Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:14, контрольная работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Потребитель является королем на рынке, т.к. решает, что ему необходимо для удовлетворения собственных потребностей. Главным ограничителем для потребителя является размер дохода, поэтому он должен постоянно совершать выбор.
Рациональность выбора потребителя определяется стремлением достичь максимального результата при ограниченных возможностях.
Введение………………………………………………………………..3
Кривые безразличия. Бюджетная линия……………………………..4
Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений……8
Тесты………………………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………...15
Список использованной литературы……………………………….17
Содержание
Введение…………………………………………………………
Кривые безразличия. Бюджетная линия……………………………..4
Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений……8
Тесты…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….17
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Потребитель является королем на рынке,
т.к. решает, что ему необходимо для
удовлетворения собственных потребностей.
Главным ограничителем для
Рациональность выбора потребителя определяется стремлением достичь максимального результата при ограниченных возможностях.
Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем того, кто выбрал наилучший вариант потребительского поведения, т.е. максимизировал полезность при ограниченном доходе. В этом и состоит сущность теории потребительского поведения.[3,69]
Цель написания работы:
изучение теории потребительского поведения
и ее развития на современном рынке.
Из цели следуют задачи: объяснить сущность
теории потребительского поведения; изучить
кривые и карту безразличия; исследовать
особенности расположения бюджетной линии.
Кривые безразличия. Бюджетная линия
Одним из основных инструментов анализа в порядковой теории полезности является кривая безразличия.
Графически система
Кривая безразличия - это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать.
Желая приобрести товары, входящие в набор, потребитель высказывает свои предпочтения. Путем опроса потребителя ему предполагают различные сочетания товаров. Нас интересуют те сочетания, которые приносят потребителю одинаковое удовлетворение его потребностей в товарах A и B. Это исследование отражается кривой безразличия, которая показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение и полезность для потребителя. Значит потребителю безразлично, какой набор приобрести. Поэтому построение по точкам носит название кривой безразличия.[5,134]
График кривой безразличия:
Каждая точка кривой безразличия показывает все возможные комбинации товаров A и B, дающие одинаковые удовлетворения.
Характеристики кривых безразличия:
Полезность, которую потребитель теряет, отказываясь от одного товара, компенсируется пользой от дополнительного количества другого товара. Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые различаются по уровню полезности. Такое семейство кривых безразличия называется картой безразличия:
Карта безразличия представляет
собой графическое изображение
системы предпочтений потребителя.
Потребитель стремится
Однако выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом.
Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Не всякий товарный набор доступен потребителю. Если весь свой фиксированный доход (М) потребитель тратит на покупку товаров x и y в количествах Qx и Qy по ценам Px и Py , то бюджетное ограничение может быть записано следующим образом: M = Py · Qx + Py · Qy .
Решив это уравнение относительно Qy , получим уравнение бюджетной линии:
Qy = М/ Py - Px · Qx/Py
Бюджетная линия - это геометрическое место точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ (товарные наборы).[5,193]
График бюджетной линии:
Каждая точка бюджетной линии показывает, какое количество товаров A и B может приобрести потребитель на ограниченный бюджет.
Если цены на товары будут пропорционально изменяться, то бюджетные линии будут параллельны.
Если изменение цен на товары различно, то бюджетная линия изменит свой наклон.
Таким образом, расположение бюджетных линий зависит:
Чтобы сделать оптимальный выбор необходимо наложить на карту кривых безразличия бюджетную линию и выбор будет сделан.
График оптимального выбора:
Точка Е - это максимально суммарная полезность при данном доходе потребителя.
Кривая безразличия II и бюджет минимальны, с ab пересекаются в точке Е, что приносит потребителю максимальную полезность. Точки L и M на кривой безразличия I потребитель отвергает, т.к. его доход может претендовать на более высокую полезность. Кривая безразличия III для потребителя недоступна, т.к. полезность ее очень высока, а доход потребителя ограничен.[4,201]
Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений
Потребительское равновесие – структура расходов потребителя (при данном уровне бюджетного дохода), при которой достигается наибольшая общая полезность от всего приобретаемого им набора потребительских благ. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не способен увеличить общую полезность.[3,202]
Определить равновесное положение потребителя можно путем совмещения линии потребительского бюджета и карты безразличия:
.
Равновесное положение потребителя
Равновесное положение потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой из всех достижимых кривой безразличия (точка F). В точке М достигается равновесное положение потребителя, потому что, двигаясь вниз по бюджетной линии и перераспределяя свой доход в пользу товара x, потребитель попадает на другую кривую безразличия, которая расположена дальше от начала координат, а здесь общая полезность от потребления товаров x и y будет больше. А почему, например, не в точке К достигается оптимальный набор благ, приносящий потребителю максимум полезности? Совокупная полезность здесь выше, чем в точке F, но она оказывается за пределами бюджетной линии, а, следовательно, недоступна потребителю.
Существует одно важное различие
между объяснением
Теория кривых безразличия,
рассуждая о свойствах
I - доход данного потребителя (income), A -количество потребляемого (приобретаемого) блага А, Ра -цена этого блага, В - количество потребляемого (приобретаемого) блага В, Pb - его цена
Угол наклона бюджетной
линии определяется отношением цен
на оба блага, взятым с отрицательным
знаком. То есть это отношение цен
будет являться угловым коэффициентом
бюджетной линии, который измеряет
наклон этой линии к оси абсцисс.
Точки пересечения с
Наши предпочтения определяются относительной полезностью - то есть полезностью комбинации двух благ, а наши выгоды и потери от приобретения и потребления этих благ определяются положением бюджетной линии. Для того, чтобы привести в соответствие наши желания, полезность нашего потребления и наши бюджетные ограничения, надо найти точку касания графиков кривой безразличия и бюджетной линии. И это пересечение будет равновесием потребителя. То есть мы уравновесим все его потери и приобретения, ограничения и возможности:
Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией и будет означать состояние равновесия потребителя.
Кривая безразличия, которая пересекает бюджетную линию в двух местах, во-первых, не дает нам единого равновесного значения. А во-вторых, всегда найдется кривая безразличия, которая будет находиться выше этой кривой, а значит, предоставлять нам более выгодные условия для потребления (чем выше кривая, тем большее количество обоих благ мы можем потреблять). Та, что находится выше - вообще никак не соприкасается с нашей бюджетной линией, то есть в этом случае наши потребности будут неоправданно высоки по сравнению с нашими бюджетными ограничениями.
А кривая U2 - самая высокая
кривая безразличия, то есть самая выгодная,
при наших бюджетных
Тесты
а) каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров;
б) каждая точка на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров;
в) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности;
г) наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим благом без изменения уровня полезности для потребителя.
Ответ: в) (Любая точка на линии бюджетных ограничений – это выбор из вариантов товарных наборов, между которыми потребитель распределил свой денежный доход, личный бюджет. Всякое изменение величины денежных доходов покупателей вызывает соответствующее изменение их бюджетных ограничений, а следовательно, платежеспособности и спроса на товары).
а) пересечение кривой безразличия и бюджетной линии;
б) точка касания бюджетной линии и кривой безразличия;
в) область за пределами бюджетной линии и кривой безразличия.
Ответ: б) (Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации , когда потребитель максимизирует полезность , получаемую от покупки двух различных благ при имеющемся бюджете. Это фиксируется в касательной точке бюджетной линии - наиболее высокой точке из всех достижимых кривой безразличия. Эта точка, показывающая наибольшее возможное удовлетворение потребителя, является точкой потребительского равновесия. В этой точке наклон кривой безразличия (предельная норма замещения благ) равен наклону бюджетной линии (относительной цене благ)).
а) если доходы потребителей падают, они покупают меньше данного товара;
б) удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая при этом объема приобретения других товаров;
в) объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов потребителей;