Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:24, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является сравнительный анализ теорий лидерского поведения.
В связи с целью данной работы передо были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику понятию лидерства
- при изучении различных торий лидерства провести их сравнительный анализ.
Введение …..................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Общая характеристика понятия лидерства............................................................4
1.1. Определение понятия «лидерство».........................................................................4
1.2. История теорий о лидерстве..................................................................................12
1.3. Отличие лидера от менеджера …………………………………………………..14
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ теорий лидерского поведения.......................................16
2.1. Теория черт и харизматическая концепция лидерства........................................16
2.2. Бихевиористические теории лидерства (поведенческие и
психологические концепции).................................................................................18
2.3. Личностно-ситуационные теории лидерства........................................................21
2.4. Функциональные, синтетические и иные теории лидерства...............................24
Заключение.................................................................................................................................28
Список использованной литературы........................................................................................30
Приложение 1. ……………………………………………………………………………..… 31
Так, существуют такие теории как Теория жизненного цикла (П. Херси и К. Бланшар), которая связывает поведение лидера со зрелостью группы, Многофакторная модель, которая описывает 14 вариантов поведения лидера, включая поддерживающий, делегирующий часть полномочий, поощряющий, развивающий, направляющий и другие стили поведения.
Итак, ситуационные теории (Б. Басе, К. Бланшар, Г. Граен, Р. Лайкерт, Р. Танненбаум, Ф. Фидлер, Дж. Хаит, П. Херсей, В. Шмидт) увязывают типы лидерства с ситуационными факторами, предлагая варианты лидерского поведения, находящиеся между двумя полярными стилями управления (ориентированными на производственный процесс либо на межличностные отношения в рабочем коллективе).
2.4. Функциональные, синтетические и иные теории лидерства
Отдельное направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о лидерстве как о функции группы. В рамках этих теорий (Г. Хомманс и др.) лидер понимается как лицо в большей степени, чем все остальные члены группы, отвечающее ее ожиданиям и наиболее последовательно придерживающееся принятых в ней норм и ценностей. В отличие от сторонников теории "черт лидерства" приверженцы интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий.
При этом теории лидерства как функции группы не имеют доказательного характера, т. к., с одной стороны, их логическая структура содержит "круг в определении", а с другой — не позволяют интерпретировать целый ряд экспериментально зафиксированных фактов (например, существование так называемого "идиосинкразического кредита", которым располагает в той или иной мере любой лидер и согласно которому ему предоставляется право в качественно большей степени, чем рядовому члену группы, отступать от принятых в ней норм).
Другое направление
В отличие от сторонников "теории черт", теорий "лидерства как функции группы" и "ситуационных теорий" приверженцы "синтетической теории лидерства" акцентируют внимание на комплексном, целостном характере изучения лидерства, на исследовании взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство. В то же время психологически содержательное наполнение этих трех переменных не совпадает в различных концептуальных схемах, относящихся к "синтетическому" подходу. Более того, в целом ряде теоретических построений феномен лидерства рассматривается в контексте преимущественно внеделовых межличностных отношений и без учета социально-психологической специфики реально функционирующих групп. В рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах и концепции персонализации разработана теоретическая модель лидерства, позволяющая проанализировать психологическую специфику этого феномена в реальных малых группах разного уровня развития и в условиях различной как по своей форме, так и по содержанию и целям деятельности (А. В. Петровский и др.). В группах высокого уровня социально-психологического развития, как правило, формируется демократический стиль лидерства.
При этом лидер в таких группах наделен атрибутами подлинно личностного авторитета и чаще всего является одновременно социометрической "звездой". Сила и гибкость структуры такой группы выражаются, в частности, в том, что индивиды, различающиеся по своим личностным качествам, могут успешно осуществлять функции лидера, т. к. чем выше по своему социально-психологическому развитию группа, тем более сложный набор нравственно оправданных личностных характеристик требуется для описания ее лидера. В корпоративных группировках формируется по преимуществу авторитарный стиль лидерства. При этом лидер в таких группах наделен не атрибутами личностного авторитета, а обладает авторитетом власти и, как правило, не только не является социометрической "звездой", но и нередко эмоционально-негативно оценивается подавляющим большинством ведомых. Что касается собственно личностных характеристик такого лидера, то их значение в данном случае вообще вторично, т. к. в целом не на них базируется его лидерская позиция в общности. В просоциальных ассоциациях формируется попустительский стиль лидерства. В связи с отсутствием опосредствующей межличностные отношения деятельности в таких группах, как правило, лидером является социометрическая "звезда", т. е. тот член группы, который вызывает у остальных наибольшую симпатию. Необходимые для такого лидера качества — это сравнительно небольшой набор характеристик, создающих наиболее благоприятные условия для свободного общения и всеобщего благоденствия в группе, где люди связаны друг с другом только эмоциональным притяжением, а не какой-либо деятельностью. В асоциальных ассоциациях формируется анархический стиль лидерства. Здесь лидеру также необходим сравнительно небольшой набор качеств, но качеств принципиально иного характера — это физическая сила, агрессивность, самоуверенность, жестокость, авторитарность и т. п.
В настоящее время широкое
Согласно данной концепции, именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта отличает лидеров от других людей, чья деятельность требует развитых когнитивных способностей в сочетании с организаторскими способностями, например, от руководителя академического исследовательского проекта. Под эмоциональным интеллектом понимается интегральная личностная структура, включающая четыре составляющих: самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управленческие навыки.
Под самосознанием Д. Гоулман понимает способность к рефлексии и адекватной оценке индивидом "...характера собственных эмоций, а также осознание своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. При этом... люди с сильным самосознанием являются реалистами: они не угнетают себя самокритикой, но не питают несбыточных надежд. Как правило, они честны с собой. Более того, они честны с другими в отношении себя — настолько, что даже могут посмеяться над собственными недостатками". Развитое самосознание позволяет лидерам эффективно использовать интуицию, под которой понимается "...способность применять при принятии управленческих решений не только технические знания, но и житейскую мудрость.
Существует теория "партисипативного" управления. Она предполагает партнерские "соучаствующие" отношения руководителей и подчиненных:
- регулярные совещания руководителя с подчиненными;
- открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
- вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
- делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий;
- участие рядовых работников в планировании и осуществлении организационных мероприятий;
- создание микрогрупп с правом самостоятельно разрабатывать и предлагать идеи, формулировать проблемы и их решения.
Заключение
Изучая данную тему, мы столкнулись
с множеством мнений и определений.
И в связи со всем вышеизложенным
можно сделать следующие выводы
Существует множество
Но более точно, по моему мнению, лидер — это лицо, обладающее высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
В ходе изучения лидерства выделены различные стили лидерства, разработан ряд теорий происхождения лидерства.
Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс. Считалось, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров.
Бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся.
Третье направление
Отдельное направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о лидерстве как о функции группы. В рамках этих теорий (Г. Хомманс и др.) лидер понимается как лицо в большей степени, чем все остальные члены группы, отвечающее ее ожиданиям и наиболее последовательно придерживающееся принятых в ней норм и ценностей.
В настоящее время широкое
Д. Гоулманом. Существенно важно, что она опирается не только на массив эмпирических данных, полученных при реализации прикладных исследовательских программ в сфере организационной психологии и психологии менеджмента, но и на результаты фундаментальных нейрофизиологических исследований последних лет.
Список литературы
1. Мильнер Б.З. Теория организации/ Б.З. Мильнер. М.: 2003
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента/ В.Р. Веснин. М.: 2003
3. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа. //
Социс. 2005. №12. с. 57-64.
4. Виханский О.С., Наумов A.JI. Менеджмент. М.: Гардарики, 2005. с. 264
5. Уинслоу Т.Ф. Принципы научного менеджмента. М. 2007. с. 104
6. Дафт Р. Менеджмент. изд.: питер 2009 с. 800
7. Клыков М.С., Н.П. Григорьев. Менеджмент. изд.: лки 2009 . с. 312
8. Друкер П. Менеджмент. изд.: вильямс. 2010 . с. 704
9. Коротков Э.М. Менеджмент. изд.: юрайт . 2010 . с. 640
10. Гончаров В.И. Менеджмент. Учебное пособие. изд.: современная школа-
2010 . с. 640
11. Виханский О.С., Наймов А.И. Менеджмент. изд.: инфра. 2010 . с. 576
12. Зельдович Б.З. Менеджмент. Учебник для ВУЗов. изд.: экзамен.2009 .
с. 575
13. Евтихов О. Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика. изд.: речь
2007. с. 238
14. Шефер Б., Грундль Б. Простое лидерство. изд.: попурри. 2008 .с. 176
15. Камынина, Островский. Менеджмент и лидерство. изд.: гэотар.2009.
с. 528
16. Шейнов. Психология лидерства и власти. изд.: ось.89 . 2008. с 608
17. Максвелл Д. Золотые уроки лидерства. изд.: попурри.2009. с. 224.
18. Максвелл Д. Законы лидерства. изд.: попурри . 2011 . с. 320.
19. Юсим. Момент лидерства. изд.: поппури.. 2012 . с. 400
Приложение 1.
Отличие менеджера от лидера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Веснин В.Р. Основы менеджмента/ В.Р. Веснин. – М. - 2003. – С. 185
2 Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. – 2003. - № 2, - С.4
3 Шефер Б., Грундль Б. Простое лидерство. изд.: попурри. 2008 .
4 См.: Приложение 1.
5 Зельдович Б.З. Менеджмент. Учебник для ВУЗов. изд.: экзамен.2009
6 Мильнер Б.З. Теория организации/ Б.З. Мильнер. - М. - 2003. – С. 215.
7Альберт М, Основы менеджмента/ М Альберт. - М.: Дело, - 2002 – С. 274
8 Уинслоу Т.Ф. Принципы научного менеджмента. М. - 2007. – С. 52
9 Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. – 2003. - № 2, - С.19