Критерии эволюции предприятия в фирму на примере стран с переходной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

«Предприятие» и «фирма» — различные экономические категории, хотя в обыденной действительности и зачастую в литературе эти понятия рассматриваются как синонимичные, как некоторая форма организации производственной деятельности и прочих видов предпринимательской активности. В строгом смысле слова под предприятием следует понимать совокупность факторов производства, расположенных в одном месте и связанных единым технологическим процессом, т. е. форму производственной деятельности. Иными словами, предприятие — обособленная хозяйственная единица, осуществляющая производство товаров и услуг в любой отрасли экономики.

Содержание работы

Введение 3
Экономические условия и развитие предприятий. 5
Чешская Республика 5
Венгрия 6
Польша 7
Россия 8
Роль малых предприятий в экономике. 9
Развитие предприятий в России 13
Заключение 16
Практическая часть 17

Файлы: 1 файл

Курсовая эк.теория.docx

— 50.64 Кб (Скачать файл)

 

Результаты «Экономической диктатуры» были следующими:

      • Медленное  движение экономики вперед,
      • Возможность продолжения развития частного сектора,
      • Признание необходимости финансовой стабилизации,
      • Развитие отношений с МВФ (Международный валютный фонд),
      • Расширение кадровой базы реформ
      • Сдерживание коммунистического реванша.

 

  1. РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ

Предпринимательство, как указывалось ранее, является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает чрезвычайно большое влияние на развитие национальной экономики. Последнее объясняется тем, что предпринимательство, исходя из его сущности (стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение), рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса. Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйствования подтверждает это положение полностью. Это доказывает таблица распределение различных размеров предприятий в развитых странах: США, Япония, Франция (Таблица №1).

Распределение различных размеров предприятий в ряде стран (%).1

Таблица 1

Доля предприятий

США

Франция

Япония

К

С

М

К

С

М

К

С

М

В общем количестве предприятий

0,5

7,9

1,6

0,1

1,3

8,4

1,4

1,6

7

В объеме промышленной продукции

35

28,4

36,6

42,1

19,81

38,8

34,4

0,1

5,5


Примечание. К «К» - крупным предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 1 тыс. и более человек. К «С» - средним - от 100 до 1000 чел. К «М» - малым-до 100 чел.

Мировой опыт показывает чрезвычайную эффективность малого бизнеса. В сегодняшнем мире на долю мелкого бизнеса приходится 85% всех наличных предприятий, в том числе в США (имеются в виду заведения с численностью работающих не выше 250 человек) - свыше 90%, в Западной Европе - 72%. Несколько меньше такой удельный вес в количестве занятых (в разных странах - от 40 до 80%) и еще меньше в общем выпуске продукции: немногим выше 50%. Обращают на себя внимание высокие показатели развития малого и среднего бизнеса в Японии, чем очевидно, и объясняется во многом высокая динамичность ее экономической структуры. В обрабатывающей промышленности этой страны функционирует 6,5 млн. небольших предприятий, т.е. 99% от общего их числа. Предприятия средних и малых размеров главенствуют в таких отраслях как обувная, швейная, галантерейная промышленность, производство лекарств, различных комплектующих изделий, строительство, сфера услуг и др.

В Болгарии мелкий бизнес получил большое развитие только в середине 80-х годов. Так, к концу 1986 г. число мелких предприятий составило 36%, из них в пищевой промышленности - 16%, легкой - 12%. В последующий период их число и доля продолжали возрастать. В этой стране количество мелких предприятий (с числом работников до 100 человек) в государственной промышленности только 1987 г. по 1992 г. увеличилось на 50%, а в кооперативной промышленности на 47%. Удельный вес мелких и средних предприятий в их общем количестве достиг 78%, при этом в государственной промышленности их доля превысила 52%, а в кооперативной - составила 96,8%.

Как видим, роль малых предприятий в экономике стран довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, например, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капвложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.

Малые предприятия не являются "побочным" продуктом перехода экономики в новое качество - к рынку. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая:

  • во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, когда 20-30% граждан страны имеют свое собственное дело);
  • во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики;
  • в-третьих, изменяющейся роли малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий.

Если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления каждого открыть свое собственное "дело", то в настоящее время в большинстве случаев создание малых предприятий инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Малые предприятия очень часто по поручению крупных компаний или с их помощью ведут научные разработки. Причем такая связь просматривается не только в промышленности, но и в других сферах деятельности (торговля, медицина, образование и т.д.). Все это подтверждается многочисленными примерами, взятыми из развития многих стран. Например, в США такие гиганты в розничной торговле, как "C.Penny" и "Seaes", контактируют с тысячами малых предприятий, чтобы обеспечить их продуктами для реализации. Это дает этим гигантам не только выйти на миллионы потребителей через розничную сеть различных лавок и магазинов, но и чутко улавливать изменение спроса потребителей. Такие промышленные корпорации, как "Форд" и "Крайслер", покупают отдельные компоненты для своих автомобилей у многих малых предприятий. Крупным компаниям экономически выгодно поручать малым предприятиям производство изделий, требующих приложения высокопрофессионального мастерства, нежели делать самим

Малое предприятие тесно связано с корпорациями не только по линии производственных связей, развития новых технологий, но и по организации сбыта продукции, выпускаемой крупными предприятиями, а также обеспечения их сырьем и оборудованием. Это объясняется тем, что крупным предприятиям не всегда выгодно создавать у себя специализированные службы по сбыту продукции и снабжению. Эту функцию выполняют многочисленные малые предприятия в лице оптово-торговых фирм. Причем особенностью их развития, к примеру в США, является отраслевая специализация. Почему отраслевая? Это связано с тем, что именно при ней оптовики имеют дело с четко очерченным кругом покупателей и продавцов и концентрируют свою деятельность на изучении и обслуживании определенных товарных рынков. Причем в каждой отрасли, как показывает опыт США, должно быть, как и среди производителей, не менее 10-15 конкурирующих фирм, имеющих приблизительно одинаковую товарную специализацию. В противном случае никакой конкуренции не будет, а следовательно, все преимущества рыночного оборота будут подорваны.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

 

 

 

 

  1. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Во всех развитых странах бизнесу принадлежит немалый удельный вес в суммарных показателях функционирования экономики. Так, например, в США в настоящее время функционируют 25 млн. малых и средних предприятий и это составляет 99,6 % всех американских предприятий. На долю малого и среднего бизнеса в Америке приходится две трети всех занятых в экономике и больше половины валового национального продукта. Аналогичная ситуация характерна и для других индустриальных стран. В России темпы развития бизнеса и фактические показатели присутствия предприятий на рынке существенно занижены, по сравнению с западными странами. На долю бизнеса приходится всего лишь 6,2 % от общего объема произведенной продукции, количество работников предприятий в нашей стране представляет собой только 13 % от всех занятых в экономике, они производят 10-11 % валового внутреннего продукта.2

На 1 июля 1999г. в России действовали 890 тыс. предприятий, что составило 30 процентов от общей численности российских предприятий. Количество предприятий выросло на два с половиной процента по сравнению с положением дел на 1 января 1999г. Значительно выросло число субъектов бизнеса в отраслях связи, транспорта, материально-технического снабжения и сбыта. Немного меньший прирост произошел в промышленности. Но в жилищно-коммунальном хозяйстве, в строительстве, в сферах культуры и искусства, науки и научного обслуживания малых предприятий стало меньше. По состоянию на 1 января 2000 г. в России действовало 890,6 тыс. предприятий. В среднем по Российской Федерации на одну тысячу населения приходится 7 малых предприятий.

Сколько предприятий на тысячу человек приходится в малых стран по сравнению с Россией представлено в Таблице №2.2

Таблица 2

Страна

Предприятия/1тыс.чел

РОССИЯ

7

Франция

35

Великобритания

46

Япония

50

Италия

68

США

74


По оценкам экспертов, для создания эффективной конкурентной среды оптимальным было бы доведение числа субъектов малого предпринимательства, по крайней мере, до 3,5 млн. к 2005 году.

Специфической особенностью развития сферы предприятий в нашей стране является сосредоточение мелких фирм в различных областях представлено в диаграмме3.

 

В целом на малых предприятиях России занято 6,5 млн. работников, в том числе в торговле и общественном питании - 35 %, промышленности - 22% и строительстве - 22 %. При этом прослеживается отчетливая тенденция снижения числа занятых на одном предприятии. Так, если в 1994 г. в среднем на одно предприятие приходилось 15 работников, то к 2000 г. их число сократилось до 7. Следует отметить неравномерность географического распределения субъектов малого бизнеса на территории Российской Федерации. Больше всего предприятий сосредоточено в Центральном экономическом районе - 36%, причем только в одной Москве эта цифра равна 20 %. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь - на эти регионы в совокупности приходится около трети всех малых предприятий.

Целесообразно особо отметить, что по некоторым оценкам, примерно девять десятых предприятий в России, независимо от заявленных сфер деятельности, выживают только за счет посредничества и торговли. Несмотря на увеличение общего числа предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Бизнес в России поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству. Хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего.

 

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что предприятия стран с переходной экономикой очень медленно преобразуются в крупные фирмы. Не смотря на то, что это происходит, существуют малые предприятия, которые вносят свои коррективы в экономику стран. На примере развитых стран я показала необходимость и значимость существования малых предприятий. Так же мы рассмотрели эволюцию экономики в нескольких стран с переходной экономикой, в том числе и Россию. Многие крупные фирмы и корпорации несколько лет назад являлись небольшими предприятиями, или вовсе были приватизированы.

 

 

Список литературы

  1. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для вузов / 3-е изд., стереотип.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-411с
  2. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 528 с
  3. Нухович Э.С., Смитенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков . – М.: Финансовая академия, 2005 – 304с.
  4. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах (справочное
  5. издание). – М.: РУСАКИ, 2007. – 288 с.
  6. Википедия

Информация о работе Критерии эволюции предприятия в фирму на примере стран с переходной экономикой