Крестьянские хозяйства и их перспективы развития в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - поэтапно раскрыть развитие сельского хозяйства в Республике Казахстан и найти пути совершенствования сельского хозяйства в Казахстане. В данной курсовой работе мы рассмотрим основные исторические тенденции развития сельского хозяйства в Республике Казахстан, современное состояние и проблемы аграрного сектора экономики и реформы, проводимые в Республике Казахстан.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………............3
Экономическая сущность сельского хозяйства
Историческое развитие сельского хозяйства в Казахстане…….……………....5
Экономическое состояние сельского хозяйства в Казахстане…….…………..9
Материально-техническая база сельского хозяйства………………..…………..10
2.Современное состояние сельского хозяйства в Казахстане
2.1Развитие агропромышленного комплекса………………………………………………12
2.2Основные проблемы АПК в Казахстане….………………………………………………..13
3. Политика государственного регулирования развития и реформы АПК Республики Казахстан
3.1 Анализ действующей политики государственного регулирования развития АПК………………………………………………………………………………………………………..16
3.2.Реформы АПК Республики Казахстан……………………………………………………….17
3.3. Программа развития АПК на 2010-2014 годы…………….……………………………18
3.4. Программа развития АПК на 2011-2020 годы…………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Крестьянские хоз-ва.docx

— 66.15 Кб (Скачать файл)

Слабые  стороны:

  • недостаточное внедрение инновационных технологий;
  • слабая техническая оснащенность СХТП;
  • недостаточный уровень проведения агрохимических мероприятий;
  • отсутствие мирового бренда казахстанской муки;
  • незначительный объем производства макаронных изделий из муки твердых сортов пшеницы.

 

2.2 Основные проблемы АПК в Казахстане

На сегодняшний  день отечественная сельхозпродукция фактически неконкурентоспособна. По данным Всемирного Банка Развития, производительность труда в сельском хозяйстве в республике в 5 раз  ниже, чем в Восточной Европе. Установление защитных пошлин – решение  временное. Все равно после переходного  периода придется открывать границы  для дешевой продукции из-за рубежа. В условиях Казахстана сложность  аграрных проблем смело можно  удваивать. По данным ООН, из 272,5 млн га территории Казахстана опустыниванию подвержено 179,9 млн га, или 66 % всей площади. Ущерб от деградации пастбищ составляет 963 млн долл., упущенный доход из-за эрозии пашни – 779 млн долл., из-за вторичного засоления – 375 млн долл. Общий ущерб от потери гумуса в Казахстане оценивается международными специалистами в 2,5 млрд долл. Деградация плодородных земель продолжается, отчасти из-за экологических проблем, отчасти – из-за примитивных технологий возделывания земли. Климатические условия обрекают на сравнительно невысокую урожайность. По зерновым мы получаем в среднем около 10 центнеров с гектара.

За последние  четыре года на различные программы  поддержки сельского хозяйства  из бюджета Казахстана было выделено всего около 1 млрд долл. Субсидирование получения кредитов, удешевленного ГСМ и минеральных удобрений, элитных семян, на племенное дело в животноводстве – вот и весь перечень видов государственной поддержки сельхозпроизводителей.

Необходимо  не только принять адекватную программу  дальнейшего развития агропромышленного  комплекса, но и увеличить размер и виды субсидирования производства сельскохозяйственной продукции, пересмотреть механизм страхования в растениеводстве, усилить контроль за использованием средств, вложенных государством в сельское хозяйство.

 

    В АПК Республики Казахстан основными общесистемными проблемами являются:

  • отсталость агротехнологий, физическая и моральная изношенность основных средств производства;
  • отсутствие контроля за состоянием плодородия почвы;
  • сверхнормативные потери поливной воды, а также неэффективное использование других видов природных ресурсов;
  • ухудшение мелиоративного состояния земель;
  • мелкотоварность сельскохозяйственного производства;
  • низкий уровень генетического потенциала используемых семян и
  • разводимых пород скота;
  • слабая кормовая база, деградация пастбищ;
  • несоответствие диагностических исследований против особо опасных болезней животных требованиям Всемирной организации здравоохранения животных (OIE);
  • отсутствие единой системы идентификации сельскохозяйственных животных и электронной базы данных по ней;
  • неразвитость товарного рыбоводства;
  • нехватка качественного сырья для промышленной переработки и низкая доля отечественной продукции глубокой переработки на внутреннем рынке продовольственных товаров;
  • наличие важнейших продуктов питания, по которым не удовлетворяются внутренние потребности страны;
  • отсутствие государственных стандартов на методы измерений пищевых продуктов на современном оборудовании, низкий уровень гармонизации стандартов с международными требованиями;
  • низкий уровень проверочной базы для средств измерений, используемых в отрасли АПК;
  • низкий уровень привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики;
  • неразвитость системы внедрения научных разработок в производство;
  • нехватка квалифицированных кадров;
  • недостаточное развитие сельской кооперации;
  • недостаточность финансовых ресурсов для полного удовлетворения потребности сельских товаропроизводителей в кредитных средствах.

    Также  к числу основных проблем и факторов, ограничивающих развитие сельскохозяйственного сектора экономики республики, можно отнести:

  • слабую конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции;
  • снижение доли сельского хозяйства в конечной цене готовой продукции, поскольку в процессе ее реализации возникает значительное число посредников, не имеющих отношения к непосредственно к производству;
  • высокий уровень накопленной задолженности сельхозпроизводителей по обязательствам;
  • существенную зависимость сельского хозяйства от климатических условий;
  • неэффективное использование природно-климатического потенциала местности при возделывании сельскохозяйственных культур и выращивании животных;
  • нерациональное использование пашни;
  • многочисленность агропромышленных формирований, размеры которых не позволяют вести сельхозпроизводство с учетом наиболее полного использования материальных, трудовых и иных ресурсов;
  • недостаток квалифицированных кадров и рост численности самостоятельно занятых, что является одно из причин низкой производительности труда в сельскохозяйственном производстве;
  • низкий уровень доходов сельского населения.

 

 

Глава 3. Анализ действующей политики государственного  регулирования развития АПК

3.1 Политика государственного регулирования  АПК в Республике Казахстан

       Современный этап развития экономики  диктует необходимость повышения  уровня всей хозяйственной работы. Экономические интересы имеют  исключительно важное значение и играют решающую роль в развитии агробизнеса.

       В связи с этим весьма актуальной  является задача согласования  первоочередных мер, направленных прежде всего на рост эффективности хозяйственной деятельности предприятий АПК, улучшение их финансового положения и обеспечение устойчивости высокорентабельного развития - стабильное превышение доходов над расходами, свободное маневрирование денежными средствами.

   В целом государственная политика Казахстана направлена на опережающее развитие сельскохозяйственной отрасли. С этой целью предпринимаются различные меры по поддержке сельхоз товаропроизводителей, в числе которых:

  • – прямое субсидирование
  • – льготное налогообложение
  • – льготное кредитование, в том числе в форме лизинга
  • – импортные пошлины на сельскохозяйственные товары
  • – рыночные интервенции
  • – финансирование НИОКР

        В последнее время внутренними и международными институтами развития начаты проекты по внедрению консультационных центров (extension-центров) для фермеров с целью повышения уровня использования передовых технологий в сельском хозяйстве.

        Наибольшие объемы средств выделяются по направлениям прямого субсидирования и льготного кредитования, цель которого – форсирование модернизации основных средств. Рыночные интервенции осуществляются на рынке зерна, годовые объемы составляют до 3 млн. тонн пшеницы. При этом отмечается, что финансирование НИОКР составляет наименьшую часть расходов бюджета.

      Применяемые в стране налоговые льготы выражаются в снижении налогового бремени за счет альтернативных способов налогообложения или предоставление скидки по налогам к уплате.

      Существует 2 специальных режима для производителей сельскохозяйственной продукции:

1. Специальный  налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств на основе  единого земельного налога, который  зависит от площади земель, и не превышает 0,5% от оценочной стоимости земли сельскохозяйственного назначения.

2. Специальный  налоговый режим для юридических  лиц – производителей сельскохозяйственной  продукции предусматривает 70% скидку  по корпоративному подоходному  налогу, налогу на добавленную  стоимость, налогу на имущество,  социальному налогу и налогу  на транспортные средства.

   Обеспечение эффективности и экономической устойчивости развития аграрного производства представляет собой сложный и динамичный процесс, осуществляющийся под воздействием факторов разных уровней и характера. Определяющими следует считать факторы его саморегуляции - выявление внутренних резервов экономического роста. Системный подход к оценке эффективности и устойчивости аграрного бизнеса позволит дать наиболее объективную основу для принятия управленческих решений.

 

 3.2. Реформы АПК Республики Казахстан

  Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает земельную реформу новым этапом в политико-экономической жизни государства и по значимости и масштабности сравнивает ее с приватизацией.

    По мнению казахстанского лидера, сегодня одной из приоритетных отраслей страны является сельское хозяйство, которое должно стать "стабильным звеном роста экономики". Правительство Казахстана обозначило три приоритета в развитии села: обеспечение продовольственной самодостаточности, увеличение производства сельскохозяйственной продукции на экспорт и создание на селе "достойной среды обитания". В принципе государство и так помогает селянам, например, каждый год выделяет около 30 млрд. тенге (около 204 млн. долл.) в качестве дотации. Кроме того, дважды были списаны долги аграриев на 7 и 5 млрд. тенге (соответственно 47,5 и 34 млн. долл.). Однако одного бюджетного вливания недостаточно - нужны инвестиции. "Именно для привлечения инвестиций сельского хозяйства и вводится частная собственность на землю, - отметил глава Казахстана. - Мы создадим рачительного хозяина земли, который будет заботиться о том, чтобы передать ее своим детям". В то же время Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что "никому земля бесплатно отдаваться не будет", но государство обязуется помогать "эффективному хозяину". "Сейчас земля эксплуатируется на износ. Те, кто варварски использует земельные угодья, должны знать, что государство их отберет - пришло время привести законы в соответствие с жизнью", - особо подчеркнул президент Казахстана.

Однако, несмотря на очевидные плюсы реформы, по поводу принятия Земельного кодекса  в республике разгорелись нешуточные споры. И это неудивительно. Приватизация земли - традиционный объект политических баталий в молодых странах  Содружества. В Казахстане на этот раз  земельный вопрос стал причиной острого противостояния между правительством и парламентом. Депутаты внесли более 700 поправок в подготовленный правительством документ, пять из которых наиболее радикально противоречат правительственной редакции.

Вопрос  о введении частной собственности  на землю стал риторическим и для  простых тружеников села. Действительно, обычному крестьянину покупка своего куска земли вряд ли будет по карману. Однако, согласно соцопросам, 70% фермеров высказались за принятие Земельного кодекса. А фермерских хозяйств в  Казахстане сегодня насчитывается  около 115 тыс., причем ежегодно их число  увеличивается - только в прошлом  году в стране появилось 16 тыс. фермеров.

Новое положение  о приватизации сельхозземель тоже вряд ли будет безупречным, однако есть все основания полагать, что именно этот документ наведет порядок в  сельском хозяйстве страны.

Из сельскохозяйственного  оборота выводятся вполне пригодные  для сельскохозяйственного исполь­зования земли, особенно естественные пастбища. В этих условиях нужна новая концепция использования пастбищных угодий, основанная на кооперировании мелких фермеров, использовании автономных и мо­бильных источников энергии, обустроенных жилищно-бытовых условиях для работы на пастбище.

Мощные  миграционные потоки местного значения сильно повлияли на изменение людности сельских поселений. В Казахстане в  результате исторически сформировавшегося  расселения, особенно в период освоения целинных и залежных земель, сложились  преимущественно крупные сельские населенные пункты. На начало 2011 г. в  селах с населением более 1000 человек, составляющих 27,9 % общей численности  СНП, проживает 76,2 % сельского населения. Средняя людность таких населенных пунктов превышает 3000 человек. К 2020 году на сельских территориях Казахстана, возможно, сохранятся СНП с населением свыше 1000 жителей, имеющие экологический и демографический потенциал для развития. Число таких поселений в общей сложности может составить по стране от 2000 до 3000. Они могут быть опорными сельскими населенными пунктами (аграрными центрами), обеспечивающими своим жителям полный комплекс производственных, социальных и административных услуг.

 

3.3.Программа развития АПК на 2010-2014 годы

Цель  программы - стабильное снабжение населения  города качественными и свежими  продуктами питания круглый год  по доступным ценам. По словам заместителя  акима Алматы Ербола Шорманова, ситуация по таким продуктам, как молоко и кисломолочные продукты, мука, мясо и овощи, к сожалению, остается на прежнем уровне. «Предприятия города, производящие обработанное молоко, удовлетворяют потребность населения на 22%, кисломолочные продукты - на 58%, сыр и творог - на 21%, крупу и муку грубого помола - на 52%, плодоовощную продукцию в среднем - на 2-10%. Вместе с тем, алматинские предприятия по таким продуктам, как колбасные изделия, масло сливочное и растительное, полностью покрывают потребность населения города», - сказал заместитель акима.

По его  словам, в Алматы действуют 187 предприятий, производящих пищевую продукцию. «Они заявляют о своей готовности увеличить  ассортимент и объемы выпускаемой  продукции, расширить и модернизировать  существующие производства. Такие предприятия, как АО «Аксай нан», АО «Беккер», ТОО «Бижан», ТОО «ЦинКаз», ТОО «Bаby Food» и другие готовы реализовать высокотехнологичные проекты. И здесь, пользуясь случаем, хотел бы обратиться к министру сельского хозяйства РК и представителю АО «КазАгро» с тем, что своевременная финансовая, техническая и иная поддержка позволили бы нам не менее, чем на 15% дополнительно удовлетворить потребности алматинцев в продуктах питания», - отметил Е.Шорманов.

Реальным  инструментом в обеспечении продовольственной  безопасности является развитие устойчивых функционирующих продовольственных  поясов вокруг крупных городов страны, в частности, Алматы и Астаны.

«В Послании народу Казахстана Президент страны определил три крупномасштабных задачи развития агропромышленного  комплекса. Эти задачи легли в  основу разработанной Министерством  сельского хозяйства Программы  развития агропромышленного комплекса  на 2010-2014 годы. Инновационным подходом при ее разработке является, во-первых, акцент на производство продукции, востребованной как на внутреннем, так и на внешнем рынках, во-вторых, максимальное использование возможных мер поддержки для стимулирования процессов внедрения в производство современных технологий. В-третьих, - это разработка мастер-планов по восьми наиболее приоритетным, перспективным направлениям развития АПК для более четкой конкретизации реализуемых мер», - сказал министр.

По словам А.Куришбаева, в отличие от ранее принятых программ, этот документ имеет четкое определение целевых производственных показателей в динамике с расщеплением общих задач до каждого района, сельского округа и буквально до каждого предприятия.

 

 

3.4. Стратегический план Министерства  сельского хозяйства Республики  Казахстан на 2011 – 2015 годы

Цель: создание конкурентоспособного агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность и рост экспорта продукции, а также сохранение и развитие природных ресурсов страны путем эффективного формирования и реализации политики государства в агропромышленном комплексе, водном, лесном, охотничьем и рыбном хозяйствах.

Пути  создания конкурентоспособного агропромышленного  комплекса:

  • Внедрение новых  агротехнологий
  • Возможность выхода на внешние рынки
  • Обеспеченность высококвалифицированными кадрами
  • Перспектива развития отрасли благодаря растущему спросу на сельскохозяйственную продукцию на внешних рынках, роста населения и уровня его благосостояния
  • Увеличение импорта со стороны стран Таможенного Союза
  • Возможность уменьшения риска природного характера
  • Возможность уменьшения риска массового заболевания растений и животных

Информация о работе Крестьянские хозяйства и их перспективы развития в Казахстане