Малые предприятия и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том, что как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Цель: Раскрыть содержание вышеуказанной темы в полном объеме.
Задачи: 1. Охарактеризовать "малое предпринимательство" как экономический термин, выявить его критерии и особенности. 2. Определить правовые основы деятельности малых предприятий. 3. Установить роль малого предпринимательства в экономике, раскрыть перспективы его развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………………3
Глава 1. Малые предприятия……………………………………...……………...4
1.1. Появление в России малых предприятий………………………..………….4
1.2. Малые предприятие: понятие, критерии, особенности…………...…….....9
Глава 2. Правовые основы деятельности малых предприятий…………….....13
2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий…………...…………………………………………………………13
2.2. Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия……………...……………………………………………………....15
2.3. Особенности налогообложения малого предпринимательства……...…..16
Глава 3. Роль малого предпринимательства в экономике, перспектива развития……………...…………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………...……………..30
Список литературы……………………...……………………………………….32

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Второе направление  включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление  включает создание действенных финансово-кредитных  и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Если индивидуальные предприятия в основном развиваются  за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока.

Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для  начинающих стоит порой непреодолимая проблема - отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны16.

В настоящее  время наблюдается положительная  тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования.

Кредитование  малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки  закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции  неизбежно ведет к снижению процента.

Большую роль в  государственной поддержке малого предпринимательства должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и тому подобное. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая стандартизацию, экологический мониторинг и другое). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами.

Динамичное  развитие малого бизнеса обусловлено  рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

Число занятых  на малых предприятиях России составляет 17% от общего числа наемных работников, а в странах ЕС — около 72%. Доля малых предприятий России в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 10—12%, а в странах ЕС — от 60 до 70%. На 1 января 2004 г. число малых предприятий в процентах к общему числу малых предприятий страны составило в федеральных округах: Центральный округ — 34,5%; Северо-Западный — 16,7; Южный — 11,2; Приволжский — 16,4; Уральский — 6,8; Сибирский — 10,6; Дальневосточный округ — 3,9%. В 2005 г. удельный вес прибыльных малых предприятий по сравнению с 2003 г. увеличился на 5,6 пункта и превысил удельный вес прибыльных средних и крупных организаций. По данным Росста-та, сумма прибыли, полученная малыми предприятиями, возросла с 523 163 млн руб. в 2003 г. до 742905 млн руб. в 2005 г., т.е. увеличилась в 1,4 раза. С 2003 по 2005 г. уменьшилось число убыточных малых предприятий на 33 470, а сумма убытка сократилась с 160588 млн до 151 703 млн руб. Эти данные свидетельствуют, что у малых предприятий есть серьезные возможности улучшить свои финансовые показатели, среди которых важная роль принадлежит показателю рентабельности. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) рассчитывается как соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный — имеет место убыточность. Важными финансовыми показателями деятельности малых предприятий являются платежеспособность и финансовая устойчивость малых предприятий, которая характеризуется коэффициентами текущей ликвидности и автономии, а также показателями дебиторской и кредиторской задолженности малых предприятий.

Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой высокоразвитой экономикой. Мировой финансовый кризис серьёзно осложняет экономическую обстановку в стране. По последний данным Экономика России в январе 2009 года сократилась на 8,8 процента по сравнению с первым месяцем прошлого года. 17 февраля Минэкономразвития озвучило пересмотренный прогноз по росту ВВП России в текущем году. Согласно новой оценке, экономика страны сократится на 2,2 процента. Ранее ожидалось уменьшение ВВП на 0,2 процента. Спад промышленного производства по итогам года составит 7,4 процента17.

Причиной замедления темпов роста экономики России стало  влияние на нее глобального финансового  кризиса, снижение цен на нефть на мировом рынке, а также сокращение объемов промышленного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно  отметить, что малое предпринимательство  начало развиваться с распадом Советского Союза, когда плановая (государственная) экономика перешла в статус рыночной, которая, в свою очередь, повлекла за собой развитие предпринимательства в целом.

Раскрыв вышеизложенные мною задачи можно сделать кратко следующий вывод:

1). наличие малых  предприятий в экономике обеспечивает  необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Также малое предпринимательство способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавая атмосферу конкуренции. И пожалуй, самое главное, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

2). прежде всего,  стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога. Но существует также неблагоприятный предпринимательский климат, который во многом вызван негативными тенденциями в экономике. К ним относятся:

- отсутствие  инфрастуктуры малого бизнеса;

- перемещение  мелкого и среднего капитала  из производства в сферу преимущественно  торгово-посреднических операций;

- недолговечность  большинства малых предприятий, обусловленная не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства;

- вытеснение  большинства малых предприятий  на периферию технического прогресса;

- уход мелких  предприятий в теневую экономику в целях уклонения от неразумного налогообложения и, в следствие, неспособности государства обеспечить безопасность от криминальных структур.

Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство  и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение.  Вопросы экономики. М. 1997

2. Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности. М. 2002

3. Лапуста М.  Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство.  Инфра-М. 1998

4. Добронравов А.Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства. Дайджест-финансы. М. 2005

5. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы. Белый мир. М. 2008

6. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации. Финансист. 2009

7. Красавина С.А. Анализ развития малого предпринимательства в России. Регионы. СПб. 2007.

8. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. М. 2007.

9. Российский статистический Ежегодник 2008. Росгостат. М. 2009.

10. Шепеленко Г.И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности. РГЭУ. Ростов н/Д. 2005.

11. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. Сфера. М. 2008.

12. Энциклопедия предпринимательства. Под ред. М.С. Серегина. Русский север. СПб. 2006.

 

1 Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. Инфра-М. 1998, стр. 78

2 Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. Инфра-М. 1998,  стр. 79

3 Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы. Белый мир. М. 2008, стр. 55

4 Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы. Белый мир. М. 2008, стр. 59

5 Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы. Белый мир. М. 2008, стр. 60-61

 

6 Энциклопедия предпринимательства. Под ред. М.С. Серегина. Русский север. СПб. 2006, стр. 33

7 Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы. Белый мир. М. 2008, стр. 77

8 Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. М. 2007, стр. 23

9 Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. М. 2007, стр. 45

10 Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности. М. 2002, стр. 69

11 Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности. М. 2002, стр. 71

12 Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение. Вопросы экономики. М. 1997, стр. 99

13 Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. Сфера. М. 2008, стр. 98

14 Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. Сфера. М. 2008, стр. 101

15 Красавина С.А. Анализ развития малого предпринимательства в России. Регионы. СПб. 2007, стр. 73

16 Добронравов А.Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства. Дайджест-финансы. М. 2005, стр. 64

17 Красавина С.А. Анализ развития малого предпринимательства в России. Регионы. СПб. 2007, стр. 117


Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике