Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 15:55, курсовая работа
«Предприятие» и «фирма» — различные экономические категории, хотя в обыденной действительности и зачастую в литературе эти понятия рассматриваются как синонимичные, как некоторая форма организации производственной деятельности и прочих видов предпринимательской активности. В строгом смысле слова под предприятием следует понимать совокупность факторов производства, расположенных в одном месте и связанных единым технологическим процессом, т. е. форму производственной деятельности. Иными словами, предприятие — обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производство товаров и услуг в любой отрасли экономики.
Введение 3
Экономические условия и развитие предприятий. 5
Чешская Республика 5
Венгрия 6
Польша 7
Россия 8
Роль малых предприятий в экономике. 9
Развитие предприятий в России 13
Заключение 16
Практическая часть 17
Кафедра Экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая теория»
На тему: «Критерии эволюции предприятия в фирму на примере стран с переходной экономикой»
Вариант №6
Выполнил:
Проверил:
Тюмень, 2013
Содержание
Введение 3
Заключение 16
Практическое задание №1 19
Практическое задание №2 22
Практическое задание №3 24
Практическое задание №4 25
Практическое задание №5 25
Практическое задание №6 27
Практическое задание №7 29
Список литературы 30
Введение
Актуальность темы. Переход предприятия в фирму является одной из познавательных тем в экономической теории.
«Предприятие» и «фирма» — различные экономические категории, хотя в обыденной действительности и зачастую в литературе эти понятия рассматриваются как синонимичные, как некоторая форма организации производственной деятельности и прочих видов предпринимательской активности. В строгом смысле слова под предприятием следует понимать совокупность факторов производства, расположенных в одном месте и связанных единым технологическим процессом, т. е. форму производственной деятельности. Иными словами, предприятие — обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производство товаров и услуг в любой отрасли экономики. Предприятием является и крупный металлургический завод, и обувная фабрика, ателье, косметический салон, магазин тоже являются предприятиями. Под фирмой обычно понимают все или почти все формы организации предпринимательской деятельности. Фирма — единица предпринимательства, понятие это более широкое, чем «предприятие». Предпринимательская фирма представляет собой организацию, осуществляющую хозяйственную деятельность на одном или более предприятиях, т. е. фирма может включать в себя несколько обособленных хозяйственных единиц. Понятия «фирма» и «предприятие» будут идентичны в том случае, если фирма включает одно производственное предприятие. Современные фирмы обычно объединяют предприятия в группу. Естественно, что рамки предприятия не совпадут в этом случае с организационными рамками фирмы. Для того чтобы предприятия преобразовалось в фирму необходимы конкретные экономические условия. В каждой стране с переходной экономикой они имеют общие черты. Но не смотря на это есть и такие страны которые в переходный экономический период продвинулись вперед. Так Польша, Чешская респ. и Венгрия занимают лидирующие позиции среди остальных стран.
Развитие предприятия является результатом использования потенциала предпринимательства при поддержке широкой инфраструктуры развития. Эта инфраструктура включает банки и другие источники капитала, рабочую силу, программы предоставления услуг по поддержанию бизнеса и технической помощи, а также общие показатели состояния экономики, в условиях которой появились эти предприятия. Хотя главные слагаемые успеха развития предпринимательства одинаковы для всех стран, специалисты в области развития лучше всех разбираются в том, какие модели, подходы и методы являются наиболее приемлемыми в конкретных условиях или обстановке.
Цель: Выяснить как развиваются предприятия в странах с переходной экономикой.
Задачи:
Несмотря на общие черты, в каждой стране в результате проведения рыночных реформ и реакции на них складывались уникальные условия. Можно сказать, что Чешская Республика, Польша, Венгрия и Словацкая Республика ушли вперед в проведении реформ рыночной ориентации. Другие страны Восточной Европы и ННГ находятся в начале или в середине переходного периода в зависимости от наличия доступа к иностранным рынкам, стабильности денежной системы, состояния инфраструктуры и предпринимательской деятельности.
В Чешской Республике сохраняется низкий уровень инфляции (10,0 % в 1994 году), низкий уровень безработицы (3,3% в 1994 году), и достаточно хорошо развитую законодательную и регуляционную структуры деятельности предприятий частного сектора. Чешское правительство в два этапа приватизировало большинство государственных предприятий путем распределения ваучеров, которые дают гражданам право на приобретение акций. Большинство чехов вложили свои ваучеры в один или несколько из примерно 600 инвестиционных фондов, принадлежащих крупным банкам страны. В отличие от Польши и Венгрии, приватизация пока не привела к резкой перестройке экономики и росту безработицы. Однако, по результатам интервью, уровень безработицы в сельских районах и некоторых городах может достигать 10-15%. Хотя Чешскую Республику нередко сравнивают с Западной Европой, а не с другими СЦВЕ, по мнению местных специалистов в области развития предприятий, процесс создание малых частных предприятий в небольших городах и сельских районах по-прежнему идет медленно. При прежнем режиме частное предпринимательство было запрещено.
Хотя каждая из СЦВЕ и ННГ представляет собой уникальное сочетание экономических, политических и социальных условий, страны с переходной экономикой имеют определенные общие характеристики, которые необходимо учитывать при разработке программ микрокредитования. С 1989 года республики бывшего Советского Союза и страны бывшего Восточного блока отказались от политики и практики централизованного планирования экономики предшествующих режимов и вступили на путь развития частного предпринимательства и свободного рынка. Эти преобразования, потребовавшие времени, закончились на разных этапах в зависимости от реорганизации банковских систем и законодательных и регуляционных структур. Многие государственные предприятия закрылись или частично свернули свою деятельность, что привело к потере рабочих мест, ограниченному поступлению ряда товаров и притоку дорогостоящих импортных товаров; индивидуальные и семейные предприятия должны были приспосабливаться к быстрым переменам на крайне нестабильных рынках занятости. Все страны пытались компенсировать реорганизацию государственных предприятий путем создания рабочих мест для обеспечения занятости населения. На этом переходном этапе главная задача заключается в ускорении процесса формирования частного сектора экономики в целях создания новых рабочих мест.
Становление официального частного сектора экономики началось в 1982 году с Закона об экономических ассоциациях и получило дальнейшее развитие в 1988 году, когда был принят второй Закон об экономических ассоциациях. Первый Закон об экономических ассоциациях предоставил специалистам право создавать малые предприятия помимо основной 'трудовой деятельности. В 1988 году малым предпринимателям были предоставлены более широкие права по расширению предприятий, получению кредитов и превращению их в самостоятельные предприятия с полным рабочим днем (и увеличению категории зарегистрированных предпринимателей). С 1989 по 1993 гг. на Венгрию приходилось более половины всех иностранных инвестиций в страны Восточной Европы. Однако, в 1993 году и в начале 1994 года страна переживала экономический спад, вызванный ростом государственного дефицита и превышением импорта над экспортом. В 1993 году уровень инфляции достиг 22,5 % и снизился до 18,4% в 1994 году; уровень безработицы упал с 12,8% в 1993 году до 11,3% в 1994 году. После избрания правительства Социалистической партии в середине 1994 года процесс приватизации был практически приостановлен. По результатам интервью, из-за высокого уровня инфляции и экономической нестабильности большинство микропредприятий находились в еще более тяжелом положении, чем в 1990 году. Тем не менее, наблюдалось довольно быстрое увеличение числа новых небольших предприятий в сельских районах и небольших городах, которые создавались скорее из страха перед безработицей, чем в ожидании широких экономических возможностей.
В Польше, самой большой из трех стран, уровень прироста ВВП в 1994 году составил 4,5 % и превысил уровень прироста даже в Чешской Республике. Радикальная "шоковая терапия", которую Польша применяла в проведении экономических реформ с 1990 года, теперь приносит результаты в области повышения производительности производства и увеличения иностранных инвестиций. Однако, частая смена высшего политического руководства привела к скачкообразному характеру проведения реформ и частым изменениям в законодательной системе. Польша приватизировала 30 % государственных предприятий, и уровень безработицы в 1994 году составлял около 16% но, по имеющимся данным, достигал 30 % в сельскохозяйственных районах, где занятость обеспечивалась за счет единственного завода или государственного предприятия. Процесс проведения рыночных реформ, в ходе которого необходимо было решать проблемы безработицы, проходил очень болезненно. Энтузиазм, с которым правительство проводило реформы на начальных этапах, сменился стремлением умиротворить членов профсоюзов, пенсионеров и других незащищенных групп населения. Уровень инфляции неуклонно снижался с 45,3% в 1992 году до 33,2% в 1994 году, но по-прежнему оставался высоким. Мелкие предприятия в сельских районах активно действовали в условиях рыночной экономики, поскольку в Польше никогда не проводилась коллективизация фермерских хозяйств. Географическая близость Польши к Германии и объем торговли между двумя странами также способствовали нарождению класса мелких торговцев и предпринимателей, большинство из которых работали на официально незарегистрированных предприятиях. Появлению такого феномена способствовал и тот факт, что 800.000 из примерно 1,3 млн. польских эмигрантов последней волны перебрались в Германию.
Существовавшие в Польше регуляционная и законодательная системы не способны оказать поддержку малым предприятиям частного сектора. И, наконец, по ряду причин микропредприятия не заинтересованы в переходе в официальный сектор, в частности, из-за высоких ставок налогообложения, высоких подоходного налога и налога на фонд заработной платы, а также из-за необходимости в официальной регистрации в государственных органах.
В начале 90х годов экономическое положение Россий было в катастрофическом положении. Этому прежде всего способствовал экономический кризис, крах СССР и наши политические деятели.
Начало экономическим неурядицам положил Горбачев проведя несколько экономических реформ он привел страну ко более масштабному экономическому краху. После смены президента Россия получила надежду на восстановление экономики. Когда реформам Гайдара и Чубайса дали ход.
Программа Гайдара предусматривала:
Цены, зарплаты и пенсии возросли. Рубль начал падать, это привело к инфляции. Началась массовая приватизация государственного имущества. Преобразование государственных предприятий в частные и многое другое. Как мы видим результаты данных реформ оказались неудовлетворительными:
На смену реформам Гайдара пришла программа «экономической диктатуры» Черномырдина.
Смысл программы Черномырдина заключался в следующих этапах:
Информация о работе Критерии эволюции предприятия в фирму на примере стран с переходной экономикой