Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:24, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является сравнительный анализ теорий лидерского поведения.
В связи с целью данной работы передо были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику понятию лидерства
- при изучении различных торий лидерства провести их сравнительный анализ.
Введение …..................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Общая характеристика понятия лидерства............................................................4
1.1. Определение понятия «лидерство».........................................................................4
1.2. История теорий о лидерстве..................................................................................12
1.3. Отличие лидера от менеджера …………………………………………………..14
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ теорий лидерского поведения.......................................16
2.1. Теория черт и харизматическая концепция лидерства........................................16
2.2. Бихевиористические теории лидерства (поведенческие и
психологические концепции).................................................................................18
2.3. Личностно-ситуационные теории лидерства........................................................21
2.4. Функциональные, синтетические и иные теории лидерства...............................24
Заключение.................................................................................................................................28
Список использованной литературы........................................................................................30
Приложение 1. ……………………………………………………………………………..… 31
Курсовая скачана с сайта кампании «Экономика студенту» - http://ekonomika-studentu.ru/
Если вам необходима помощь в решение задач по экономике или написание курсовой, подбор материалов для курсовой или дипломной обращайтесь http://ekonomika-studentu.ru/ Контакты: тел. 8-906-966-70-28, Icq: 447-624-701,
Е-mail: info@ekonomika-studentu.ru, Дмитрий
Курсовая скачана с сайта кампании «Экономика студенту» - http://ekonomika-studentu.ru/
Если вам необходима помощь в решение задач по экономике или написание курсовой, подбор материалов для курсовой или дипломной обращайтесь http://ekonomika-studentu.ru/ Контакты: тел. 8-906-966-70-28, Icq: 447-624-701,
Е-mail: info@ekonomika-studentu.ru, Дмитрий
Лидерство
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …....................
ГЛАВА 1. Общая характеристика понятия
лидерства.....................
1.1.
Определение понятия «лидерство»...................
1.2.
История теорий о лидерстве.....................
1.3. Отличие лидера от менеджера …………………………………………………..14
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ теорий
лидерского поведения.....................
2.1.
Теория черт и харизматическая концепция
лидерства.....................
2.2. Бихевиористические теории лидерства (поведенческие и
психологические концепции)....................
2.3.
Личностно-ситуационные теории лидерства.....................
2.4.
Функциональные, синтетические и иные
теории лидерства.....................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Приложение 1. …………………………………………………………………………….
Введение
Теории лидерства - научные теории, объясняющие феномен лидерства, его происхождение и функционирование. Лидерство как и управление, является до некоторой степени искусством. Досегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкогоподхода к руководству.
Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчинённых и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства. Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению на должности с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определённый стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчинённые ориентированы на достижения.
Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить всё, что можно от подчинённых, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.
В ходе изучения темы лидерства выделены различные стили, разработан ряд теорий происхождения лидерства. В настоящее время для достижения каких то вершин и для того, чтобы добиться определенного успеха в жизни, безусловно необходимо быть лидером. Но что это такое? По моему мнению тема лидерства очень актуальна и интересна в современной России. Поэтому она и была мной выбрана.
Основной целью моей курсовой работы является сравнительный анализ теорий лидерского поведения.
В связи с целью данной работы передо мной были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику понятию лидерства
- при изучении различных торий лидерства провести их сравнительный анализ.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА
1.1. Определение понятия «лидерство»
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.
Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.
Существует множество определений понятия «лидер».
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Таким образом, можно сделать вывод, что лидер – это ведущий, идущий впереди.
По другому определению лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).
Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер).
Собственно, проблема определения понятия лидерства завит от того, какой теории придерживаться и в зависимости от этого расставлены акценты в определении. В общем смысле лидерство можно определить как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить основные подходы к его трактовке:
Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, – пишет Жан Блондель, – это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».
Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».
Лидерство – это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.). Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным, во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество), в-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии, в-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения при осуществлении лидерства.
Заглянув в социологический словарь, можно обнаружить следующие определения лидерства:
1. Лидерство - ведущее положение отдельной личности, социальной группы… обусловленное более эффективными результатами деятельности…
2. Лидерство - процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов».1
Первое определение обладает двумя несомненными достоинствами. Одно из них состоит в том, что это определение показывает субъективный характер данного понятия: человек, достижения которого признает определенная группа людей, может быть для этих людей лидером, и в то же время другая группа может отрицать его лидерство, если не рассматривает соответствующие достижения как выдающиеся. Другое достоинство этого определения — его операциональность, ибо оно указывает определенный путь к лидерству.
С другой стороны, приведенное определение страдает и рядом существенных недостатков. Во-первых, выдающиеся достижения не гарантируют лидерства. Эйнштейн, например, был безусловным гением физики ХХ в., однако его вряд ли можно назвать лидером, поскольку у него практически не было учеников. Поэтому данное определение формулирует необходимое, но недостаточное условие лидерства. Во-вторых, такое определение как бы фиксирует лидерское положение личности или группы, в то время как на наших глазах постоянно происходит смена лидеров, даже в том случае, если прежние достижения старых лидеров не оспариваются. В-третьих, и на это мы хотим обратить особое внимание, рассматриваемое определение статично: оно не отражает динамизм процесса лидерства. Действительно, лидерство — это не только положение личности или группы, это еще и процесс вовлечения последователей в деятельность, направленную на достижение определенных целей. Данный аспект отражен во втором определении лидерства, однако это сделано в столь общей форме, что отличить лидерство от других процессов в социальных группах на основании подобного определения оказывается практически невозможным.2
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера): деловое лидерство (характерно для групп, возникающих на основе производственных целей, в основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт), эмоциональное лидерство (возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения), ситуативное лидерство (по своей природе может быть и деловым, и эмоциональным, его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией).
Значительный вклад в
Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844—1900). Он пытался обосновать необходимость формирования высшего биологического типа — человека-лидера, сверхчеловека. «Цель человечества,— писал Ницше,— лежит в его высших представителях <...> Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей — в этом, и ни в чем ином, состоит его задача».
Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. Он может быть жестоким к обычным людям и снисходительным, сдержанным, нежным, дружелюбным в отношениях с равными себе, со сверхчеловеками. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая и красивая личность, возвышающаяся над человеком так же, как тот превосходит обезьяну. В представлениях Ницше о сверхчеловеке отразилась дарвинистская идея об эволюции биологических видов.