Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 12:23, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ состояния малого бизнеса, оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития.Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Содержание работы

Введение
1 Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1. Понятие малого бизнеса
1.2. Значение и задачи малого предприятия
2 Особенности малого бизнеса
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса
2.2 Малыйбизнес в РФ
2.3.Государственная поддержка малого бизнеса
3 Стимулирование развития малого предпринимательства
Заключение
Источники литературы

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 44.48 Кб (Скачать файл)

Для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Если посмотреть на распределение малых предприятий по отраслям экономики в России, то можно увидеть, что малый бизнес в первую очередь стремиться в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность (около 30%), а это – торговля и общественное питание. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора, малый бизнес перейдет и в другие более привлекательные для страны сферы. Но при слабой поддержке государства этот переход может не произойти, поскольку переход в другие сферы связан со значительными затратами и риском.

 Практически половина предприятий малого бизнеса относится к сфере торговли и общественного питания. Также, достаточно много предприятий в промышленности и строительстве. Обращает внимание малое количество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общего числа малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной из наиболее оптимальных.

В тоже время субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др. Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.

Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Государственная  поддержка малого бизнеса

Хочется открыть собственное дело — тогда помощь малому бизнесу от государства будет в самый раз. И такая помощь существует! Каждый год государство выделяет хорошие деньги для поддержки начинающих предпринимателей. Размер субсидии определяется для каждого региона индивидуально. При этом существуют приоритетные области и направления бизнеса.

Что же такое субсидии и почему государство их выделяет? Еще в 2007 году заработал федеральный закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Государство понимает, что предприниматели – активная часть населения, которая не только само зарабатывает себе на жизнь, но и создает рабочие места. Поэтому в рамках закона предусмотрена значительная поддержка молодым предпринимателям. В каждом регионе предусмотрен свой «потолок» субсидии малому бизнесу от государства, выделяемой молодому предпринимателю. Получение поддержки от государства носит конкурсный характер, из-за большого количества желающих.

Разновидности субсидий малому бизнесу выделяют:

-Денежное финансирование.

-Скидки на приобретение товаров и услуг (аренда помещения).

-Скидки на получение кредита в банке.

-Грант.

При этом кроме федеральной поддержки существует также муниципальная помощь молодым предпринимателям. В каждом конкретном случае размер и форма субсидии рассматриваются индивидуально. Например, грант на развитие малого бизнеса представляет сумму в 200-300 тысяч рублей. И если для Москвы и Московской области – это скромный капитал, то для отдельных регионов России – это существенная поддержка.

Рассмотрим приоритетные направления предпринимательской деятельности для выделения субсидий. Если вы еще не определились со сферой бизнеса – эта информация для вас. Итак, в первую очередь помощь малому бизнесу от государства будет выделяться:

 

-В сферу жилищно-коммунальных услуг, в основном транспорт и строительство.

-В любое производство.

-В сферу обслуживания населения.

-В молодежные программы.

-В инновации (очень популярный тренд в настоящее время).

-В возрождение и развитие ремесел.

-В социальную сферу (спорт, образование, культура).

Если вы решили заниматься торговлей, то поддержки от государства дождаться будет сложно. Единственный способ ориентировать товары на социально нуждающиеся слои общества — пенсионеров, инвалидов и др. Но лучшим направлением для выбора своего дела на сегодня – ремонт дорог и жилья. Это направление сейчас приоритетное.

 

Как получить поддержку для бизнеса от государства

На первом этапе следует определиться с приоритетными направлениями развития предпринимательства в своем регионе. Если вы уже развиваете свой бизнес – ничего страшного. Вы также можете рассчитывать на помощь малому бизнесу от государства. В большинстве случаев, чтобы рассчитывать на помощь государства необходимо выполнить следующие шаги:

-Встать на учет в центр занятости населения по месту жительства.

-Представить документы по регистрации ИП в центр занятости.

-Написать и представить бизнес-план своего бизнеса.

Несколько слов о бизнес-плане предпринимательской деятельности. В нем обязательно должна быть указана цель получения поддержки, основные затраты, сроки окупаемости и доходность.

 

Такой вид поддержки от государства можно получить только один раз, при условии, что вам не смогли подобрать работу в центре занятости. Сумма поддержки обычно составляет годовое пособие по безработице.

Кроме вышеописанного способа, можно получить поддержку от местных органов самоуправления. Необходимо подать те же документы, что и в центр занятости. Конкурсная основа здесь выражена более сильно. Желающих получить субсидии малому бизнесу от государства много, а денег на эту программу выделяется ограниченно.

Кроме федеральной поддержки малого предпринимательства ощутимую помощь могут оказать региональные отделения. Для получения помощи, в первую очередь, необходимо ознакомиться с существующими программами. Для каждого субъекта РФ такие программы свои.

Поддержка на этом уровне может существенно различаться, но чаще всего не превышает 1 млн. рублей. Для сравнения федеральная программа «Развитие» дает до 15 млн. рублей, а программа «Старт» до 6 млн. за три года.

Несмотря на то, что субсидии для молодых предпринимателей безвозмездны, существует форма отчетности по полученным средствам. Помощь малому бизнесу от государства – реальная поддержка для успешного начинания. Это особенно актуально для российских условий, когда первоначальные вложения развития бизнеса большие.

Преимуществом нахождения субсидий для развития малого бизнеса сегодня является интернет. Кроме успешного нахождения видов субсидий, сеть позволяет оформить электронную заявку на получение поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

3 Стимулирование развития малого  предпринимательства

Для оценки возможностей повышения темпов развития малого предпринимательства и влияния этого процесса на экономическую динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской активности. Для этого предусматриваются показатели, сочетающие основные экономические факторы (объем валового регионального продукта, объем произведенной малыми предприятиями про-дукции, число малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и инсти¬тутов рыноч-ной экономики). На основе предложенных показателей разрабатываются рейтинги развития малого бизнеса по федеральным округам.

Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока [8, cтр.6].Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Хотя, в ближайшей перспективе ставки кредитования заемщиков малого бизнеса вряд ли опустятся ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные налоговые изменения, позволяющие легализоваться малому бизнесу, могли бы еще больше способствовать этому.

Итак, одним из наиболее важных направлений государственной поддержки я является льготное кредитование. Поэтому законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Кроме льготной кредитной политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.

Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.

 

 

 

 

Заключение

Критерии отнесения предприятий к сфере малого бизнеса различаются в разных странах, и нет единого, общепринятого показателя. Но в большинстве стран, предприятия относятся к сфере малого бизнеса, по количеству рабочих, и по данным годового оборота. Малый бизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количеством предприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы.

Во многих государствах вклад малых предприятий в ВВП сравнивается с крупными, а в некоторых и превышает. Структура малых предприятий различается от страны к стране, а порой и от региона к региону, в одной стране. Это объясняется экономическими и социокультурными особенностями регионов. В России малый бизнес начал развиваться в 90-х годах ХХ века. Вклад малых предприятий составляет лишь десятую часть от общего ВВП нашей страны. Почти половину составляют предприятия торговли и общественного питания, тогда как на промышленность и сельское хозяйство приходится по 15% их количества.

Практически во всех странах осуществляется поддержка малого предпринимательства. Основными направлениями этой поддержки являются создание условий для льготного кредитования, снижение налоговых вычетов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, создание фондов по поддержке малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники литературы

  1. Гродских В.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.
  2. Тарануха Ю.В. Микроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2009. – 608 с.
  3. Экономика предприятия / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с
  4. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2010. – 592 с
  5. Бородина, В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир, 2001. 367 с.
  6. Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2001. 478 с.
  7. Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2003. 417 с.
  8. Ходов, Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы статистики. 2002. №7.
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  10. http://bs-life.ru/

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества