается на прежнем уровне. «Предприятия города, производящие обработанное молоко, удовлетворяют потребность населения на 22%, кисломолочные продукты - на 58%, сыр и творог - на 21%, крупу и муку грубого помола - на 52%, плодоовощную продукцию в среднем - на 2-10%. Вместе с тем, алматинские предприятия по таким продуктам, как колбасные изделия, масло сливочное и растительное, полностью покрывают потребность населения города», - сказал заместитель акима.
По его словам, в Алматы действуют 187 предприятий, производящих пищевую продукцию. «Они заявляют о своей готовности увеличить ассортимент и объемы выпускаемой продукции, расширить и модернизировать существующие производства. Такие предприятия, как АО «Аксай нан», АО «Беккер», ТОО «Бижан», ТОО «ЦинКаз», ТОО «Bаby Food» и другие готовы реализовать высокотехнологичные проекты. И здесь, пользуясь случаем, хотел бы обратиться к министру сельского хозяйства РК и представителю АО «КазАгро» с тем, что своевременная финансовая, техническая и иная поддержка позволили бы нам не менее, чем на 15% дополнительно удовлетворить потребности алматинцев в продуктах питания», - отметил Е.Шорманов.
Реальным
инструментом в обеспечении
«В Послании народу Казахстана Президент страны определил три крупномасштабных задачи развития агропромышленного комплекса. Эти задачи легли в основу разработанной Министерством сельского хозяйства Программы развития агропромышленного комплекса на 2010-2014 годы. Инновационным подходом при ее разработке является, во-первых, акцент на производство продукции, востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынках, во-вторых, максимальное использование возможных мер поддержки для стимулирования процессов внедрения в производство современных технологий. В-третьих, - это разработка мастер-планов по восьми наиболее приоритетным, перспективным направлениям развития АПК для более четкой конкретизации реализуемых мер», - сказал министр.
По словам А.Куришбаева, в отличие от ранее принятых программ, этот документ имеет четкое определение целевых производственных показателей в динамике с расщеплением общих задач до каждого района, сельского округа и буквально до каждого предприятия.
3.4.
Стратегический план
Цель: создание конкурентоспособного агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность и рост экспорта продукции, а также сохранение и развитие природных ресурсов страны путем эффективного формирования и реализации политики государства в агропромышленном комплексе, водном, лесном, охотничьем и рыбном хозяйствах.
Пути создания конкурентоспособного агропромышленного комплекса:
Информация о работе Крестьянские хозяйства и их перспективы развития в Казахстане