Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 00:31, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Цель: Раскрыть содержание вышеуказанной темы в полном объеме.
Задачи: 1. Охарактеризовать "малое предпринимательство" как экономический термин, выявить его критерии и особенности. 2. Определить правовые основы деятельности малых предприятий. 3. Установить роль малого предпринимательства в экономике, раскрыть перспективы его развития.
Введение…………………………………………………………...………………3
Глава 1. Малые предприятия……………………………………...……………...4
1.1. Появление в России малых предприятий………………………..………….4
1.2. Малые предприятие: понятие, критерии, особенности…………...…….....9
Глава 2. Правовые основы деятельности малых предприятий…………….....13
2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий…………...…………………………………………………………13
2.2. Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия……………...……………………………………………………....15
2.3. Особенности налогообложения малого предпринимательства……...…..16
Глава 3. Роль малого предпринимательства в экономике, перспектива развития……………...…………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………...……………..30
Список литературы……………………...……………………………………….32
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Западно-Сибирский Институт Финансов и Права»
Экономико-правовой факультет
Кафедра финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономическая теория
на тему: Малые предприятия и их роль в экономике
Руководитель: Карбивская В.С.
Нижневартовск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Малые предприятия…………………………………
1.1. Появление в России малых предприятий………………………..………….4
1.2. Малые предприятие: понятие, критерии, особенности…………...…….....9
Глава 2. Правовые
основы деятельности малых предприятий…………….....13
2.1. Создание, государственная
регистрация и ликвидация малых
предприятий…………...………………………………
2.2. Управление предприятием;
хозяйственная и иная
2.3. Особенности налогообложения
малого предпринимательства……...…..16
Глава 3. Роль малого предпринимательства
в экономике, перспектива развития……………...……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………...……
Введение
Осуществляемые
в нашей стране экономические
реформы явились условием становления
и развития малого предпринимательства,
которое решает основные функции, присущие
вообще предпринимательской
Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства.
Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
Актуальность темы состоит в том, что как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Цель: Раскрыть содержание вышеуказанной темы в полном объеме.
Задачи: 1. Охарактеризовать "малое предпринимательство" как экономический термин, выявить его критерии и особенности.
2.
Определить правовые основы
3.
Установить роль малого
Глава 1. Малые предприятия
1.1. Появление в России предпринимательства, прообраз малых предприятий
Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.
Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества.
Развитие предпринимательства началось, по существу, с появления Закона о кооперации (1987 г.), который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий. Однако понадобилось еще около пяти лет, чтобы сложилась сколько-нибудь массовая база предпринимательства.
Сегодня предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво.
На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринимательство нуждалось в серьезной государственной поддержке. Содействие ему должны оказывать как государственные органы власти, так и общественный организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства, торгово-промышленные палаты). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную политику в отношении малого бизнеса. Данная проблема может быть решена на основе разработанной системы специальных программ, предусматривающих поддержку предпринимательства на региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с четким выделением целей, задач и приоритетов каждого уровня1.
Государственную поддержку необходимо направлять не на административно - директивное регулирование, а на создание необходимой рыночной инфрастуктуры, системы государственной и общественной поддержки. Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимых результаты в достижении сбалансированного экономического роста.
Поддержка предпринимательства
является в первую очередь задачей
регионов и городов. Получив большую
самостоятельность, регионы вышли
из-под опеки центральных
В современной истории нашей страны предпринимательство, как самостоятельное социально-экономическое явление существует более 10 лет.
Началом развития предпринимательства в нашей стране является 1985 г., когда вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности. С признанием индивидуальной трудовой деятельности, личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобрела производственный характер и составляла определенную долю в производстве ряда товаров и услуг. В общем объеме бытовых услуг около половины всех работ по ремонту квартир, автомобилей и сложной бытовой техники выполнялись людьми, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.
Прообразом малых предприятий у нас стали кооперативы. Число активных кооперативов росло из года в год. Это подтверждается объемами производства, продажи товаров и оказании услуг кооперативами. В 1987 г. он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. – 6,1 млн. руб., в 1989 г. – 40,3 млн. руб. За два года этот объем увеличился в 122 раза, в том числе в 1989 г. – в 6,6 раза. Кооперация, начав почти с нуля, к концу 1989 г. дала около 4 % всего национального продукта страны. Кооперативы приняли различные виды деятельности. Так, на начало 1988 г. 90 % всех кооперативных предприятий и более 90 % реализованной ими продукции приходилось на производство товаров народного потребления, бытового обслуживания.
К 1991 г. кооперативы охватили 20 видов производства и услуг, в том числе строительные работы, работы по производству продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственные, организации досуга, транспортные услуги2.
Кооперативный сектор существенным образом зависел от государственного и развивался на его основе. Более 80 % кооперативов было создано при государственных предприятиях, у которых они арендовали 58 % основных фондов, только 36 % фондов составляли собственность кооператива. Развитие кооперативного движения проходило сложно. Часть кооперативов, по существу, превратилась в частнопредпринимательские предприятия.
Проблемы наблюдались в кооперативах, организованных при предприятиях и в их составляющих.
Во-первых, такие кооперативы, как правило, не выходили напрямую на потребительский рынок. Они работали на внутрипотребительские нужды. А ведь именно с развитием кооперации связывались немалые надежды на пополнение рынка потребительских товаров и услуг. Во-вторых, они были началом перевода безналичных финансовых ресурсов в наличные.
Анализ развития малых предприятий в народном хозяйстве в начале 90-х годов показывает, что в промышленности предприятия со сравнительно небольшим объемом продукции (до 10 млн. руб. в год) составляли примерно две трети (73,4 %) от общего числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе. Вместе с тем их удельный вес в общем объеме продукции равен лишь 11,3 %3.
Для сравнения,
в США, например, в небольших
фирмах занято около половины
трудовых ресурсов страны. Более
37 % валового национального
Таким
образом, период с 1985 г. по 1987
г. можно обозначить как
Сфера
деятельности малого
Для четвертого этапа (1991 – 1992 г.г.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Именно в это время происходит наиболее быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах.
1992 г. – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7 % от общего числа занятых). В это время наблюдается становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), укрепление финансовых институтов4.
Динамика развития малых предприятий
1991 – 1997 г.г.(на конец года)
год |
всего малых предприятий, тыс. |
темпы роста числа малых предприятий, % |
1991 |
268 |
100 |
1992 |
560 |
209 |
1993 |
865 |
154 |
1994 |
896,9 |
104 |
1995 |
877,3 |
98 |
1996 |
829,4 |
95 |
1997 |
837,9 |
101 |
В настоящее время на долю постоянно занятых в секторе малого предпринимательства приходится около 13 % от общей численности экономически активного населения. Сейчас сектор предпринимательства не в состоянии давать новые рабочие места. Для этого требуются существенные изменения в политике государства по отношению к малому предпринимательству.
Экономические преобразования, происходящие в мировом хозяйстве, опыт разукрупнения хозяйственных структур и разгосударствления, смены централизованных методов управления на рыночные показывают, что малый бизнес не знает себе равных по приспособляемости и способности оживить экономику, вывести ее из кризиса и обеспечить индивидуальный подход к потребителю товаров и услуг. Опыт развития малого бизнеса развитых зарубежных стран необходимо использовать, однако, он должен быть адаптирован к особенностям российской экономики. В нашей стране предприятия малого бизнеса целесообразно концентрировать в наиболее необходимых потребителю сферах: производство продуктов питания, товаров народного потребления, строительных материалов, бытовое обслуживание, строительство жилья5.