Макроэкономика как составная часть экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.

Содержание работы

Введение 4
1. Макроэкономика в экономической системе общества 6
1.1. Макроэкономика: понятие, цели, функции. Эволюция понятия «Макроэкономика». Методологические и методические особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. 6
1.2. Социальная ориентация экономической системы и макроэкономика 9
1.3. Особенности государственного регулирования макроэкономики в РБ 17
2. Комплексное практическое задание . Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики 26
2.1. Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов 26
2.2. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием AD/AS 31
2.3. Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели Кейнса 36
Заключение 43
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

Пенсия решает не только проблему гуманности, но и является стимулом к лучшей работе. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.

Государственные стипендии  выплачиваются учащейся молодежи. Размер стипендии периодически корректируется с учетом инфляции, зависит от типа учебного заведения и от степени  успеваемости учащегося. Отдельные  категории студентов получают именные стипендии. Государственные пособия назначаются:

семьям, воспитывающим  детей;

населению, пострадавшему  в результате Чернобыльской аварии;

инвалидам войны;

женщинам по беременности, родам и другим категориям граждан.

На государственную  политику занятости в Республике Беларусь оказывают воздействие особенности формирования ее рынка труда. К таким особенностям принадлежат: отсутствие длительного эволюционного пути развития рынка труда, совпадение периода становления рынка труда с формированием других рынков, наличие многих стереотипов и нравственных критериев, сложившихся в эпоху административно-командной экономики.

Эти и другие обстоятельства привели к необходимости обновления всего комплекса трудового законодательства. В настоящее время отношения  занятости в республике регулируются Конституцией Республики Беларусь, Законом о занятости населения Республики Беларусь, а так же Кодексом законов о труде и другими нормативными актами.

Анализ рынка труда  в республике позволяет выявить  некоторые тенденции его развития. В области предложения рабочей силы — это ухудшение демографической ситуации, сверхзанятость ряда демографических групп, расширение предложения рабочей силы за счет работников высвобождаемых из производства, нетрудоустроенных выпускников вузов, колледжей, школ, беженцев. Основными тенденциями в области спроса на рабочую силу являются:

сокращение спроса на рабочую силу со стороны государственных  предприятий;

рост спроса на трудовые ресурсы со стороны негосударственного сектора;

изменение отраслевой структуры спроса на рабочую силу.

Основной целью государственного регулирования занятости являются достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда  и процессы воспроизводства рабочей  силы.

На рынке труда различают  несколько видов государственного регулирования: защитное — в целях уменьшения незащищенности отдельных групп трудящихся; поощрительное — стимулирование отдельных видов деятельности; ограничительное — исключение неоправданных преимуществ; директивное — прямые меры воздействия на рынок труда; регулирование посредством экономических (финансовых) мер.

Особую группу составляют мероприятия по социальной защите на рынке труда. При этом на одном  и том же рынке труда могут  реализовываться как отдельные, так и все виды регулирования.

Вышеперечисленные виды регулирования осуществляются в соответствии с программами занятости населения, составлению которых должно предшествовать прогнозирование состояния рынка труда.

Целью составления такого прогноза является определение величины спроса и предложения на рабочую силу в предстоящий период, на основе анализа состояния рынка труда и занятости в отчетный период, статистической и другой информации и складывающихся условий.

При определении предложения  рабочей силы учитывается только трудоспособное население. Величину спроса определяет наличие свободных мест и вакансий, образующихся в результате выбытия работников, создание новых рабочих мест и наличие свободных рабочих мест на начало года.

В Беларуси заложены законодательные  основы для становления эффективной формы регулирования социально-трудовых отношений. Приняты Законы Республики Беларусь: “О профессиональных союзах”, “О коллективных договорах и соглашениях”, “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)”. Ратифицированы соответствующие конвенции МОТ. На уровне республики ежегодно заключается Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями профсоюзов и нанимателями.

Рынок государственных  ценных бумаг является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы. Их выпуск и обращение дают в руки государства мощный инструмент регулирования макроэкономики.

Участниками рынка государственных  ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:

– Министерство финансов – эмитент, выступающий от имени Правительства Республики   Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг;

– Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) – экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;

– инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства.

  Одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитного регулирования являются операции Национального банка на открытом рынке. Решением Правления Национального банка было утверждено «Положение об операциях Национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами на открытом рынке», где в качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное регулирование объема денежной массы.

В Статье 53 Банковского  кодекса Республики Беларусь определены следующие операции Национального Банка с ценными бумагами:

- Национальный банк при осуществлении функций денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ценные бумаги, а также совершает операции с ценными бумагами;

- Национальный банк выполняет функции агента Правительства Республики Беларусь (РБ) на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение;

- Национальный банк выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка.

 

Продажу ценных бумаг  кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляется НБ РБ. В процессе этих операций центральный  банк непосредственно воздействует практически на все важнейшие параметры рынка ссудных капиталов. Операции используются для увеличения или сокращения резервов коммерческих банков, изменения уровня банковской ликвидности и размеров кредитной эмиссии, регулирования рыночного курса государственных ценных бумаг (ГЦБ).

 

 

2. Комплексное практическое  задание. Макроэкономический анализ  и прогноз функционирования национальной  экономики

2.1. Система национальных  счетов. Расчет основных макроэкономических  показателей по системе национальных счетов

 

На основании исходных данных рассчитывается и заполняется  система национальных счетов:

  ― счет производства  товаров и услуг; 

  ― счет образования  национального дохода;

  ― счет распределения  национального дохода;

  ― счет перераспределения национального дохода;

  ― счет использования  национального дохода;

  ― счет изменения  имущества; 

  ― счет кредитования.

На основании исходных данных рассчитываются основные макроэкономические показатели:

валовый национальный продукт (любым методом);

чистый национальный продукт;

национальный доход;

личный доход.

Исходные данные представлены в табл. 2.1

Таблица 2.1. Исходные данные 

 

Показатели 

 

1. Реализация товаров и услуг  (промежуточных и конечных) в стране 

8370

2. Экспорт товаров и услуг

970

3. Изменение запасов товарно-материальных  ценностей 

920

4. Материальные затраты при производстве  товаров и услуг 

5200

5. Импорт (затраты на импорт товаров  и услуг) 

2100

6. Амортизация основных средств 

800

7. Заработная плата, выплаченная при производстве товаров и услуг

1100

8. Отчисления на социальное страхование  

440

9. Прочие отчисления 

70

10. Косвенные налоги 

300

11. Прямые налоги 

480

12. Доход от предпринимательской  деятельности и имущества (часть  прибыли) 

540

13. Субсидии

420

14. Социальные выплаты

280

15. Потребление (расходы на потребительские  товары и услуги домохозяйствами) 

1250

16. Вложения в реальный капитал  в экономике 

1200

17. Изменение объема задолженности 

200

18. Изменение объема кредитования 

120


 

При расчете  ВНП  по  расходам  суммируются  расходы  всех  экономических агентов,  использующих  ВНП,  домашних   хозяйств,   фирм,   государства   и иностранцев (расходы на наш экспорт).  Фактически  речь  идет  о  совокупном спросе на произведенный ВНП. Суммарные расходы можно разложить на  несколько компонентов:

      ВНП  = C + I + G +NE    ,

Где    C – потребление;

           I – инвестиции;

           G – государственные закупки;

           NE – чистый экспорт.

   Потребление –  это совокупность товаров и услуг,  приобретаемых домашними хозяйствами.  Они  делятся  на  три   подгруппы:   товары   кратковременного пользования, товары длительного пользования и услуги.

   К  товарам   кратковременного   пользования   относят   товары,   служащие непродолжительное время, такие, как продукты питания и одежда. К товарам длительного пользования  относятся  товары,  служащие  более  1 года: автомобили, мебель, бытовая техника и т.п.

   Подгруппа услуг  включает все то, что в  момент  продажи  не  имеет  формы материального объекта: парикмахерские и медицинские  услуги,  образование  и т.п.

   В инвестиции  включается стоимость  товаров,  приобретаемых  для  будущего использования. Инвестиции так же делятся на три группы.    Инвестиции  в основные  производственные  фонды  – затраты   фирм   на приобретение новых производственных предприятий и оборудования.    Инвестиции в жилищное строительство – затраты на приобретение новых жилых домов как для проживания, так и для сдачи в аренду.

   Инвестиции в  запасы – это прирост стоимости товарных запасов  фирм  (если запасы сокращаются, то величина инвестиций в запасы – отрицательная).

   Государственные   закупки  –  это  общая   стоимость   товаров   и   услуг, приобретаемых государственными органами (военное  снаряжение,  строительство и содержание школ,  дорог,  содержание  армии  и  государственного  аппарата управления и пр.). Однако, это лишь часть государственных расходов,  которые включаются в госбюджет. Сюда  не  входят,  например,  трансфертные  платежи, такие, как выплаты по  линии социального страхования,  и другие  пособия.

Поскольку эти выплаты  производятся безвозмездно, они учитываются  в  составе ВНП.

   Чистый экспорт  отражает результаты торговли  с другими странами,  разность стоимостных объемов экспорта и импорта товаров и услуг.    При равновесии в сфере внешней торговли  стоимостные объемы  экспорта  и импорта равны, и величина чистого экспорта равна нулю;  в  этом  случае  ВНП равен сумме внутренних расходов: C + I + G.

Если экспорт превышает  импорт, то на мировом  рынке  страна  выступает  в качестве «нетто-экспортера»,  и ВНП превышает объем внутренних расходов.    Если импорт больше, чем экспорт, то  на  мировом рынке страна  является «нетто-импортером», величина  чистого  экспорта  является  отрицательной,  и объем расходов превышает объем производства.

   Данное уравнение  ВНП называется основным макроэкономическим  тождеством.

ВВП = 1250 + 1200 + 200 + 120 + 920 + 8370 + (970 – 2100) = 10930 млрд.руб.

Чистый национальный продукт  можно  получить  из  ВНП,  вычитая  из  него амортизационные отчисления (стоимость износа основного капитала):

ЧНП = ВНП – а/о  , где а/о – амортизационные  отчисления

ЧНП = 10930 – 800 = 10130 млрд.руб.

Косвенные налоги на  бизнес  –  это  разница  между  ценами.  По  которым покупают товары потребители и продажными  ценами  фирм.  Это  НДС,  акцизные сборы, импортные пошлины, налоги на монопольные  виды  деятельности  и  т.д.

Если из ЧНП вычесть  чистые  косвенные  налоги  на  бизнес,  т.е.  косвенные налоги за вычетом субсидий бизнесу, получим  национальный  доход-показатель, представляющий суммарный доход всех жителей страны.

      НД = ЧНП  – к/н,

 где к/н –косвенные  налоги.

НД = 10130 – 300 = 9830 млрд.руб.

Показатель личного  дохода получается  путем  вычитания  из  национального дохода  взносов  на   социальное   страхование,   нераспределенной   прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и  добавление  суммы  трансфертных платежей.  Необходимо  также  вычесть  чистый  процент  и  прибавить  личные доходы, полученные в виде процента, в том числе процент по  государственному долгу. Личный доход PI.

PI = 9830 – 440 – 480 – 540 + 280 = 8650 млрд.руб.

 

Таблица 2.2. Сводный (консолидированный) счет производства

 

Использование

Ресурсы

Промежуточное потребление

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

1250

 

9490

Выпуск товаров и услуг

Чистые налоги на продукты и импорт

10260 480

Всего

10740

Всего

10740


 

Выпуск товаров и  услуг = 8370 + 920 + 970 = 10260 млрд.руб.

Чистые налоги на продукты и импорт = 480

Информация о работе Макроэкономика как составная часть экономической теории