Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:15, контрольная работа
Для глубокого раскрытия роли малых предприятий в экономике были выделены следующие разделы: сущность малого бизнеса и его роль; правовые аспекты деятельности малых предприятий, включающие создание, регистрацию, ликвидацию и управление малыми предприятиями; проблемы и перспектива развития малого бизнеса в России, включающие проблемы становления малых предприятий в России, их поддержка со стороны государства и особенности их налогообложения. Для этого были использованы научные статьи Джаарбекова С. М. «Налогообложение малого бизнеса», Шахмалова В. «Малые предприятия в системе рыночных реформ», Афанасьева В. «Малый бизнес: проблемы становления», а также федеральные законы РФ, налоговый кодекс РФ, последние публикации в специализированных газетах и журналах и другая научная литература.
Введение ..............................................................................................................3
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:
1.1. Что такое малый бизнес ..............................................................................4
1.2. Роль малого бизнеса в экономике ..............................................................7
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:
2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий.........................................................................................................9
2.2. Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия........................................................................................................10
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России ....................................11
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства……………12
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………14
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства………...16
Заключение .........................................................................................................19
Список литературы ............................................................................................21
Если проследить путь изобретения,
использованного крупными монополиями,
то нередко оно оказывается результатом
работы отдельных ученых или мелких фирм.
Однако последующее внедрение осуществляется
компаниями, обладающими необходимыми
для этого финансовыми и материальными
ресурсами.
[6, стр. 33, 56]
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства.
Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных
изделий длительного потребления
(автомобилей, холодильников, телевизоров
и т. п.) крупными предприятиями вызывает
потребность в соответствующих промышленных
услугах по ремонту и обслуживанию, которые
часто осуществляют мелкие предприятия.
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории. [6, стр. 26]
2. Правовые основы деятельности малых предприятий
2.1. Создание, государственная
регистрация и ликвидация
Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IV.
Предприятие может быть создано либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива.
Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем, в некоторых случаях - совместно с трудовым коллективом.
Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. [8, стр. 24, 53, 60]
Государственная регистрация предприятия независимо от его организационно-правовой формы осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.
Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи необходимых для этого документов, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации. [15]
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.
Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. [15]
Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешает организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью, может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия. [3, стр. 18]
2.2. Управление предприятием;
хозяйственная и иная
Управление предприятием осуществляется учредителем, являющимся высшим органом предприятия - юридического лица.
Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.
С приглашенным директором
заключается контракт (трудовой договор).
Директором может быть назначен один из
учредителей. Учредитель, действуя в качестве
руководителя предприятия, самостоятельно
решает все вопросы деятельности предприятия.
[15]
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.
Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы, реализовывать свою продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.
Прибыль, остающаяся у предприятия
после уплаты налогов и других платежей
в бюджет (чистая прибыль), поступает в
полное его распоряжение.
Направления использования чистой прибыли
определяются учредителем. [4, стр. 6, 9]
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
3.1. Проблемы становления малого бизнеса в России
Нельзя с уверенностью сказать,
что для страны таких масштабов как
Россия малый бизнес может стать основой
экономики: в наших условиях он может стать
лишь связующим звеном, которое обеспечило
бы бесперебойную работу крупных промышленных
предприятий. Поэтому для начала следует
определить те отрасли и сферы экономики,
в которых предприятия малого бизнеса
играют решающую роль. Во-первых, это вся
сфера услуг, в том числе технические услуги,
включая ремонт и техническое обслуживание
машин и оборудования; консультационные
услуги; бытовое обслуживание населения.
Во- вторых - торгово-закупочные операции,
а также посредническая деятельность.
[3, стр. 28]
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. [13, стр. 35]
Анализ развития предпринимательства
показывает, что доля предприятий, работающих
в сфере торговли и посреднических услуг,
преобладает (см.
Приложение 1) Кроме того, существует большое
количество предприятий, зарегистрированных
как производственные или многоцелевые
(выпуск товаров народного потребления,
оказания различных услуг), но, тем не менее,
занимающихся торгово-посреднической
деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции.
3.2. Государственная поддержка малого предпринимательства
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. [15]
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
2. Создание льготных условий
использования субъектами
3. Установление упрощенного
порядка регистрации субъектов
малого предпринимательства, лицензирования
их деятельности, сертификации их
продукции, предоставления
4. Организация подготовки,
переподготовки и повышения
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
1. разрабатывают предложения
по совершенствованию
2. проводят анализ состояния
малого предпринимательства, и эффективности
применения мер по его
3. организуют разработку
и реализацию Федеральной
4. подготавливают предложения
об установлении для субъектов
малого предпринимательства
5. оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.
[15]
Государством принимается федеральная
программа поддержки малого предпринимательства.
Такая программа принималась на 1998-1999г,
2000-
2001г.
Государственная поддержка
осуществляется в соответствии с федеральной
программой государственной поддержки
малого предпринимательства, региональными,
отраслевыми и муниципальными программами
развития и поддержки малого предпринимательства,
разрабатываемыми соответственно
Правительством РФ, органами исполнительной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления. [4, стр. 17]