Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и предложение. Основные макроэкономические показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономическая теория, макроэкономика, исследует поведение экономики в целом, а также ее крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс, военно-оборонный комплекс, выявляет зависимости между важнейшими общеэкономическими показателями. В этом состоит предмет макроэкономики как раздела экономической науки. В макроэкономике анализируются, например, последствия увеличения дефицита государственного бюджета для экономики России, причины резкого падения темпов экономического роста в нашей стране в 1990-е гг., от чего зависит снижение темпов инфляции в России в начале нового ХХI в. Этот перечень можно продолжать.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

   Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).

  Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

   Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).

   Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного спроса.

   Совокупный спрос (AD) - это объем товаров и услуг в экономике в целом, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при определенном уровне цен, другими словами, это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом при данном уровне цен.[5]

  Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйтсва, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

  Совокупный спрос (AD - aggregate demand) можно определить как суммарный спрос всех хозяйствующих субъектов страны или спрос на всех рынках страны.                                               

 AD = С + I + G + NX

   Совокупный спрос является выражением совокупных расходов страны, поэтому его формируют потребительские 
расходы домохозийств (С), инвестиционные расходы фирм I, государственные расходы (G) и чистый экспорт (NX).

  Потребительские расходы С зависят от благосостояния населения,     потребительских      ожиданий,     величины задолженности и налогов. 

 Инвестиционные расходы I  связаны с уровнем банковских процентных ставок, ожидаемой прибыли от инвестиций, налогов на фирмы и развития технологий. 

 Объем государственных расходов G пропорционален доходам правительства от налогообложения, функционирования предприятий государственного сектора, займов.

  Величина чистого экспорта NX изменяется в зависимости от колебания курса национальной валюты и национального дохода стран-партнеров. Более подробно компоненты совокупного спроса мы обсудим чуть позже, когда будем рассматривать причины изменения совокупного спроса.

Так же как и на отдельном рынке, кривая спроса является нисходящей или кривой с отрицательным наклоном. Правда, в отличие от графика конкретного рынка названия осей будут другими. Представим совокупный спрос графически (рис.3).

 

  Горизонтальную ось обозначим Y, то есть Реальный ВВП, а вертикальную ось обозначим Р, то есть Уровень цен.

Нисходящий  вид кривой совокупного спроса показывает, что при более высоком уровне цен объем спроса будет уменьшаться. Не все покупатели смогут позволить  себе покупать дорогие товары. С уменьшением уровня цен объем совокупного спроса будет увеличиваться. Некоторые потребители начнут увеличивать закупки. так как сочтут новые цены соответствующими их доходам.

  Вообще можно выделить три причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса (AD): эффект богатства, эффект процентной славки, эффект импортных закупок.

  Эффект богатства означает, что по мере роста цен уменьшается реальная стоимость денежного богатства, или финансовых активов общества, будь то наличные деньги, вклады в банках, ценные бумаги, недвижимость и т.д. Поэтому поддержание прежнего уровня потребления при наличии неизменившегося объема активов невозможно. Так как покупательная способность активов обратно пропорциональна увеличению уровня цен, зависимость между уровнем цен и объемом совокупного спроса будет обратная.

  Эффект процентной ставки показывает обратную зависимость между уровнем цен и величиной инвестиций, формирующих совокупный спрос. Действительно при увеличении уровня цен повышается спрос на деньги, а это толкает банкиров на увеличение процентной ставки. Деньги становятся более дорогими, то есть плата за кредитные ресурсы увеличивается. В результате инвестиции сокращаются из-за снижения уровня прибыльности от вложений.

  Наконец, эффект импортных закупок отражает опять-таки обратную зависимость между уровнем цен и стоимостным выражением чистого экспорта. Рост цен на товары внутри страны снижает их конкурентоспособность на мировом рынке, так как они становятся более дорогими. В силу того что чистый экспорт является одним из компонентов совокупного спроса величина совокупного спроса будет уменьшаться (при прочихравных условиях) по мере уменьшения объема чистого экспорта.

Объем   совокупного   спроса   может   изменяться   как   в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения (рис. 4).

 

 Уменьшение совокупного спроса вызовет смещение кривой спроса влево, к началу координат (из положения ADO в AD1), в то время как его увеличение сдвинет кривую вправо от начала координат (из ADO в AD2). Уменьшение совокупного спроса означает сокращение закупок при тех же ценах, а увеличение совокупного спроса -наоборот, расширение закупок при тех же ценах. Причины, вызывающие сдвиг кривой AD:

- изменение потребительских расходов;

- изменение инвестиционных расходов;

- изменение государственных расходов;

- изменение величины чистого экспорта.

  Изменение потребительских расходов связано с изменениями благосостояния населения, потребительскими ожиданиями, задолженностями и налогами. Если сокращаются доходы, то вместе с ними уменьшается и благосостояние домохозяйств. Они уже не смогут обеспечивать себя всем тем. чем могли раньше. На лицо - сокращение совокупного спроса. Если же их доход увеличится, то будет расти и благосостояние, так как станет приобретаться больше благ. Совокупный спрос расширится. Потребительские ожидания могут как увеличить совокупный спрос, так и уменьшить его на какое-то время. Например, в условиях повышения темпов инфляции, люди начинают увеличивать расходы и переводить деньги в товары для уменьшения потерь от обесценения денег. Совокупный спрос увеличивается. Если население уверено в скором падении цен, то оно воздержится от покупок, сокращая тем самым совокупный спрос.


  Задолженности потребителей отрицательно сказываются на совокупном спросе. Чем больше задолженность, тем меньшую величину будет составлять текущее потребление и спрос, гак как люди будут более экономно расходовать свои средства для погашения задолженностей.

  Налоги представляют собой односторонние обязательные платежи. Съедая часть дохода, налоги сокращают совокупный спрос. Чем они выше, тем меньше спрос, и наоборот: чем они ниже, тем выше спрос.

  Изменение инвестиционных расходов зависит от изменений банковских процентных ставок, ожидаемой прибыли от инвестиций, налогов на фирмы, развития технологий. Ставка процента и прибыль от инвестиций являются взаимосвязанными величинами. Высокая процентная ставка привлекает денежные средства в банковский сектор, сокращая совокупный спрос. Большая    прибыль    какого-либо    инвестиционного    проекта заставляет предпринимателей изымать деньги из банковского сектора и вкладывать их в реальный сектор экономики. Производство и предложение товаров расширяется, цены падают, а совокупный спрос увеличивается.

  Налоги на фирмы, как и в случае с потребителями, сокращают совокупный спрос, так как уменьшают прибыль фирмы и ее инвестиционные возможности. Улучшение технологий позволяет уменьшить издержки, увеличить прибыль, а вместе с ней и инвестиции, что вызывает изменение совокупного спроса.

  Изменение государственных расходов также влияет на изменение совокупного спроса. Чем выше государственные расходы, тем больше совокупный спрос, чем ниже государственные расходы, тем ниже совокупный спрос. Данные расходы государства проявляются, например, в финансировании здравоохранения, образования, различных социальных программ, армии, милиции, государственного долга и, конечно, в содержании государственного аппарата.

  Наконец, изменение величины чистого экспорта зависит от колебания курса национальной валюты и национального дохода стран-партеров. Падение курса национальной валюты, то есть ее удешевление, означает уменьшение цеп товаров этой страны, выраженных в валютах других стран (при прочих равных условиях). При падении товарных цен будет увеличиваться объем экспорта. При удорожании валюты цены на товары данной страны будут повышаться относительно цен товаров, выраженных в валюте других стран. Экспорт подорожавших товаров будет уменьшаться. Изменение национального дохода стран-партнеров также вызывает увеличение или уменьшение их совокупного спроса на продукцию данной страны. Чем выше национальный доход стран-партнеров,  тем больше продукции они будут покупать. При  сокращении   их  дохода  будет уменьшаться   количество торговых сделок и их стоимостное выражение. Важно не путать изменение объема спроса с движением по кривой спроса. Говорят, что объем спроса изменяется, если при каждом уровне цен покупается меньше или больше товаров. Движение вдоль кривой спроса означает, что сама кривая спроса не меняет своего положения. Изменения в объемах продаж происходят из-за изменения объема предложения.

 

  1. Совокупное предложение.

  Предложение на товарном рынке отражает зависимость между ценой товара и объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен. Строго говоря, предложение позволяет ответить на два вопроса: «Какова будет величина предложения при различных уровнях цен» и «Как изменится величина предложения при некотором изменении цены?»

  Допустим, что рынок характеризуется неизменностью всех факторов, кроме цены. Тогда, как свидетельствует опыт, рост цен будет вызывать увеличение предлагаемых к продаже (изготавливаемых) товаров, а снижение цен — их уменьшение. Такую закономерность поведения производителей (продавцов) на рынках большинства товаров экономисты называют законом предложения, суть которого состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к ее уменьшению (при прочих равных условиях).

  Что стоит за логикой поведения производителей (продавцов), почему они реагируют на цены именно таким, а не иным образом? Ответ вполне очевиден — чтобы заработать себе на жизнь.

  Действительно, изготовление любого блага требует затраты различных ресурсов. Все эти ресурсы, как правило, могут быть получены только путем их покупки на рынке. Поэтому любое благо, предлагаемое к продаже на рынке, обошлось своему производителю в определенную сумму денег. Очевидно, что никто не станет предлагать товар к продаже по цене, не покрывающей хотя бы общей суммы затрат на изготовление этого товара. А раз так, то становится ясно, что важнейший (хотя и не единственный) фактор формирования предложения — затраты на производство товаров. Они образуют нижнюю границу цены.

  Затраты по своей природе неодинаковы. Прежде всего, отдельные их виды по-разному изменяются в зависимости от масштабов производства товаров или услуг. Именно подобные различия обусловили классификацию всех видов затрат на две группы: постоянные затраты; переменные затраты.

  Постоянные затраты — это те затраты, которые практически не меняются при изменении масштабов производства товаров или услуг. К ним относятся, например, арендная плата за помещения, затраты, связанные с использованием оборудования, выплаты в счет погашения ранее полученных ссуд, а также всевозможные административные и иные накладные расходы.

  Переменные затрать — это те затраты, сумма которых изменяется в связи с изменениями масштабов производства. И это естественно, поскольку в эту группу затрат входят затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату.

  Зачем нам нужен такой детальный анализ изменения затрат фирмы? Затем, что только на его основе мы можем подойти к пониманию того, как фирмы определяют основу установления цен на свои товары и масштабы производства товаров или услуг. Решения такого рода принимаются на основе изучения закономерностей изменения средних и предельных (маржинальных) затрат фирмы.

  Средние затраты — это затраты на изготовление единицы продукции, получаемые делением общей суммы затрат за определенный период времени на количество изготовленной за этот период продукции.

  Предельные (маржинальные) затраты – это величина, на которую возрастает величина общих затрат фирмы при увеличинии количества выпускаемых изделий на единицу.

  Теперь перейдем непосредственно к понятию совокупного предложения.

  Совокупное предложение (AS) - это объем товаров и услуг, производимых в экономике в целом в данном году и предложенных предприятиями на рынке населению, государству и друг другу при данном уровне цен.[6]

Информация о работе Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и предложение. Основные макроэкономические показатели