Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:52, курсовая работа
Целью денной курсовой работы является изучение проблем и перспектив развития малого бизнеса Костромской области.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы малого бизнеса, его сущность и роль в экономике, а также виды и формы организации малого бизнеса.
2.Провести анализ состояния малого бизнеса в Костромской области, выявить основные проблемы его развития.
3.Определить перспективы малого бизнеса в Костромской области
Введение
1. Теоретические основы малого бизнеса
1.1 Этапы развития малого бизнеса в России
1.2 Малый бизнес: сущность и роль в экономике
1.3 Виды и формы организации малого бизнеса
2. Анализ состояния малого бизнеса в Костромской области
2.1 Анализ развития малого бизнеса в Костромской области
2.2 Проблемы малого бизнеса в Костромской области
3. Перспективы развития малого бизнеса в костромской области
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Теоретические основы малого бизнеса
1.1 Этапы развития малого бизнеса в России
1.2 Малый бизнес: сущность и роль в экономике
1.3 Виды и
формы организации малого
2. Анализ состояния малого бизнеса в Костромской области
2.1 Анализ развития малого бизнеса в Костромской области
2.2 Проблемы малого бизнеса в Костромской области
3. Перспективы развития малого бизнеса в костромской области
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время проблема
развития малого бизнеса является актуальной,
вследствие того, что малый бизнес
- это существенная составляющая цивилизованного
рыночного хозяйства, неотъемлемый
элемент присущего ему
Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
В связи с этим, целью денной курсовой работы является изучение проблем и перспектив развития малого бизнеса Костромской области.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
.Изучить теоретические
основы малого бизнеса, его
сущность и роль в экономике,
а также виды и формы
2.Провести анализ состояния
малого бизнеса в Костромской
области, выявить основные
.Определить перспективы малого бизнеса в Костромской области
Объектом исследования данной курсовой работы является малый бизнес Костромской области, предметом - проблемы его развития.
малый бизнес россия развитие
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: эмпирические (наблюдение и изучение законодательных и нормативных материалов), теоретические методы (теоретический анализ учебной литературы).
Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе даётся характеристика малого бизнеса, его сущность и роль, его виды и формы.
Вторая глава курсовой работы посвящена анализу развития малого бизнеса в Костромской области, а также выявлению проблемы малого бизнеса в Костромской области.
В третьей главе определены основные перспективы развития малого бизнеса Костромской области.
При написании работы была использована нормативно-правовая база, литература отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати и сети Интернет.
1. Теоретические основы малого бизнеса
1.1 Этапы развития малого бизнеса в России
По мере формирования государства
развивалось и
Долгое время
Во время правления Петра I вся страна сделала значительный шаг вперед. Первое, с чего начал Петр свою государственную деятельность, было возвышение предпринимателей, усиление их социального престижа. Поощрялась всякая фабричная и заводская предприимчивость. С этой целью, в частности, хозяева фабрик и заводов освобождались от казенных городских служб и других повинностей, им предоставлялись безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды.
Несмотря на серьезные изменения и реформы, проведенные Петром I, дальнейшее развитие предпринимательства было достаточно вялым вплоть до XIX века.
Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества.
К концу XIX и началу XX века
ведущую роль в промышленности Российской
империи стали играть акционерные
и паевые предпринимательские структуры.
Цепь акционерных обществ - мобилизация
широкого круга лиц. В паевых предпринимательских
структурах, где капитал уже имелся,
пайщики руководствовались
На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами.
Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно назвать переломным моментом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе.
Во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. Начался период безраздельного господства административно - командной системы.
Новое зарождение малого предпринимательства
в России берет свое начало с 80-х
гг. после "застойного" периода. Тогда
как партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные
объединения и научно-
В конце 80-х годов произошли
большие изменения в
В это же время появляются первые кооперативы и объединения предпринимателей, учрежден Союз менеджеров СССР, членами которого стали многие предприниматели.
Законодательства, которое способствовало бы регулированию деятельности предпринимателей, не было. Кооператоры сами защищали свои интересы, выступая перед чиновниками, с экранов телевизоров и т.д. Некоторые предприниматели баллотировались на выборы депутатов СССР и РСФСР.
Начали формироваться союзы предпринимателей в области сельского хозяйства, науки и торговой деятельности. В 1990 году был создан Российский союз совместного предпринимательства, а спустя год Аграрный союз. Позже появляются первые открытые акционерные общества.
В начале 90-х годов государственные
предприятия стали сдавать
В этот же период в сфере малого предпринимательства начала активно начала развиваться теневая экономика. Ее развитие, прежде всего, связано с большими налоговыми сборами, которые способствовали использованию предпринимателями "черной" кассы, "серых" схем, двойной бухгалтерии и т.д.
Развитие малого предпринимательства
привело к проблемам в
В период 1991-1993 гг. в России происходит политическая неразбериха и экономический развал, что привело к переходу большой части малого бизнеса на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не смогли вовремя перейти на новую рыночную экономику, были ликвидированы. Основным видом деятельности в сфере бизнеса стала торговля.
После 1993 года малое предпринимательство
и частный сектор экономики начинают
снова развиваться и принимать
другие обороты. Создается правовая
основа предпринимательской
С 1998 года требования к предприятиям малого бизнеса ужесточаются. Для их регистрации необходимо пройти регистрацию в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, ФОМС и т.д.
Таким образом, становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:
Этап I - 1987-1994 годы - период быстрого
роста количества предприятий малых
форм, отличительной особенностью которого
являлась стихийность, обусловленная
отсутствием системной
Этап II - 1995 год - август 1998 года - период перехода малого предпринимательства к осуществлению деятельности в соответствии с жестким государственным регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.
Этап III - август 1998 года - 2000 год - период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы - то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия.
.2 Малый бизнес: сущность и роль в экономике
Закономерности развития современного производства, его концентрация и диверсификация ведут к созданию и развитию небольших хозяйствующих субъектов как необходимого звена для успешного функционирования крупных фирм и хозяйственного комплекса в целом. Среди них особая роль принадлежит малым предприятиям торговли.
Согласно гражданскому кодексу
к предпринимательской
Наряду с вышеизложенным определением существуют и другие различные трактовки, раскрывающие суть малого предпринимательства в литературе, как отечественной, так и зарубежной. Так, Ф. Хайек считает, что малое предприятие - это хозяйствующий субъект, для которого характерно особое поведение, стремление обнаружить различные возможности получения прибыли в условиях высокой рыночной конкуренции [16,c.18]. Американские учёные Р. Хизрич и М. Питерс полагают, что малое предприятие - предприятие, для которого характерны весьма умеренные темпы роста и ограниченность средств, направляемых на исследование и разработки [16,c.18]. Особый интерес имеет определение малого предприятия, данное Й. Шумпетером, который рассматривает малое предприятие как объединение нескольких физических лиц, направленное на создание новых комбинаций с целью выпуска новых видов продукции (товаров, работ, услуг) и освоения новых источников и форм организации труда и производства. [16,c.18]
Анализируя определения, данные учёными, характеризующие с разных сторон малое предпринимательство, можно заключить, что прибыль, доход являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с федеральным законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает следующих предельных уровней [3]:
в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации [3].