Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:15, контрольная работа
Для глубокого раскрытия роли малых предприятий в экономике были выделены следующие разделы: сущность малого бизнеса и его роль; правовые аспекты деятельности малых предприятий, включающие создание, регистрацию, ликвидацию и управление малыми предприятиями; проблемы и перспектива развития малого бизнеса в России, включающие проблемы становления малых предприятий в России, их поддержка со стороны государства и особенности их налогообложения. Для этого были использованы научные статьи Джаарбекова С. М. «Налогообложение малого бизнеса», Шахмалова В. «Малые предприятия в системе рыночных реформ», Афанасьева В. «Малый бизнес: проблемы становления», а также федеральные законы РФ, налоговый кодекс РФ, последние публикации в специализированных газетах и журналах и другая научная литература.
Введение ..............................................................................................................3
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:
1.1. Что такое малый бизнес ..............................................................................4
1.2. Роль малого бизнеса в экономике ..............................................................7
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:
2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий.........................................................................................................9
2.2. Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия........................................................................................................10
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России ....................................11
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства……………12
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………14
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства………...16
Заключение .........................................................................................................19
Список литературы ............................................................................................21
Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на её реализацию.
Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя основные положения:
. меры по формирования
инфраструктуры развития и
. перспективные направления
развития малого
. меры, принимаемые для
реализации основных
. предложения по установлению
налоговых льгот и ежегодному
выделению средств из
Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов и других источников. [15]
Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают фонды поддержки малого предпринимательства.
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства.
Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путём аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонд поддержки малого предпринимательства
является юридическим лицом.
[12, N12, стр. 4]
Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:
. Содействие в формировании
рыночных отношений на основе
государственной поддержки
. Участие в разработке,
проведении экспертизы и
. Участие в формировании
инфраструктуры рынка, обеспечивающей
равные условия и возможности
для осуществления
. Содействия в привлечении
отечественных и иностранных
инвестиций для реализации
. Организация консультаций
по вопросам налогообложения
и применения норм
Финансовое обеспечение федеральной
политики в области государственной поддержки
малого предпринимательства осуществляет
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,
создаваемый Правительством РФ. [12,
N12, стр. 5, 6]
Средства фонда формируются за счёт средств федерального бюджета, а также за счёт других источников, предусмотренных статьёй Правительства РФ от 04.12.95г № 1184.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства взаимодействует с государственными и муниципальными фондами.
Основные задачи указанных фондов:
. Предоставление финансовой
помощи на возмездной и
. Выполнение функций
. Долевое участие в
создании и деятельности
. Финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
. Финансирование научных исследований, связанных с деятельностью указанных фондов и прочее. [12, N12, стр. 7]
3.4. Особенности налогообложения малого предпринимательства
Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода. [5, стр. 21]
Малый бизнес может быть организован
как минимум в следующих формах:
. Индивидуальный предприниматель;
. Организация;
. Организация, применяющая упрощенную
систему налогообложения;
. Индивидуальный предприниматель, применяющий
упрощенную систему налогообложения
Индивидуальный предприниматель
уплачивает с суммы полученной прибыли
налог на доходы физических лиц по ставке
13% (ст. 224 НК
РФ).Он также уплачивает косвенные налоги
(НДС, налог с продаж). При небольших доходах
(до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный
предприниматель вправе получить освобождение
от уплаты НДС согласно статье №145
НК РФ.
Кроме того, с суммы полученного дохода, за вычетом расходов, связанных с их увеличением, уплачивается единый социальный налог.
Организация. С суммы полученной прибыли организация уплачивала налог на прибыль по ставке 20-24% (ст. 284 НК РФ), а с мая 2002 года налог на прибыль для этих предприятий снижается с 20 до 15% [16]. Конкретная ставка налога зависит от законодательства субъекта РФ, в котором расположена организация.
Кроме того, имеются налоги, которые уплачиваются организацией (и не уплачиваются индивидуальными предпринимателями): налог на пользователей автодорог, который исчисляется в размере 1% от суммы выручки от реализации или при торговой деятельности - разницы между ценой реализации и приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается от балансовой стоимости имущества по ставке, установленной местными органами власти, но не более 2%. [5, стр. 22]
Организация и индивидуальный предприниматель, применяющие упрощенную систему налогообложения.
Участники малого бизнеса могут перейти на применение упрощенной системы налогообложение, учёта и отчетности. Такая возможность предоставлена только юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства. Для юридического лица одним из аспектов, определяющих возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, является наличие статуса субъекта малого предпринимательства. При этом средняя за отчётный период численность работников малого предприятия (не более 15 человек) определяется из расчёта всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения предприятия, занимающиеся производством подакцизной продукции, малые предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также предприятия, для которых Минфином РФ установлен особой порядок ведения учёта и отчётности, например, кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса, бюджетные организации.
Объектом обложения единым налогом является совокупный доход или валовая выручка. В том случае, если доход составляет 40% и более от выручки, единый налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход определяется как разница между выручкой, полученной предприятием за отчётный год и расходами, понесёнными за этот период. Источником информации о выручке и затратах, понесённых предприятием, является книга учёта доходов и расходов. В том случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налог исчисляется исходя из выручки предприятия по ставке 10%.
Предприятие считается перешедшим на упрощенную систему налогообложения с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация. [5, стр. 23]
Единый налог на вменённый доход.
По Федеральному закону от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности» появился особый режим налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей: установление единого налога. Это, в первую очередь, направлено против уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, и впервые позволило обложить единым налогом на вменённый доход слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализуется от 30 до 80% отражаемых в отчётах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса. [5, стр. 23, 24]
Принципиальным отличием режима налогообложения, использующего единый налог на вменённый доход, от традиционных схем налогообложения частных предприятий является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчётности, а на основании определённой расчётным путём доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и других условиях. [15]
Объектом налогообложения при применении единого налога является вменённый доход на очередной календарный месяц.
С мая 2002 года произошло то,
на что бизнесмены, пожалуй, и не рассчитывали:
президент поручил правительству отменить
единый социальный налог (ЕСН) «задним
числом» – с 1 января. Вместо ЕСН теперь
будет нужно платить только страховые
взносы в Пенсионный фонд. Фактически
нынешние решения – это исправление ошибки,
допущенной разработчиками налоговой
реформы, «забывшими» снять ЕСН с малых
предпринимателей, платящих вмененный
налог. В результате ошибки налогообложение
с 1 января не только не уменьшилось, как
планировали реформаторы, но даже заметно
увеличилось.
[16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив все цели, поставленные перед этой работой, можно сделать небольшие выводы по каждому из параграфов.
По первому параграфу понятно, что в каждой стране существует своё собственное понятие малого бизнеса. В основном оно определяется исходя из численности работников, занятых на производстве, и из размера годового оборота. Ну а роль малых предприятий действительно велика: обеспечение работой незанятые трудовые ресурсы, создание атмосферы конкуренции на рынке, быстрое перепрофилирование области деятельности, беспрерывный процесс внедрения новых технологий; и вообщем, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.
По правовым основам деятельности малых предприятий можно выделить следующие аспекты: нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Учредительными документами служат устав предприятия и договор учредителей. Осуществляет руководство директор, директором может быть назначен один из учредителей.
Учитывая содержание третьего
параграфа о проблемах и перспективах
развития малого бизнеса в России, можно
сделать вывод о том, что в нашем государстве
правительством сделано очень много для
развития и закрепления этого рода деятельности.
Это и различные государственные программы
по поддержке малого бизнеса, и специальные
фонды, созданные государством. И конечно
же, важным условием для развития малого
предпринимательства служит грамотная
налоговая политика государства, что в
России в последнее время стало заметно.
Налогообложение субъектов малого предпринимательства
в
России осуществляется на основе трёх
систем: общеустановленная система налогообложения,
упрощенная система налогообложения,
учёта и отчётности для субъектов малого
предпринимательства и система налогообложения
по принципу вменённого дохода, предприниматель
может сам выбрать то, что ему действительно
будет выгодно.
И на последок хочется добавить, что малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.