Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:14, курс лекций
Тема 1. Экономическая теория: предмет, структура, функции
1. Основные этапы развития экономической теории.
2. Предмет экономической теории (ЭТ).
3. Методы экономической теории.
Кривая показывает, что при повышении цены, увеличивается объем предложения. В данном случае речь идет о кривой индивидуального предложения, то есть предложения конкретного блага отдельным производителем. В микроэкономике анализируется рыночное (отраслевое) предложение, то есть предложение со стороны всех производителей данного блага. Оно складывается из предложения отдельных производителей.
Рис. 9. Кривая предложения
Sрын.= ΣSиндивид.,
где Sрын. – это рыночное предложение, а Sиндивид – индивидуальное предложение.
График отраслевого
Цена предложения есть минимальная сумма денег, за которую производитель согласен отдать последнюю единицу произведенной продукции. Это следует из того, что в основе кривой предложения фирмы лежит кривая предельных затрат. Сумма цен предложения определенного объема продукции равна сумме предельных затрат, которая в свою очередь равна сумме переменных затрат. Поэтому сумма цен предложения заданного объема продукции представляет собой ту минимальную сумму денег, за которую производитель может отдать произведенную продукцию, возмещая все переменные затраты.
Превышение выручки над суммой цен предложения проданной продукции образует излишек производителя. Излишек производителя есть разность между суммой денег, полученной за проданную продукцию (выручкой), и минимальной суммой затрат на производство данного объема продукции. На рисунке излишек производителя обозначен площадью РКМ. В теории это излишек обозначается РS и используется для характеристики рыночного равновесия.
Рис. 10. Излишек производителя
Неценовые факторы предложения
Предложение фирм зависит не только от цены предлагаемого блага. Кроме цены на решения производителей о производстве блага влияют и другие факторы, которые при построении кривой предложения считались прочими равными. Эти факторы называются неценовыми и вызывают сдвиг кривой предложения или изменение предложения. Изменение предложения происходит под влиянием следующих факторов: 1) цены на ресурсы; 2) ожидания производителей; 3) цены на другие товары; 4) количество продавцов; 5) налоги и дотации; 6) технология производства.
Эти факторы по-разному влияют на предложение. Так, например, снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения данного товар, поскольку издержки производителей снижаются. Функция изменяется и кривая предложения сдвигается вправо-вниз (рис.11а). Рост налогов приводит к увеличению издержек и, как следствие, к снижению предложения блага, и сдвигу кривой влево-вверх (рис.11б). Данный фактор также изменяет всю функцию. Таким образом, изменение цены приводит к изменению величины предложения (двигается точка по кривой), а влияние неценовых факторов изменяет само предложение (кривая сдвигается вправо или влево).
Рис.11а. Увеличение предложения Рис.11б. Уменьшение предложения
Когда меняются цены других благ или цены факторов производства, тогда происходит соответствующий сдвиг кривой предложения. Так, при повышении цены на говядину мясокомбинат увеличит предложение не только говядины, но и шкур. Мебельная фабрика, выпускающая столы и стулья, увеличит предложение столов не только при повышении их цены, но и в случае снижения цены стульев.
Одной из важнейших характеристик предложения является его эластичность. Эластичность предложения выражает характер зависимости относительного изменения объема предложения от относительного изменения факторов, его определяющих.
Коэффициент эластичности предложения по цене ( ) показывает, на сколько процентов изменится объем предложения блага, если его цена изменится на один процент.
Для расчета могут быть использованы следующие формулы:
Таблица 2. Применение формул эластичности
Формула |
Название формулы |
Принцип использования |
= |
смысловая формула |
Используется, если известны процентное изменение объема предложения и цены |
|
формула точечной эластичности |
Используется, если известны
функция предложения и |
= |
формула дуговой эластичности |
Используется, если известны конкретные значения (Р1, Р2, Q1, Q2) двух точек на кривой предложения |
Предложение называется относительно эластичным, если >1, относительно неэластичным, если <1, и единичным при =1. Также рассматриваются случаи абсолютно эластичного ( = ∞) и абсолютно неэластичного ( =0) предложения. Графически это выражается в наклоне кривой предложения. Кривые предложения с разной эластичностью служат для описания процессов производства в разные промежутки времени. Так, предложение мгновенного периода считается абсолютно неэластичным, краткосрочного периода – относительно эластичным и долгосрочного периода – абсолютно эластичным (рис.12).
Рис.12. Кривые предложения с разной эластичностью
На эластичность предложения влияет, главным образом, фактор времени, а так же способность производимого товара к складированию, степень дефицитности ресурсов и возможность быстро изменять технологию производства.
В экономической теории выделяют мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды.
Мгновенный период – это промежуток времени, когда фирма не может изменить объем производства и предложения продукции. Изменение объема предложения может быть связано только с изменением товарно-материальных запасов. В мгновенный период предложение является абсолютно неэластичным.
Краткосрочный период – это промежуток времени, когда фирма не может изменить свои производственные мощности, но может изменить объем производства в рамках существующих мощностей. В этот период эластичность предложения будет зависить от технологии производства и от модильности фирмы.
Долгосрочный период – это промежуток времени, когда фирма может увеличить или сократить свои производственные мощности, использовать новые технологии в производстве, соответственно, изменить объем производства и продаж. Предложение будет абсолютно эластичным.
4.Рыночное равновесие и равновесная цена
Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, при которой решения покупателей об объеме покупок совпадают с объемами продаж при определенной цене, ситуация, при которой ни одной из сторон не выгодно изменять рыночную позицию. Поэтому состояние равновесия считается устойчивым. Цена равновесия - цена такого уровня, при котором объем предложения, соответствует объему спроса. Графически – это точка пересечения кривых спроса и предложения (рис.13).
На рынке автоматически установится равновесие, при котором величина спроса (QD) равна величине предложения (QS).
Т.е. параметры равновесия будут Р0 ;Q0, что соответствует равенствам QD=QS ; РD=РS.
Если покупатели захотят купить товар по цене Р1, которая ниже Р0, то объем спроса окажется большим, чем объем предложения (QD>QS)., на рынке возникнет дефицит товара, измеряемый разностью Q3 – Q1, и цена вследствие этого будет возрастать, пока объем предложения не уравняется с объемом спроса.
Рис.13. Рыночное равновесие
Если же продавцы пожелают продавать товар по цене Р2, которая выше равновесной Р0, то объем предложения окажется выше объема спроса (QS>QD), образуется избыток товара, равный Q2 – Q1, и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся. Закон рыночного равновесия: фактор цены на данный товар в ситуации равновесия не ведет к его нарушению, т.е. избыток и дефицит предложения равны нулю. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена - цена равновесия, образованная на конкурентном рынке.
Таким образом, на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.
Под влиянием неценовых факторов (сдвиг кривых спроса и предложения), точка равновесия может изменяться. Если сдвигается только одна кривая, можно определить как изменятся параметры равновесия (см. рис. 14, 15). Если сдвигаются обе кривые, то можно определить изменение только одного параметра – цены, или объема. Если факторы спроса и предложения действуют однонаправлено, то есть растет (снижается) и спрос, и предложение, то соответственно растет (снижается) равновесный объем (см. рис. 16). Изменения цены могут быть различными. Если факторы спроса и предложения действуют разнонаправлено, то есть растет (снижается) спрос, а предложение снижается (растет), то соответственно растет (снижается) равновесная цена. Изменения объема могут быть различными (рис. 17).
Рис. 14 Рост спроса, приводящий к росту Рис.15. Сокращение предложения, приводящее равновесной цены и объема к росту цены и уменьшению объема
Рис. 16 Рост спроса и предложения, Рис.17. Сокращение предложения и рост спроса,
приводящие к росту равновесного объема приводящие к росту равновесной цены
Рассмотрим, насколько рыночное равновесие может быть устойчивым, стабильным. Под
стабильностью равновесия понимается способность рынка, выведенного из равновесного состояния, вновь возвращаться к нему под влиянием своих внутренних сил. Для иллюстрации этого используется модель паутины. Равновесие в паутинной модели зависит от углов наклона спроса и предложения.
Здесь возможны три случая:
Рис. 18. Модель расходящейся паутины
Рис. 19. Модель совершенной паутины
Рис. 20. Модель динамической паутины
5. Применение теории спроса и предложения. Государственный контроль над ценами
Государство в социальных целях может, вмешивается в рыночный механизм путем фиксации цены, которая может быть ниже, либо выше цены равновесия. И в том и в другом случае государство нарушает равновесие на рынке, в силу чего оно вынуждено осуществлять государственные расходы для поддержания данной политики.
1)Политика “потолка цены” (
В данном случае государство назначает максимальную цену, выше которой не может быть цена на рынке и, как правило, данная цена ниже равновесной цены.
Объем государственных расходов, необходимых для поддержания P max на рынке - есть величина Н. Н= h*Qd.
2)Политика “пола цен” (минимальная цена). Государство назначает ту минимальную цену, ниже которой не может быть цена на рынке. Введение фиксированной цены выше равновесной, приводит к тому, что на рынке производится избыток товара Qs-Qd, который будет толкать цены вниз. Поэтому для поддержания такой политики государство обязано закупить этот избыток товара. При этом госрасходы будут равны G= Pmin (Qs- Qd).
Налоги и рыночное равновесие
Государство может влиять на процесс
ценообразования с помощью
Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S' (см. рис. 23).
Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители.