Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:35, курсовая работа
Актуальность темы работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.
Введение 4
1. Макроэкономика в экономической системе общества 6
1.1. Макроэкономика: понятие, цели, функции. Эволюция понятия «Макроэкономика». Методологические и методические особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. 6
1.2. Социальная ориентация экономической системы и макроэкономика 9
1.3. Особенности государственного регулирования макроэкономики в РБ 17
2. Комплексное практическое задание . Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики 26
2.1. Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов 26
2.2. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием AD/AS 31
2.3. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели Кейнса 36
Заключение 43
Список использованных источников 45
Пенсия решает не только проблему гуманности, но и является стимулом к лучшей работе. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.
Государственные стипендии выплачиваются учащейся молодежи. Размер стипендии периодически корректируется с учетом инфляции, зависит от типа учебного заведения и от степени успеваемости учащегося. Отдельные категории студентов получают именные стипендии. Государственные пособия назначаются:
семьям, воспитывающим детей;
населению, пострадавшему в результате Чернобыльской аварии;
инвалидам войны;
женщинам по беременности, родам и другим категориям граждан.
На государственную политику занятости в Республике Беларусь оказывают воздействие особенности формирования ее рынка труда. К таким особенностям принадлежат: отсутствие длительного эволюционного пути развития рынка труда, совпадение периода становления рынка труда с формированием других рынков, наличие многих стереотипов и нравственных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной экономики.
Эти и другие обстоятельства
привели к необходимости
Анализ рынка труда в республике позволяет выявить некоторые тенденции его развития. В области предложения рабочей силы — это ухудшение демографической ситуации, сверхзанятость ряда демографических групп, расширение предложения рабочей силы за счет работников высвобождаемых из производства, нетрудоустроенных выпускников вузов, колледжей, школ, беженцев. Основными тенденциями в области спроса на рабочую силу являются:
сокращение спроса на рабочую силу со стороны государственных предприятий;
рост спроса на трудовые ресурсы со стороны негосударственного сектора;
изменение отраслевой структуры спроса на рабочую силу.
Основной целью
На рынке труда различают
несколько видов государственно
Особую группу составляют мероприятия по социальной защите на рынке труда. При этом на одном и том же рынке труда могут реализовываться как отдельные, так и все виды регулирования.
Вышеперечисленные виды регулирования осуществляются в соответствии с программами занятости населения, составлению которых должно предшествовать прогнозирование состояния рынка труда.
Целью составления такого прогноза является определение величины спроса и предложения на рабочую силу в предстоящий период, на основе анализа состояния рынка труда и занятости в отчетный период, статистической и другой информации и складывающихся условий.
При определении предложения рабочей силы учитывается только трудоспособное население. Величину спроса определяет наличие свободных мест и вакансий, образующихся в результате выбытия работников, создание новых рабочих мест и наличие свободных рабочих мест на начало года.
В Беларуси заложены законодательные основы для становления эффективной формы регулирования социально-трудовых отношений. Приняты Законы Республики Беларусь: “О профессиональных союзах”, “О коллективных договорах и соглашениях”, “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)”. Ратифицированы соответствующие конвенции МОТ. На уровне республики ежегодно заключается Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями профсоюзов и нанимателями.
Рынок государственных ценных бумаг является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы. Их выпуск и обращение дают в руки государства мощный инструмент регулирования макроэкономики.
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:
– Министерство финансов – эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг;
– Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) – экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;
– инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства.
Одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитного регулирования являются операции Национального банка на открытом рынке. Решением Правления Национального банка было утверждено «Положение об операциях Национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами на открытом рынке», где в качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное регулирование объема денежной массы.
В Статье 53 Банковского кодекса Республики Беларусь определены следующие операции Национального Банка с ценными бумагами:
- Национальный банк при осуществлении функций денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ценные бумаги, а также совершает операции с ценными бумагами;
- Национальный банк выполняет функции агента Правительства Республики Беларусь (РБ) на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение;
- Национальный банк выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка.
Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляется НБ РБ. В процессе этих операций центральный банк непосредственно воздействует практически на все важнейшие параметры рынка ссудных капиталов. Операции используются для увеличения или сокращения резервов коммерческих банков, изменения уровня банковской ликвидности и размеров кредитной эмиссии, регулирования рыночного курса государственных ценных бумаг (ГЦБ).
На основании исходных данных рассчитывается и заполняется система национальных счетов:
― счет производства товаров и услуг;
― счет образования национального дохода;
― счет распределения национального дохода;
― счет перераспределения национального дохода;
― счет использования национального дохода;
― счет изменения имущества;
― счет кредитования.
На основании исходных данных рассчитываются основные макроэкономические показатели:
валовый национальный продукт (любым методом);
чистый национальный продукт;
национальный доход;
личный доход.
Исходные данные представлены в табл. 2.1
Таблица 2.1. Исходные данные
Показатели |
|
1. Реализация товаров и услуг (промежуточных и конечных) в стране |
8370 |
2. Экспорт товаров и услуг |
970 |
3. Изменение запасов товарно- |
920 |
4. Материальные затраты при |
5200 |
5. Импорт (затраты на импорт товаров и услуг) |
2100 |
6. Амортизация основных средств |
800 |
7. Заработная плата, выплаченная при производстве товаров и услуг |
1100 |
8. Отчисления на социальное |
440 |
9. Прочие отчисления |
70 |
10. Косвенные налоги |
300 |
11. Прямые налоги |
480 |
12. Доход от предпринимательской
деятельности и имущества ( |
540 |
13. Субсидии |
420 |
14. Социальные выплаты |
280 |
15. Потребление (расходы на |
1250 |
16. Вложения в реальный капитал в экономике |
1200 |
17. Изменение объема |
200 |
18. Изменение объема кредитования |
120 |
При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП, домашних хозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш экспорт). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:
ВНП = C + I + G +NE ,
Где C – потребление;
I – инвестиции;
G – государственные закупки;
NE – чистый экспорт.
Потребление – это совокупность товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами. Они делятся на три подгруппы: товары кратковременного пользования, товары длительного пользования и услуги.
К товарам кратковременного пользования относят товары, служащие непродолжительное время, такие, как продукты питания и одежда. К товарам длительного пользования относятся товары, служащие более 1 года: автомобили, мебель, бытовая техника и т.п.
Подгруппа услуг включает все то, что в момент продажи не имеет формы материального объекта: парикмахерские и медицинские услуги, образование и т.п.
В инвестиции
включается стоимость товаров,
Инвестиции в запасы – это прирост стоимости товарных запасов фирм (если запасы сокращаются, то величина инвестиций в запасы – отрицательная).
Государственные закупки – это общая стоимость товаров и услуг, приобретаемых государственными органами (военное снаряжение, строительство и содержание школ, дорог, содержание армии и государственного аппарата управления и пр.). Однако, это лишь часть государственных расходов, которые включаются в госбюджет. Сюда не входят, например, трансфертные платежи, такие, как выплаты по линии социального страхования, и другие пособия.
Поскольку эти выплаты производятся безвозмездно, они учитываются в составе ВНП.
Чистый экспорт отражает результаты торговли с другими странами, разность стоимостных объемов экспорта и импорта товаров и услуг. При равновесии в сфере внешней торговли стоимостные объемы экспорта и импорта равны, и величина чистого экспорта равна нулю; в этом случае ВНП равен сумме внутренних расходов: C + I + G.
Если экспорт превышает импорт, то на мировом рынке страна выступает в качестве «нетто-экспортера», и ВНП превышает объем внутренних расходов. Если импорт больше, чем экспорт, то на мировом рынке страна является «нетто-импортером», величина чистого экспорта является отрицательной, и объем расходов превышает объем производства.
Данное уравнение
ВНП называется основным
ВВП = 1250 + 1200 + 200 + 120 + 920 + 8370 + (970 – 2100) = 10930 млрд.руб.
Чистый национальный продукт можно получить из ВНП, вычитая из него амортизационные отчисления (стоимость износа основного капитала):
ЧНП = ВНП – а/о , где а/о – амортизационные отчисления
ЧНП = 10930 – 800 = 10130 млрд.руб.
Косвенные налоги на бизнес – это разница между ценами. По которым покупают товары потребители и продажными ценами фирм. Это НДС, акцизные сборы, импортные пошлины, налоги на монопольные виды деятельности и т.д.
Если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги на бизнес, т.е. косвенные налоги за вычетом субсидий бизнесу, получим национальный доход-показатель, представляющий суммарный доход всех жителей страны.
НД = ЧНП – к/н,
где к/н –косвенные налоги.
НД = 10130 – 300 = 9830 млрд.руб.
Показатель личного дохода получается путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, нераспределенной прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и добавление суммы трансфертных платежей. Необходимо также вычесть чистый процент и прибавить личные доходы, полученные в виде процента, в том числе процент по государственному долгу. Личный доход PI.
PI = 9830 – 440 – 480 – 540 + 280 = 8650 млрд.руб.
Таблица 2.2. Сводный (консолидированный) счет производства
Использование |
Ресурсы | ||
Промежуточное потребление Валовой внутренний продукт в рыночных ценах |
1250
9490 |
Выпуск товаров и услуг Чистые налоги на продукты и импорт |
10260 480 |
Всего |
10740 |
Всего |
10740 |
Выпуск товаров и услуг = 8370 + 920 + 970 = 10260 млрд.руб.
Чистые налоги на продукты и импорт = 480
Информация о работе Макроэкономика как составная часть экономической теории