Малый бизнес в Пензенской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Целью денной курсовой работы является изучение проблем и перспектив развития малого бизнеса Костромской области.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы малого бизнеса, его сущность и роль в экономике, а также виды и формы организации малого бизнеса.
2.Провести анализ состояния малого бизнеса в Костромской области, выявить основные проблемы его развития.
3.Определить перспективы малого бизнеса в Костромской области

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы малого бизнеса
1.1 Этапы развития малого бизнеса в России
1.2 Малый бизнес: сущность и роль в экономике
1.3 Виды и формы организации малого бизнеса
2. Анализ состояния малого бизнеса в Костромской области
2.1 Анализ развития малого бизнеса в Костромской области
2.2 Проблемы малого бизнеса в Костромской области
3. Перспективы развития малого бизнеса в костромской области
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

малый бизнес.docx

— 53.48 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Теоретические  основы малого бизнеса

1.1 Этапы развития  малого бизнеса в России

1.2 Малый бизнес: сущность и роль в экономике

1.3 Виды и  формы организации малого бизнеса

2. Анализ  состояния малого бизнеса в  Костромской области

2.1 Анализ  развития малого бизнеса в  Костромской области

2.2 Проблемы  малого бизнеса в Костромской  области

3. Перспективы  развития малого бизнеса в  костромской области

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время проблема развития малого бизнеса является актуальной, вследствие того, что малый бизнес - это существенная составляющая цивилизованного  рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного  механизма. Этот предпринимательский  уклад придает рыночной экономике  должную гибкость, мобилизует крупные  финансовые и производственные ресурсы  населения, несет в себе мощный антимонопольный  потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения  прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого бизнеса  представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической  политики.

Без поддержки государства  и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять  в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

В связи с этим, целью  денной курсовой работы является изучение проблем и перспектив развития малого бизнеса Костромской области.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

.Изучить теоретические  основы малого бизнеса, его  сущность и роль в экономике,  а также виды и формы организации  малого бизнеса.

2.Провести анализ состояния  малого бизнеса в Костромской  области, выявить основные проблемы  его развития.

.Определить перспективы  малого бизнеса в Костромской  области

Объектом исследования данной курсовой работы является малый бизнес Костромской области, предметом - проблемы его развития.

малый бизнес россия развитие

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: эмпирические (наблюдение и изучение законодательных и нормативных  материалов), теоретические методы (теоретический анализ учебной литературы).

Данная курсовая работа состоит  из трех глав. В первой главе даётся характеристика малого бизнеса, его  сущность и роль, его виды и формы.

Вторая глава курсовой работы посвящена анализу развития малого бизнеса в Костромской  области, а также выявлению проблемы малого бизнеса в Костромской  области.

В третьей главе определены основные перспективы развития малого бизнеса Костромской области.

При написании работы была использована нормативно-правовая база, литература отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической  печати и сети Интернет.

1. Теоретические  основы малого бизнеса

 

1.1 Этапы  развития малого бизнеса в  России

 

По мере формирования государства  развивалось и предпринимательство. Купцы доставляли товары из далеких  стран, поставляя в эти страны товары русских производителей. Основным экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька и др. Импорт составляли товары для роскоши знати: шелковые ткани, парча, бархат, благородные и  цветные металлы и др. [13, c.33].

Долгое время предпринимательство  осуществлялось в частном порядке, государство участвовало в этом процессе достаточно мало, отдавая  все привилегии регулирования предпринимательства  местным управителям. Однако, уже в VIII веке торговля и предпринимательство стали важной сферой хозяйственной деятельности. Рынок занимал центральное место в русском городе. Торговые люди успешно действовали на внутреннем рынке, а наиболее активные устремлялись за его пределы, так как важнейшим источником обогащения русского купечества являлась внешняя торговля.

Во время правления  Петра I вся страна сделала значительный шаг вперед. Первое, с чего начал  Петр свою государственную деятельность, было возвышение предпринимателей, усиление их социального престижа. Поощрялась всякая фабричная и заводская  предприимчивость. С этой целью, в  частности, хозяева фабрик и заводов  освобождались от казенных городских  служб и других повинностей, им предоставлялись  безвозвратные субсидии и беспроцентные  ссуды.

Несмотря на серьезные  изменения и реформы, проведенные  Петром I, дальнейшее развитие предпринимательства  было достаточно вялым вплоть до XIX века.

Российская промышленность развивалась в данный период главным  образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества.

К концу XIX и началу XX века ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные  и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ - мобилизация  широкого круга лиц. В паевых предпринимательских  структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы [13, c.42].

На рубеже XX века произошло  вытеснение с лидирующих позиций  мелкого и среднего предпринимательства  крупными фирмами.

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно назвать  переломным моментом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе.

Во всех сферах общественной жизни установилась государственная  монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и  мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный  передел земли с последующим  развитием крупных коллективных хозяйств. Начался период безраздельного господства административно - командной  системы.

Новое зарождение малого предпринимательства  в России берет свое начало с 80-х  гг. после "застойного" периода. Тогда  как партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные  объединения и научно-технические  центры не рассматривались как отдельные  субъекты производства, но, тем не менее, их деятельность послужила предпосылкой для развития малого бизнеса в  России.

В конце 80-х годов произошли  большие изменения в политической и социально-экономической сферах страны. У предприимчивых людей появилась  возможность на легальной основе заниматься предпринимательской деятельностью.

В это же время появляются первые кооперативы и объединения  предпринимателей, учрежден Союз менеджеров СССР, членами которого стали многие предприниматели.

Законодательства, которое  способствовало бы регулированию деятельности предпринимателей, не было. Кооператоры  сами защищали свои интересы, выступая перед чиновниками, с экранов  телевизоров и т.д. Некоторые предприниматели  баллотировались на выборы депутатов  СССР и РСФСР.

Начали формироваться  союзы предпринимателей в области  сельского хозяйства, науки и  торговой деятельности. В 1990 году был  создан Российский союз совместного  предпринимательства, а спустя год  Аграрный союз. Позже появляются первые открытые акционерные общества.

В начале 90-х годов государственные  предприятия стали сдавать позиции, не выдерживая конкуренции. В результате произошла приватизация государственных  предприятий, что повлекло за собой  еще большее развитие предпринимательства [13, c.52].

В этот же период в сфере  малого предпринимательства начала активно начала развиваться теневая  экономика. Ее развитие, прежде всего, связано с большими налоговыми сборами, которые способствовали использованию предпринимателями "черной" кассы, "серых" схем, двойной бухгалтерии и т.д.

Развитие малого предпринимательства  привело к проблемам в экономическом  секторе. Произошла смена ориентиров с развития наукоемких, высокотехнологичных  и инновационных технологий на торгово-посреднические отношения.

В период 1991-1993 гг. в России происходит политическая неразбериха  и экономический развал, что привело  к переходу большой части малого бизнеса на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не смогли вовремя  перейти на новую рыночную экономику, были ликвидированы. Основным видом  деятельности в сфере бизнеса  стала торговля.

После 1993 года малое предпринимательство  и частный сектор экономики начинают снова развиваться и принимать  другие обороты. Создается правовая основа предпринимательской деятельности, которая включает Гражданский кодекс, Закон "О некоммерческих организациях" и целый ряд других постановлений.

С 1998 года требования к предприятиям малого бизнеса ужесточаются. Для  их регистрации необходимо пройти регистрацию  в Пенсионном фонде, Фонде социального  страхования, ФОМС и т.д.

Таким образом, становление  малого предпринимательства в рамках новейшей истории России можно условно  разделить на следующие этапы:

Этап I - 1987-1994 годы - период быстрого роста количества предприятий малых  форм, отличительной особенностью которого являлась стихийность, обусловленная  отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов.

Этап II - 1995 год - август 1998 года - период перехода малого предпринимательства  к осуществлению деятельности в  соответствии с жестким государственным  регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации.

Этап III - август 1998 года - 2000 год - период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства  в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы - то есть в тех отраслях, где традиционно работают исключительно крупные предприятия.

 

.2 Малый  бизнес: сущность и роль в экономике

 

Закономерности развития современного производства, его концентрация и диверсификация ведут к созданию и развитию небольших хозяйствующих  субъектов как необходимого звена  для успешного функционирования крупных фирм и хозяйственного комплекса  в целом. Среди них особая роль принадлежит малым предприятиям торговли.

Согласно гражданскому кодексу  к предпринимательской относится  самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном  порядке. [2]

Наряду с вышеизложенным определением существуют и другие различные  трактовки, раскрывающие суть малого предпринимательства  в литературе, как отечественной, так и зарубежной. Так, Ф. Хайек считает, что малое предприятие - это хозяйствующий субъект, для которого характерно особое поведение, стремление обнаружить различные возможности получения прибыли в условиях высокой рыночной конкуренции [16,c.18]. Американские учёные Р. Хизрич и М. Питерс полагают, что малое предприятие - предприятие, для которого характерны весьма умеренные темпы роста и ограниченность средств, направляемых на исследование и разработки [16,c.18]. Особый интерес имеет определение малого предприятия, данное Й. Шумпетером, который рассматривает малое предприятие как объединение нескольких физических лиц, направленное на создание новых комбинаций с целью выпуска новых видов продукции (товаров, работ, услуг) и освоения новых источников и форм организации труда и производства. [16,c.18]

Анализируя определения, данные учёными, характеризующие с  разных сторон малое предпринимательство, можно заключить, что прибыль, доход  являются его неотъемлемой частью.

В соответствии с федеральным  законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ "О  развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает следующих предельных уровней [3]:

в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве и  научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и  бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и  при осуществлении других видов  деятельности - 50 человек.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета налога на добавленную стоимость или  балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и  нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать  предельные значения, установленные  Правительством Российской Федерации [3].

Информация о работе Малый бизнес в Пензенской области