Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 00:31, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Цель: Раскрыть содержание вышеуказанной темы в полном объеме.
Задачи: 1. Охарактеризовать "малое предпринимательство" как экономический термин, выявить его критерии и особенности. 2. Определить правовые основы деятельности малых предприятий. 3. Установить роль малого предпринимательства в экономике, раскрыть перспективы его развития.
Введение…………………………………………………………...………………3
Глава 1. Малые предприятия……………………………………...……………...4
1.1. Появление в России малых предприятий………………………..………….4
1.2. Малые предприятие: понятие, критерии, особенности…………...…….....9
Глава 2. Правовые основы деятельности малых предприятий…………….....13
2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий…………...…………………………………………………………13
2.2. Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия……………...……………………………………………………....15
2.3. Особенности налогообложения малого предпринимательства……...…..16
Глава 3. Роль малого предпринимательства в экономике, перспектива развития……………...…………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………...……………..30
Список литературы……………………...……………………………………….32
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье направление
включает создание действенных финансово-
Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока.
Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема - отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны16.
В настоящее
время наблюдается
Кредитование
малого бизнеса предполагает определенный
риск и высокие издержки, банки
закладывают все это в
Большую роль в
государственной поддержке мало
Динамичное развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.
Число занятых на малых предприятиях России составляет 17% от общего числа наемных работников, а в странах ЕС — около 72%. Доля малых предприятий России в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 10—12%, а в странах ЕС — от 60 до 70%. На 1 января 2004 г. число малых предприятий в процентах к общему числу малых предприятий страны составило в федеральных округах: Центральный округ — 34,5%; Северо-Западный — 16,7; Южный — 11,2; Приволжский — 16,4; Уральский — 6,8; Сибирский — 10,6; Дальневосточный округ — 3,9%. В 2005 г. удельный вес прибыльных малых предприятий по сравнению с 2003 г. увеличился на 5,6 пункта и превысил удельный вес прибыльных средних и крупных организаций. По данным Росста-та, сумма прибыли, полученная малыми предприятиями, возросла с 523 163 млн руб. в 2003 г. до 742905 млн руб. в 2005 г., т.е. увеличилась в 1,4 раза. С 2003 по 2005 г. уменьшилось число убыточных малых предприятий на 33 470, а сумма убытка сократилась с 160588 млн до 151 703 млн руб. Эти данные свидетельствуют, что у малых предприятий есть серьезные возможности улучшить свои финансовые показатели, среди которых важная роль принадлежит показателю рентабельности. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) рассчитывается как соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный — имеет место убыточность. Важными финансовыми показателями деятельности малых предприятий являются платежеспособность и финансовая устойчивость малых предприятий, которая характеризуется коэффициентами текущей ликвидности и автономии, а также показателями дебиторской и кредиторской задолженности малых предприятий.
Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой высокоразвитой экономикой. Мировой финансовый кризис серьёзно осложняет экономическую обстановку в стране. По последний данным Экономика России в январе 2009 года сократилась на 8,8 процента по сравнению с первым месяцем прошлого года. 17 февраля Минэкономразвития озвучило пересмотренный прогноз по росту ВВП России в текущем году. Согласно новой оценке, экономика страны сократится на 2,2 процента. Ранее ожидалось уменьшение ВВП на 0,2 процента. Спад промышленного производства по итогам года составит 7,4 процента17.
Причиной замедления темпов роста экономики России стало влияние на нее глобального финансового кризиса, снижение цен на нефть на мировом рынке, а также сокращение объемов промышленного производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно отметить, что малое предпринимательство начало развиваться с распадом Советского Союза, когда плановая (государственная) экономика перешла в статус рыночной, которая, в свою очередь, повлекла за собой развитие предпринимательства в целом.
Раскрыв вышеизложенные мною задачи можно сделать кратко следующий вывод:
1). наличие малых
предприятий в экономике
2). прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога. Но существует также неблагоприятный предпринимательский климат, который во многом вызван негативными тенденциями в экономике. К ним относятся:
- отсутствие инфрастуктуры малого бизнеса;
- перемещение
мелкого и среднего капитала
из производства в сферу
- недолговечность большинства малых предприятий, обусловленная не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства;
- вытеснение
большинства малых предприятий
на периферию технического
- уход мелких предприятий в теневую экономику в целях уклонения от неразумного налогообложения и, в следствие, неспособности государства обеспечить безопасность от криминальных структур.
Таким образом,
в силу объективных причин и факторов
на современном этапе социально-эк
Список литературы
1. Архипов А.,
Баткилина Т., Калинин В. Государство
и малый бизнес: финансирование,
кредитование и
2. Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности. М. 2002
3. Лапуста М.
Г., Старостин Ю. Л. Малое
4. Добронравов А.Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства. Дайджест-финансы. М. 2005
5. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы. Белый мир. М. 2008
6. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации. Финансист. 2009
7. Красавина С.А. Анализ развития малого предпринимательства в России. Регионы. СПб. 2007.
8. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. М. 2007.
9. Российский статистический Ежегодник 2008. Росгостат. М. 2009.
10. Шепеленко Г.И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности. РГЭУ. Ростов н/Д. 2005.
11. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. Сфера. М. 2008.
12. Энциклопедия предпринимательства. Под ред. М.С. Серегина. Русский север. СПб. 2006.
1 Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. Инфра-М. 1998, стр. 78
2 Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. Инфра-М. 1998, стр. 79
3 Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы. Белый мир. М. 2008, стр. 55
4 Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы. Белый мир. М. 2008, стр. 59
5 Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы. Белый мир. М. 2008, стр. 60-61
6 Энциклопедия предпринимательства. Под ред. М.С. Серегина. Русский север. СПб. 2006, стр. 33
7 Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы. Белый мир. М. 2008, стр. 77
8 Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. М. 2007, стр. 23
9 Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. М. 2007, стр. 45
10 Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности. М. 2002, стр. 69
11 Джаарбеков С. М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности. М. 2002, стр. 71
12 Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение. Вопросы экономики. М. 1997, стр. 99
13 Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. Сфера. М. 2008, стр. 98
14 Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. Сфера. М. 2008, стр. 101
15 Красавина С.А. Анализ развития малого предпринимательства в России. Регионы. СПб. 2007, стр. 73
16 Добронравов А.Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства. Дайджест-финансы. М. 2005, стр. 64
17 Красавина С.А. Анализ развития малого предпринимательства в России. Регионы. СПб. 2007, стр. 117