Малый бизнес в рыночной экономике: значение, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояния и тенденций развития малого бизнеса в России. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение понятию «малый бизнес» и его отличиям преимуществам по сравнению с крупным бизнесом;
- изучить роль и место малого бизнеса в экономике;
- рассмотреть тенденции развития малого бизнеса в рыночной экономике;
- проанализировать состояние и перспективы развития малого бизнеса в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3Глава I. Теоретические основы малого бизнеса….…………………….……....6
Понятие и сущность малого бизнеса…….……………………….…. 6
Роль и место малого бизнеса в рыночной экономики………….….14
1.3 Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике……19
Глава II. Анализ развития малого бизнеса в России………………………….23
2.1 Проблемы развития малого бизнеса………………………………...23
2.2 Результаты развития малого бизнеса ……………………………....28
2.3 Малый бизнес и перспективы его развития в современных условиях…………………………………………………..…………..................29
3. Заключение……………………………………………………………...……..41
4. Список изученной литература……

Файлы: 1 файл

Малый бизнес в рыночной экономике РФ.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СТАРООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(СОФ БелГУ)

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ,  ИНФОРМАТИКИ, И МАТЕМАТИКИ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Специальность 100903 Бухгалтерский учёт, анализ и аудит

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

 

ТЕМА

 Малый бизнес в рыночной экономике: значение, проблемы, перспективы

 

 

 

                                                                    Выполнила: студентка группы 1010                       Полякова Ю.Н

                                                            Проверил: Старший преподаватель

                                         Трубин О.А

 

                                                

 

Старый Оскол-2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….…..3Глава I. Теоретические основы малого бизнеса….…………………….……....6

    1. Понятие и сущность малого бизнеса…….……………………….…. 6                                                                               
    2. Роль и место малого бизнеса в рыночной экономики………….….14

          1.3  Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике……19

Глава II. Анализ развития малого бизнеса в России………………………….23

         2.1 Проблемы  развития малого бизнеса………………………………...23

2.2 Результаты развития  малого бизнеса ……………………………....28

2.3 Малый бизнес и перспективы его развития в современных условиях…………………………………………………..…………..................29

3. Заключение……………………………………………………………...……..41

4. Список изученной литература………………………………………….……46

5. Приложение………………………………………………………………..….47

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной работы заключается в том, что малое предпринимательство имеет большое  значение в ускорении формирования рыночных отношений, играет важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере, что особенно актуально для нашей страны и в процессе становления рыночной экономики.

Динамичное развитие малых и средних предприятий  способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, перетоку  высвобождаемой рабочей силы из трансформируемых предприятий  и секторов в сектор малых и средних предприятий, росту предпринимательской активности населения,  повышению качества рабочей силы страны, созданию новых рабочих мест и  повышению социально-экономической стабильности в обществе.

Основной положительный момент малого предпринимательства - высокая мотивация собственника к труду, к развитию предприятия, к повышению его конкурентоспособности, ведь тот, кто не имеет интереса к собственности, не имеет интереса и к эффективному труду.

Субъекты малого бизнеса просто обязаны работать эффективно, так как постоянно несут всю полноту всех видов экономической и социальной ответственности за конечные результаты хозяйствования, и вынуждены выживать в жесткой конкурентной борьбе. Для обеспечения эффективной работы малый бизнес в свою очередь нуждается в свободе выбора и свободе принятия решений, в гарантиях заключенных контрактов и договоров, в абсолютной безопасности частной собственности, которые может обеспечить только государственная политика в области законодательства и налогообложения малого предпринимательства и частного бизнеса.

Во всех странах государство способствует росту сектора малых и средних предприятий, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие. Инструменты такой политики могут быть самые разные. Кроме того, на  улучшение бизнес климата страны, как правило, направлены усилия различных бизнес ассоциаций и союзов предпринимателей, аналитических центров,  международных организаций. В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?

Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Данная экономическая ситуация создала условия для оптимального варианта экономической единицы, как малое предприятие, малый бизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм привело к появлению новых рабочих мест.  Малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, что благоприятно скажется на экономическом состоянии страны.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Целью данной курсовой работы является  изучение состояния и тенденций развития малого бизнеса в России.  Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- дать определение понятию  «малый бизнес» и его отличиям преимуществам по сравнению с крупным бизнесом;

- изучить роль и место малого бизнеса в экономике;

- рассмотреть тенденции развития малого бизнеса в рыночной экономике;

- проанализировать состояние и перспективы развития малого бизнеса в России.

При написании работы широко использовалась как отечественная, так и зарубежная литература, а также широкий круг отечественных периодических изданий.

 

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Понятие и сущность малого бизнеса

 

Основной критерий малого бизнеса

 

Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В российской практике развитие малого предпринимательства началось в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Под субъектами малого бизнеса понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов. Не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса. Не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Правовые основы деятельности малых предприятий.

По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею. Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РФ "О развитии малого и среднего бизнеса" его глава IV.

Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом.

Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. (закон  «О развитии малого и среднего бизнеса в РФ», гл. 4)

Государственная регистрация предприятия.

Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы: - заявление учредителя, - устав предприятия, - решение о создании предприятия или договор учредителей, - свидетельство об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

Ликвидация и реорганизация предприятия.

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Предприятия ликвидируются в случаях:

- признания банкротом,

  - принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности,

- признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия, - по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.

Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике: значение, проблемы, перспективы