Лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является сравнительный анализ теорий лидерского поведения.
В связи с целью данной работы передо были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику понятию лидерства
- при изучении различных торий лидерства провести их сравнительный анализ.

Содержание работы

Введение …..................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Общая характеристика понятия лидерства............................................................4
1.1. Определение понятия «лидерство».........................................................................4
1.2. История теорий о лидерстве..................................................................................12
1.3. Отличие лидера от менеджера …………………………………………………..14
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ теорий лидерского поведения.......................................16
2.1. Теория черт и харизматическая концепция лидерства........................................16
2.2. Бихевиористические теории лидерства (поведенческие и
психологические концепции).................................................................................18
2.3. Личностно-ситуационные теории лидерства........................................................21
2.4. Функциональные, синтетические и иные теории лидерства...............................24
Заключение.................................................................................................................................28
Список использованной литературы........................................................................................30
Приложение 1. ……………………………………………………………………………..… 31

Файлы: 1 файл

210505-kursovaya.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Так, существуют такие теории как  Теория жизненного цикла (П. Херси и  К. Бланшар), которая связывает поведение  лидера со зрелостью группы, Многофакторная модель, которая описывает 14 вариантов  поведения лидера, включая поддерживающий, делегирующий часть полномочий, поощряющий, развивающий, направляющий и другие стили поведения.

Итак, ситуационные теории (Б. Басе, К. Бланшар, Г. Граен, Р. Лайкерт, Р. Танненбаум, Ф. Фидлер, Дж. Хаит, П. Херсей, В. Шмидт) увязывают типы лидерства с ситуационными факторами, предлагая варианты лидерского поведения, находящиеся между двумя полярными стилями управления (ориентированными на производственный процесс либо на межличностные отношения в рабочем коллективе).

 

2.4. Функциональные, синтетические и иные теории лидерства

 

Отдельное направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении  о лидерстве как о функции  группы. В рамках этих теорий (Г. Хомманс  и др.) лидер понимается как лицо в большей степени, чем все остальные члены группы, отвечающее ее ожиданиям и наиболее последовательно придерживающееся принятых в ней норм и ценностей. В отличие от сторонников теории "черт лидерства" приверженцы интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий.

При этом теории лидерства как функции  группы не имеют доказательного характера, т. к., с одной стороны, их логическая структура содержит "круг в определении", а с другой — не позволяют интерпретировать целый ряд экспериментально зафиксированных фактов (например, существование так называемого "идиосинкразического кредита", которым располагает в той или иной мере любой лидер и согласно которому ему предоставляется право в качественно большей степени, чем рядовому члену группы, отступать от принятых в ней норм).

Другое направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, обозначаемых в психологии как "синтетические теории лидерства" (Ф. Фидлер и др.).

В отличие от сторонников "теории черт", теорий "лидерства как  функции группы" и "ситуационных теорий" приверженцы "синтетической  теории лидерства" акцентируют внимание на комплексном, целостном характере  изучения лидерства, на исследовании взаимосвязи  основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство. В то же время психологически содержательное наполнение этих трех переменных не совпадает в различных концептуальных схемах, относящихся к "синтетическому" подходу. Более того, в целом ряде теоретических построений феномен лидерства рассматривается в контексте преимущественно внеделовых межличностных отношений и без учета социально-психологической специфики реально функционирующих групп. В рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах и концепции персонализации разработана теоретическая модель лидерства, позволяющая проанализировать психологическую специфику этого феномена в реальных малых группах разного уровня развития и в условиях различной как по своей форме, так и по содержанию и целям деятельности (А. В. Петровский и др.). В группах высокого уровня социально-психологического развития, как правило, формируется демократический стиль лидерства.

При этом лидер в таких группах  наделен атрибутами подлинно личностного  авторитета и чаще всего является одновременно социометрической "звездой". Сила и гибкость структуры такой  группы выражаются, в частности, в  том, что индивиды, различающиеся по своим личностным качествам, могут успешно осуществлять функции лидера, т. к. чем выше по своему социально-психологическому развитию группа, тем более сложный набор нравственно оправданных личностных характеристик требуется для описания ее лидера. В корпоративных группировках формируется по преимуществу авторитарный стиль лидерства. При этом лидер в таких группах наделен не атрибутами личностного авторитета, а обладает авторитетом власти и, как правило, не только не является социометрической "звездой", но и нередко эмоционально-негативно оценивается подавляющим большинством ведомых. Что касается собственно личностных характеристик такого лидера, то их значение в данном случае вообще вторично, т. к. в целом не на них базируется его лидерская позиция в общности. В просоциальных ассоциациях формируется попустительский стиль лидерства. В связи с отсутствием опосредствующей межличностные отношения деятельности в таких группах, как правило, лидером является социометрическая "звезда", т. е. тот член группы, который вызывает у остальных наибольшую симпатию. Необходимые для такого лидера качества — это сравнительно небольшой набор характеристик, создающих наиболее благоприятные условия для свободного общения и всеобщего благоденствия в группе, где люди связаны друг с другом только эмоциональным притяжением, а не какой-либо деятельностью. В асоциальных ассоциациях формируется анархический стиль лидерства. Здесь лидеру также необходим сравнительно небольшой набор качеств, но качеств принципиально иного характера — это физическая сила, агрессивность, самоуверенность, жестокость, авторитарность и т. п.

В настоящее время широкое распространение  в контексте исследований лидерства  получила концепция эмоционального интеллекта, разработанная группой  американских социальных психологов и специалистов в области делового администрирования во главе с Д. Гоулманом. Существенно важно, что она опирается не только на массив эмпирических данных, полученных при реализации прикладных исследовательских программ в сфере организационной психологии и психологии менеджмента, но и на результаты фундаментальных нейрофизиологических исследований последних лет.9

Согласно данной концепции, именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта отличает лидеров от других людей, чья деятельность требует развитых когнитивных способностей в сочетании с организаторскими способностями, например, от руководителя академического исследовательского проекта. Под эмоциональным интеллектом понимается интегральная личностная структура, включающая четыре составляющих: самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управленческие навыки.

Под самосознанием Д. Гоулман понимает способность к рефлексии и  адекватной оценке индивидом "...характера  собственных эмоций, а также осознание  своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. При этом... люди с сильным самосознанием являются реалистами: они не угнетают себя самокритикой, но не питают несбыточных надежд. Как правило, они честны с собой. Более того, они честны с другими в отношении себя — настолько, что даже могут посмеяться над собственными недостатками". Развитое самосознание позволяет лидерам эффективно использовать интуицию, под которой понимается "...способность применять при принятии управленческих решений не только технические знания, но и житейскую мудрость.

Существует теория "партисипативного" управления. Она предполагает партнерские "соучаствующие" отношения руководителей и подчиненных:

- регулярные совещания руководителя с подчиненными;

- открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;

- вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;

- делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий;

- участие рядовых работников в планировании и осуществлении организационных мероприятий;

- создание микрогрупп с правом самостоятельно разрабатывать и предлагать идеи, формулировать проблемы и их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучая данную тему, мы столкнулись  с множеством мнений и определений. И в связи со всем вышеизложенным можно сделать следующие выводы.

Существует множество определений  понятия «лидер».

Но более точно, по моему мнению, лидер — это лицо, обладающее высоким личным статусом, оказывающий  сильное влияние на мнение и поведение  окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

В ходе изучения лидерства выделены различные стили лидерства, разработан ряд теорий происхождения лидерства.

Теория черт или теория лидерских  качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс. Считалось, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров.

Бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся.

Третье направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении  о лидерстве как о функции  ситуации (Р. Бейлс, Т. Ньюком и др.). Представители ситуационных теорий лидерства опираются на многочисленные факты, иллюстрирующие неправомерность рассмотрения лидерства как функции личностных свойств или функции группы, и приходят к выводу о том, что лидерство представляет собой продукт, в первую очередь, многочисленных ситуаций, чередующихся и сменяющих друг друга.

Отдельное направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении  о лидерстве как о функции  группы. В рамках этих теорий (Г. Хомманс и др.) лидер понимается как лицо в большей степени, чем все остальные члены группы, отвечающее ее ожиданиям и наиболее последовательно придерживающееся принятых в ней норм и ценностей.

В настоящее время широкое распространение  в контексте исследований лидерства получила концепция эмоционального интеллекта, разработанная группой американских социальных психологов и специалистов в области делового администрирования во главе с

Д. Гоулманом. Существенно важно, что  она опирается не только на массив эмпирических данных, полученных при реализации прикладных исследовательских программ в сфере организационной психологии и психологии менеджмента, но и на результаты фундаментальных нейрофизиологических исследований последних лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Мильнер Б.З. Теория организации/ Б.З. Мильнер.  М.: 2003

2. Веснин В.Р. Основы менеджмента/ В.Р. Веснин. М.: 2003

3. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа. //

Социс. 2005. №12. с. 57-64.

4. Виханский О.С., Наумов A.JI. Менеджмент. М.: Гардарики, 2005. с. 264

5. Уинслоу Т.Ф. Принципы научного менеджмента. М.  2007. с. 104

6. Дафт Р. Менеджмент. изд.: питер 2009  с. 800

7. Клыков М.С., Н.П. Григорьев. Менеджмент. изд.: лки 2009 . с. 312

8. Друкер П. Менеджмент. изд.: вильямс.  2010 . с. 704

9. Коротков Э.М. Менеджмент. изд.: юрайт . 2010 . с. 640

10. Гончаров В.И. Менеджмент. Учебное пособие. изд.: современная школа-

2010 . с. 640

11. Виханский О.С., Наймов А.И. Менеджмент. изд.: инфра. 2010 . с. 576

12. Зельдович Б.З. Менеджмент. Учебник для ВУЗов. изд.: экзамен.2009 .

с. 575

13. Евтихов О. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика. изд.: речь

2007. с. 238

14. Шефер Б., Грундль Б. Простое лидерство. изд.: попурри. 2008 .с. 176

15. Камынина, Островский. Менеджмент и лидерство. изд.: гэотар.2009.

с. 528

16. Шейнов. Психология лидерства  и власти. изд.: ось.89 . 2008. с 608

17. Максвелл Д. Золотые уроки лидерства. изд.: попурри.2009. с. 224.

18. Максвелл Д. Законы лидерства. изд.: попурри . 2011 . с. 320.

19. Юсим. Момент лидерства. изд.: поппури.. 2012 . с. 400

Приложение 1.

 
 
Отличие менеджера от лидера 
 

 
Менеджер

 
Лидер

 
Администратор 

 
Инноватор 

 
Поручает 

 
Вдохновляет 

 
Работает по целям других 

 
Работает по своим целям 

 
План — основа действий 

 
Видение — основа действий 

 
Полагается на систему 

 
Полагается на людей 

 
Использует доводы 

 
Использует эмоции 

 
Контролирует 

 
Доверяет 

 
Поддерживает движение 

 
Дает импульс движению 

 
Профессионален 

 
Энтузиаст 

 
Принимает решения 

 
Превращает решения в реальность 

 
Делает дело правильно 

 
Делает правильное дело 

 
Уважаем 

 
Обожаем 


 

1 Веснин В.Р. Основы менеджмента/ В.Р. Веснин. – М. - 2003. – С. 185

2 Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. – 2003. - № 2, - С.4

3 Шефер Б., Грундль Б. Простое лидерство. изд.: попурри. 2008 .

4 См.: Приложение 1.

5 Зельдович Б.З. Менеджмент. Учебник для ВУЗов. изд.: экзамен.2009

6 Мильнер Б.З. Теория организации/ Б.З. Мильнер. - М. - 2003. – С. 215.

7Альберт М, Основы менеджмента/ М Альберт. - М.: Дело, - 2002 – С. 274

8 Уинслоу Т.Ф. Принципы научного менеджмента. М. - 2007. – С. 52

9 Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. – 2003. - № 2, - С.19




Информация о работе Лидерство