Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 18:25, курсовая работа
Цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть противоречия рынка.
В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
1. Рассмотреть общие основы товарного производства, товара, стоимости. История возникновения обмена, рынка.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, основные цели рыночной организации, что такое рыночная экономика, виды рынков.
3. Изучить преимущества и недостатки рынка, инфраструктуру рынка, особенности рыночной экономики, рынок и государственное макроэкономическое регулирование.
4. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.
Введение |4 |
|1. Понятие рынка, товара, стоимости. Закон стоимости |7 |
|1. 1. Понятие рынка |7 |
|1. 2. Товар. Стоимость. Закон стоимости |8 |
|1. 3. История возникновения обмена и рынка |11 |
|2. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной |14 |
|экономики | |
|2. 1. Сущность рынка |14 |
|2. 2. Функции рынка |15 |
|2. 3. Виды рынка |18 |
|2. 4. Понятие рыночной экономики |20 |
|3. Преимущества и недостатки рынка, институты рыночной |23 |
|экономики, рынок и государственное регулирование | |
|3. 1. Преимущества рынка |23 |
|3. 2. Недостатки рынка |25 |
|3. 3. Институты рыночной экономики |26 |
|3. 4. Государственное регулирование рынка |28 |
|Заключение |38 |
|Список использованной литературы |41 |
|Приложение 1 |43 |
отстающим.
Достоинство рыночной
системы заключается, прежде
анализа эффективности распределения ресурсов и свобод. Конкурентная
рыночная система направляет ресурсы в производство той продукции, в котором
общество больше всего нуждается. Благодаря этому в экономику внедряется
более новые технологии производства. «Невидимая рука» управляет на рынке
личной выгодой, которая обеспечивает общество наибольшим количеством
необходимых товаров. В связи с этим многие экономисты сомневаются, как
правильно необходимо вмешиваться в функционирование свободных рынков, или
регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое
вмешательство становится вынужденным. Важный не экономический аргумент,
который также составляет достоинство рыночной экономики, служит
обстоятельство, что она делает ставку роль на личной свободы. Рыночная
система способна координировать экономическую деятельность без принуждения.
Каждому человеку предоставляется свобода предпринимательства.
Предприниматели, без принуждения, могут добиваться увеличение своей выгоды,
с учетом вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной
системы. Таким образом, рыночная экономика способствует эффективности
распределение ресурсов и личной свободе.
Избавляя общество от товарного дефицита, развивая научно-технический
прогресс, рыночная экономика не способна решить другие важные социально-
экономические проблемы. Это удовлетворение тех потребностей общества,
которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный
спрос. Всякое общество нуждается в национальной системе обороны,
образования, аппарата управления государством и другие необходимые
мероприятия, в которых нуждаются люди. Эти услуги и общественные товары
должны финансироваться из средств государственного бюджета за счет налогов
граждан. Итак, удовлетворение потребностей на общественные товары не может
происходить на рыночной основе.
Другая проблема рыночной экономики связана с «внешними эффектами».
Например, это загрязнение окружающей среды в результате деятельности
производства, исчерпание природных запасов, которые идут в хозяйственный
оборот. Сама экономика не способна «убрать» эти негативные последствия, это
ведет к тому, что государство должно заниматься этим процессом. Оно
измеряет и перераспределяет доходы через государственный бюджет с целью
погасить отрицательные эффекты или справедливо перераспределить выгоду.
Устранение негативных внешних эффектов возможна через запрет эксплуатации
невосстанавливаемых природных ресурсов, применение вредных технологий,
наносящих ущерб здоровью населения. Государство борется с этим с помощью
штрафов, которые могут превышать выгоду нарушаемого производителя. « Все
это дает возможность существенно координировать действия рыночного
механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой
игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах»[8].
Третья проблема, связанная с социально-экономическими правилами
личности, прежде всего, право на труд. Ясно, что рыночная экономика не
может существовать с занятостью всего населения в целом. В стране возникает
безработица. При этом государство не стремится к полной занятости людей, а
лишь регулирует рынок рабочей силы, с помощью социальных выплат людей,
осуществление программ по созданию новых рабочих мест и проводит другие
мероприятия, чтобы хоть как-то обеспечить жизнь людей, которые не по своей
воли утратили рабочие места.
Государство постоянно должно контролировать рынок, то есть система мер
законодательного, исполнительного и контролирующего характера
осуществляется
экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство
государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и
предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития
экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами
государственного регулирования являются федеральные, региональные,
муниципальные органы управления.
Государственное
интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества,
придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были
ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также
государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего
поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать
негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые
предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.
Правовое регулирование разрабатывает законы, которые обеспечивают
защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных
субъектов, борьбу с теневой экономикой. Этим занимается антимонопольное
законодательство и
жестокий контроль над ценами предприятий-монополистов, проводит
антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Дефляционная политика –
политика стабилизации уровня цен. Эта политика ограничена выбором: или
стабилизация
ценам на продукцию, что может привести к росту цен, или увеличения
предложения, что требует стимулирования
предпринимательской
Финансовое регулирование. С помощью финансов, которые государство
«берет» из своего бюджета, принимаются меры для Стимулирования рыночных
отношений в периоды экономических спадов. Государственное вмешательство
необходимо, когда рынок обнаруживает свою несостоятельность и для
устранения последствий своей же деятельности. Финансовое регулирование
происходит за счет фискальной политики. В проведении этой политики большую
роль играют правительственные расходы. Они делятся на правительственные
закупки – регулируемые законодательством государственные расходы, которые
включают в себя все затраты государства на конечную продукцию
производителей и на прямые покупки ресурсов, и трансфертные платежи --
выплаты со стороны государства из бюджета и внебюджетных фондах
предприятием и населением (субсидии, пенсии, процент по государственному
долгу). Налоговая политика заключается в том, что в периоды экономических
спадов применять
государственных расходов. В периоды экономических подъемов Применяется
сдерживающая политика – увеличение налогов и сокращение государственных
расходов. Государственные займы являются методом финансового регулирования
в силу того, что используются правительством для финансирования расходов и
дефицита бюджета.
Государственное регулирование имеет две модели:
1. Адаптационная модель. Эта модель основана на постоянном
приспособлении к постоянно меняющимся условиям рынка, на сочетании форм
собственности и совместной деятельности государственного и частного
сектора.
2. Координирующая модель. Она основана на планировании деятельности,
прогнозирования и постоянных переговоров. Эта модель предполагает
предупреждение сбоев в экономике путем точной дозировки объемов
государственного
В макроэкономике существует такое понятие, как макроэкономические
институты – совокупность политических, экономических факторов, по средствам
которых общество оказывает воздействие на экономику в плане стабильности и
поддержания баланса. Широко используемым инструментом в области внешней
торговли и
таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров капитала. В зависимости
от того, в какой области государство воздействует на экономические
процессы, различают разные виды экономики. Макроэкономические инструменты
включают в себя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую политику. «В
более широком плане в
ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная,
региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая,
антимонопольная, природоохранная, внешнеэкономическая политика»[9].
Выполняя свои функции,
государство применяет
воздействия на экономику. Выделяют косвенные и прямые методы
государственного
воздействия. Косвенные носят экономический характер. В первую очередь
выделяют денежно-кредитную
обязательных реквизитов, ставка межбанковского процента, учетная ставка,
операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных
бумаг. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции,
регулировать процентные ставки. Также большую роль уделяют налоговой
политике, без которой невозможно поднять экономику и организовать
распределение доходов. К налоговой политике можно присоединить политику
государственных расходов. Эта политика осуществляет преобразование
производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает проблему
безработицы. Планирование – предопределение будущего, построение моделей
намечаемого будущего состояния экономики, способов, средств и сроков
достижения их состояния. Планы почти всегда ориентируются на цели, на
решение задач, которые необходимо решить экономике, что находит отражение в
показателях плана, его числовых параметров. Для того чтобы достигнуть целей
делают прогноз, то есть строят вариантные гипотезы возможных экономических
траекторий. С помощью планирования и прогнозирования государство достигает
своей цели, хотя при этом, сталкиваясь на пути с различными препятствиями,
которые могут привести к негативным последствиям.
Государственное регулирование происходит за счет представительной и
исполнительной власти. Но избранные и назначенные чиновники проводят
политику, исходя из своих собственных интересов. Все они стремятся извлечь
свою выгоду и максимизировать свое благополучие. Гипотеза о роли