Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 12:23, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ состояния малого бизнеса, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития.Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Содержание работы

Введение
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1. Понятие малого бизнеса
1.2. Значение и задачи малого предприятия
2 Особенности малого бизнеса
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса
2.2 Малыйбизнес в РФ
2.3.Государственная поддержка малого бизнеса
3 Стимулирование развития малого предпринимательства
Заключение
Источники литературы

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 44.48 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Факультет __Экономики и финансов_____

Кафедра ___Экономическая теория_____

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «____Экономическая теория_________________»

«_Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества  ___»

(на тему)

 

 

Направление подготовки / Специальность: Экономика

Выполнил(а):студент ___Эк-711____

     (номер группы)

_______Кальчева Юлия Сергеевна___

                      (ФИО)

 

Научный руководитель:

____кандидат экономических наук__

   (уч. степень, уч. звание  или должность)

_Костенко Елена Евтифеевна_______

                      (ФИО)

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2014г.

 

Оглавление

Введение

1 Малый бизнес в современной  рыночной экономике

    1. Понятие малого бизнеса
    2. Значение и задачи малого предприятия

2 Особенности малого  бизнеса

           2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса

           2.2 Малый бизнес в РФ

           2.3.Государственная поддержка малого бизнеса

3 Стимулирование развития  малого предпринимательства

Заключение

Источники литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Целью работы является анализ состояния малого бизнеса, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития. Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых  государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства.

1 Малый бизнес  в современной рыночной экономике

 

1.1 Понятие малого  бизнеса

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Малый бизнес имеет ряд преимуществ перед средним и крупным бизнесом. Во-первых, малые предприятия более гибкие и мобильные, чем крупные компании. Они быстрее реагируют на различные изменения рыночных предпочтений, быстрее подстраиваются под постоянно меняющуюся рыночную ситуацию. Малые предприятия также лучше знают уровень спроса на местном уровне. Они способны быстрее внедрять новые системы управления, поскольку малый бизнес требует меньше капиталовложений, а также его затраты при внедрении новых технологий и изобретений существенно ниже. Ввиду этого, именно малый бизнес чаще, чем крупный и средний, занимается инновационными технологиями, освоением принципиально новых видов товаров и услуг, а также теми направлениями, где присутствует повышенный коммерческий риск. Это обосновано тем, что у малых предприятий фактически меньше сроки строительства, им проще перевооружаться (с гораздо меньшими затратами), существенно ниже издержки управления. Кроме того, отсутствие большого бюрократического аппарата позволяет принимать в оперативном режиме большинство управленческих решений.

Однако малые предприятия имеют и свои недостатки:

· Малый объем первоначального капитала;

· Длительные сроки развития предприятия из-за этого;

· Финансовые трудности (сложность получения кредита);

· Невысокий уровень профессионального менеджмента;

· Относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия;

· Неуверенность партнеров при заключении контрактов;

· Трудности привлечения высококвалифицированных кадров;

· Высокий уровень занятости кадров и т.д.

Поэтому во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры малых предприятий.

   К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие требованиям, предъявляемым к малым и средним предприятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Значение и задачи малого предприятия

    Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определюящий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощеряет деятельность малого бизнеса. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомнополизированной экономики имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление пророрыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России. Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

 Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. Во основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности малого бизнеса

2.1 Зарубежный опыт развития малого  бизнеса

 

Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл.1.

Таблица 1 - Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах

 

Страны

Кол-во МСП

(тыс.)

Кол-во МСП

на 1000

жителей

Занято в МСП (млн.чел)

Доля МСП в общей численности 
занятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

Великобритания

2630

46

13.6

49

50-53

Германия

2290

37

18.5

46

50-52

Италия

3920

68

16.8

73

57-60

Франция

1980

35

15.2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74.2

70.2

54

50-52

Япония

6450

49.6

39.5

78

52-55

Россия

844

5.65

8.3

13

10-11


 

Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых – в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.

 

 

2.2 Малый бизнес в РФ

 

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже более 20 лет.

В целом, темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики страны. Если же смотреть на количество рабочих мест приходящихся на малые предприятия, то складывается иная картина. Хотя во многих регионах, наблюдается значительный рост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийский показатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от роста количества самих предприятий.. Это говорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числом занятых на рабочих мест.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества