Лекции по "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:14, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Экономическая теория: предмет, структура, функции
1. Основные этапы развития экономической теории.
2. Предмет экономической теории (ЭТ).
3. Методы экономической теории.

Файлы: 1 файл

Kurs_Lektsy_Mikro.doc

— 864.00 Кб (Скачать файл)

2. Микроэкономика – изучает деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими экономических решений; функционирование отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций.

Подобное разделение носит условный характер, так как  многие разделы и темы входят в оба вышеназванных раздела.

Экономическая наука  может иметь нормативный и  позитивный характер. Позитивная экономическая наука имеет дело с фактами уже отобранными и перешедшими на уровень теории. Она свободна от субъективных оценочных суждений и отвечает на вопрос «что есть?» (например, позитивным утверждением является следующее «Инфляция за текущий год составляет 12%»). Нормативная теория олицетворяет оценочные суждения людей относительно того, какой должна быть экономика, или какую конкретную политическую акции следует предпринять, чтобы сгладить или устранить ту или иную нежелательную экономическую проблему. Т.о. она выражает представление о том «что должно быть» (например, «инфляцию следует сократить, применяя меры регулирования денежного обращения»).

Экономическая наука, как и всякая другая, выполняет познавательную функцию, она призвана изучать и объяснять  процессы и явления экономической  жизни общества. Задача науки заключается  в том, чтобы привести в систему, истолковать, обобщить факты хозяйственной жизни. Теория без фактов – пуста, а факты без теории – бессмысленны. Необходимо постоянно сверять существующие теории с изменяющейся реальной практикой. Экономическая политика – это комплекс мер и решений государства, обеспечивающих эффективное развитие общественного производства, рост уровня жизни людей. Для того, чтобы экономическая политика была научной, давала положительные результаты, ее необходимо теоретически обосновывать.

В результате производственной деятельности людей возникают и действуют экономические законы (ЭЗ). Они действуют объективно (независимо от воли и сознания людей) и выражают существенные и необходимые связи в общественном производстве, постоянно повторяющиеся взаимоотношения, взаимодействия между людьми. Они отражают наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта или явления. Различают: экономические законы, законы природы. Законы природы – это законы естественные. ЭЗ – это законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей. Естественные законы вечны, экономические – носят исторический характер. ЭЗ сами по себе не действуют. Для этого необходимы действия людей, которые напрямую зависят от потребностей и интересов.

Потребность – это нужда человека в каких-либо благах (товарах и услугах), необходимых  для выживания, поддержания жизнедеятельности и развития человека, фирмы и общества. Потребности порождают ожидания, а ожидания побуждают к действиям. Ожидание – надежда на что–либо, предположение. Интересы – осознанные потребности. Следовательно, интерес – это форма проявления экономических потребностей. Поскольку существует система потребностей, то можно говорить и о существовании системы интересов (личностных, семейных, корпоративных, национально – государственных и общечеловеческих).

В обществе действует система ЭЗ, взаимосвязанных между собой. Различают следующие:

  1. Всеобщие - законы, которые действуют на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях (закон возвышающихся потребностей; общественного разделения труда; повышения производительности труда и др.)
  2. Общие ЭЗ - действуют при наличии общих социально-экономических условий (товарно-денежные отношения). К ним относятся законы стоимости; спроса и предложения; денежного обращения и т.д.
  3. Особые (специфические) ЭЗ - выражают внутреннюю природу каждого общественного способа производства. Определяются собственностью на СП и свойственные ей социально-экономические отношения. ЭЗ познаваемы. Их необходимо использовать в практике хозяйствования.

 

2. Методы экономической теории

 

Во всякой науке используются определенные методы исследования, которые  подразделяются на всеобщие (философские), вооружающие все области познания (например, метафизический и диалектический методы), общенаучные – исторический, логический, математический и др. и специфические – для каждой отрасли наук.

Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет  на вооружение диалектику – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Диалектический метод отражает не только противоречия, но и неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять, казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс.

К специфичным методам относится  и метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного.

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. Исторический метод позволяет рассматривать хозяйственные системы последовательно в их историческом развитии. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития.

Логический  метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Это служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование данного метода помогает глубже понять причинно-следственные связи в экономике.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по составным частям (анализ), так и в целом (синтез). Сочетанием анализа и синтеза обеспечивается комплексный подход к изучению сложных экономических явлений.

Методы индукции и дедукции основаны на умозаключениях, соответственно, от частного к общему и от общего к частному.

Рассмотрение качественных признаков  экономических систем дополняется  изучением количественной стороны  хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. Используются методы экономико-математического моделирования, т.е. создание математических моделей.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным характером исследования. Модели могут быть статическими и динамическими; абстрактно-теоретическим и конкретно-экономическими, малоразмерные и многоразмерные, линейными и нелинейными. Также различают графические, математические и словесно-описательные модели. Модели применяются и на макро- и на микроуровне. При построении моделей используется принцип «при прочих равных условиях» (допущение, согласно которому, все факторы кроме участвующих в анализе рассматриваются как постоянные, т.е не влияющие на данный процесс или явление).

Изучение процессов экономической  жизни ставит на повестку дня проведение экспериментов. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение процесса или явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты применяются и на макро- и на микроуровне.

Вся совокупность научных  методов позволяет выполнять  важную задачу – выявлять общие  для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними.

 

 

 

Тема 2. Основные проблемы экономической организации  общества

 

    1. Производственные возможности общества.
    2. Модели экономических систем.

 

    1. Производственные возможности общества

 

Блага. Потребности, ресурсы.

Экономическая теория как наука является результатом длительного исторического развития и изучает, прежде всего, экономические потребности и способы их удовлетворения в условиях ограниченности экономических ресурсов.

Экономические потребности – это внутренние мотивы человека, которые побуждают его к экономической деятельности. Они делятся на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда, жилище и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные (например, потребность в досуге - кино, театр, спорт и т.д.).  Первичные не могут быть заменены друг другом, вторичные – могут.

Потребности также делят  на материальные, социальные, духовные. Материальные потребности связаны с жизнедеятельностью людей, без которых они не могут существовать. Это потребности в пище, одежде, услугах. Социальные потребности образуют основу деятельности человека, выполняющего в обществе определенные функции. К ним относятся потребности в труде, отдыхе, общественной деятельности, самовыражении, получении социальных гарантий, включая достижение полного социального равенства. Духовные потребности связаны с творческой деятельностью людей. Это потребности в образовании, повышении культурного уровня и уровня квалификации, творческой деятельности и эстетическом наслаждении.

Товары и услуги, удовлетворяющие  потребности называют благами. Одни из них имеются в относительно неограниченном количестве – вода, солнце, воздух. Другие блага ограничены, к ним относятся продукты, вещи, услуги и т.п.  Эти виды благ называются экономическими. Экономические блага бывают долговременными (автомобиль, книга, диски и др.) и недолговременными (хлеб, мясо, напитки и проч.), то есть используются длительное или короткое время соответственно. Кроме того, среди экономических благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплименты). Первые могут удовлетворять одни и те же потребности и могут быть заменены друг другом, вторые – удовлетворяют потребности только в комплексе и не могут использоваться друг без друга. К субститутам относятся потребительские товары (свинина-говядина), производственные ресурсы (труд-капитал), услуги (поезд-самолет-автомобиль), сфера досуга (кино-театр-цирк). Примерами комплиментарных благ могут служить: стол и стул, автомобиль и бензин, фотоаппарат и фотопленка.

Стоимость (ценность) благ по К. Марксу определяется затратами  общественно необходимого труда, т.е. труда, осуществляемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности. Современные экономисты считают, что ценность благ определяется их редкостью, т.е. ограниченностью по сравнению с безграничными потребностями. При этом, любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей. Таким образом, ценность экономических благ зависит не только от затрат, связанных с их производством, но и от интенсивности потребностей, от наличного количества благ, способных удовлетворить данную потребность, от возможностей наращивания их производства.

Для наращивания производства благ нужны определенные средства –  ресурсы. Экономические ресурсы (факторы производства) – это то, что используется для производства экономических благ. К ним относятся труд, капитал, земля (включающая природные ресурсы), предпринимательские способности и информация.

Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей, это физические и умственные способности людей, используемые ими для производства благ. В процессе труда складываются определенные экономические отношения между людьми. Труд реализуется в процессе производства, а оно предполагает взаимодействие трех факторов: труда и рабочей силы; предметов труда; средств труда. Средства производства (СП) – предметы труда и средства труда. Предметы труда – то, из чего производят, на что воздействуют. Средства труда (СТ) – то, с помощью чего производят. Орудия труда (ОТ) – то, с помощью чего человек непосредственно воздействует на предмет труда. СТ+ОТ=СП

Понятие капитал (инвестиционные ресурсы) – охватывает все средства труда, такие как инструменты, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские помещения, транспортные средства, используемые в производстве благ. Процесс производства и накопления капитальных благ называют инвестированием. Капитал в денежной форме не входит в это понятие и не является ресурсом, так как деньги сами по себе ничего не производят.

Земля включает в себя все естественные ресурсы, дарованные природой и используемые в производственном процессе. К этому фактору относятся пахотные земли, луга, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т.п.

Предпринимательские способности – это производственный ресурс, связанный с предприимчивостью людей, т.е. их способностью эффективно соединять и использовать все другие виды экономических ресурсов.

Таким образом, факторы производства в обобщенном виде можно поделить: личный фактор (раб. сила, труд), вещественный фактор (средства производства), предпринимательский фактор - личный фактор, обеспечивает соединение факторов производства.

Экономический выбор. Экономические отношения.

Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают. В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов и решается триединая проблема: что производить, как производить, для кого производить. То есть экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения является решающая область жизнедеятельности людей, без которой не возможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

Информация о работе Лекции по "Микроэкономика"