Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:21, курсовая работа
Малый бизнес выступает важной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы, дает значительную часть валового продукта. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей. Однако его развитие сопряжено с рядом трудностей: ограниченностью ресурсов, большая зависимость от рыночной конъюнктуры, слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных предприятий, большая длительность рабочей недели, слабая социальная защищенность работающих. Кроме того, для создания малого предприятия необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных инвестиций.
Введение………………………………………………………………………….…3
1.Мелкий и средний бизнес, понятие и сущность………………………….........4
1.1.Основные критерии малого и среднего предпринимательства………..…..4
1.2.Правовые основы деятельности предприятий малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………….….….5
2. Роль малых и средних предприятий в экономике страны……………..…....9
2.1.Социальная роль……………………………………………………………....9
2.2.Политическая роль……………………………………………………………10
2.3.Экономическая роль…………………………………………………….……10
3. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса.…………….12
4. Проблемы малого и среднего бизнеса в России и пути их преодоления ………………………………………………………………………………………15
5. Состояние и проблемы в сфере малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае…………………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………………27
Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Наконец, развитие
мелкого предпринимательства
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
2.2 Политическая роль
Политическое влияние малого и среднего бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывность связи малого и среднего предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.
2.3 Социальная роль
Социальная значимость малого и среднего бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых и средних предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие малым и средним бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Сектор малого и среднего предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых и средних предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.
3. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес не может развиваться без помощи со стороны государства. С другой стороны, государственное регулирования малого и среднего бизнеса позволяет «поднять» определенный сектор экономики.
Очевидно, что, предоставляя льготы определенным категориям малых и средних предприятий, государство может увеличить как приток капитала, так и приток рабочей силы в определенных областях экономики. Некоторые страны поддерживают малые и средние предприятия, которые занимаются разработкой инновационных технологий, что позволяет не только сохранить квалифицированных специалистов, но и сделать серьезный шаг вперед в научно-техническом развитии. К сожалению, в Российской Федерации накоплен негативный опыт по предоставлению налоговых льгот определенным предприятиям. Во многих странах мира применяется государственное регулирование малого и среднего бизнеса, именно поэтому малый и средний бизнес составляет 50 - 60, а в некоторых странах до 90 процентов ВВП. Благодаря государственному регулированию, владелец малого или среднего бизнеса имеет больше гарантий того, что он не потеряет вложенные средства, и обладает большей свободой действий при организации и управлении предприятием. Денежные средства, вложенные в малый или средний бизнес, приносят прибыль намного быстрее, чем средства, вложенные в крупные предприятия.
Правительство Российской Федерации в настоящее время может предоставлять помощь всем предприятиям малого и среднего бизнеса. Начинающий предприниматель может получить льготный кредит или страховку, пройти упрощенную регистрацию или получить консультацию у специалиста. В некоторых регионах нашей страны строятся специальные «инкубаторы», где будут собраны малые и средние предприятия, которые, например, занимаются разработкой инновационных технологий или работают в этой сфере.
Одной из важнейших проблем малого и среднего бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые и средние предприятия. Союзы малых и средних предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый и средний бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.
Малые и средние предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.
Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.
Имеются и другие
формы государственной
Развитие малых и средних предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем, такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.
4. Проблемы малого и среднего бизнеса в России и пути их преодоления
Малые и средние предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Актуальными проблемами развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации являются:
- высокий уровень налогообложения;
- противоречия
и пробелы в правовом поле,
в том числе беззащитность
интеллектуальной
- административные барьеры (оформление предприятия, аренды помещения, земельного участка, деятельность контролирующих органов);
- искаженная структура цены, обусловленная высокими тарифами на энергоресурсы;
- внешние факторы микро - и макроуровня, которые поддаются слабому влиянию со стороны местной администрации, за исключением может быть стимулирования платежеспособного спроса через создание новых рабочих мест, оказания связанной социальной помощи малоимущим слоям населения и других мер.
- недостаток квалифицированных кадров, прежде всего управленческих (Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что "урожденных" предпринимателей все, же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, "урожденных" музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом);
- слабость регулярного менеджмента;
- непродуктивная
инвестиционная среда (
- маркетинговые проблемы (например, по утверждению экспертов, 90% российских предприятий могут повысить эффективность как минимум на треть, изменив свою ценовую политику);
-недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая (материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат).
На Министерство экономики Российской Федерации возложены разработка основ политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого и среднего предпринимательства. Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ.
На территории
Российской Федерации реализуются разработанные
государственными органами программы
поддержки малого и среднего бизнеса.
Например, некоторые из них:
- Специальная программа "Кредитование
коммерческими банками субъектов малого
предпринимательства". Программа предусматривает
возмещение субъектам малого предпринимательства
из краевого бюджета затрат, связанных
с получением кредита в коммерческом банке
в размере до 90% этих затрат, в зависимости
от осуществляемого вида экономической
деятельности;
- Специальная программа «Гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса». Программа предусматривает безвозмездное выделение субъектам малого предпринимательства грантов в виде субсидий на возмещения затрат в форме обязательных платежей, связанных с государственной регистрацией юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, выплат по передаче прав на франшизу;
- Специальная программа "Приобретение основных средств в лизинг". Программа предполагает компенсацию до 50% общей суммы документально подтвержденных затрат, произведенных в связи с договором лизинга, но не более 450 тыс. рублей;
- Специальная программа "Выставочно-ярмарочная деятельность". Целью программы является компенсация затрат до 50%, но не более 350 тыс. рублей, связанных с участием в выставках (ярмарках);
- Специальная программа "Бизнес-инкубатор". Целью настоящей программы является оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства путем предоставления субъектам малого предпринимательства на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубаторов и комплекса услуг на безвозмездной основе.
4. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес не может развиваться без помощи со стороны государства. С другой стороны, государственное регулирования малого и среднего бизнеса позволяет «поднять» определенный сектор экономики.
Очевидно, что, предоставляя льготы определенным категориям малых и средних предприятий, государство может увеличить как приток капитала, так и приток рабочей силы в определенных областях экономики. Некоторые страны поддерживают малые и средние предприятия, которые занимаются разработкой инновационных технологий, что позволяет не только сохранить квалифицированных специалистов, но и сделать серьезный шаг вперед в научно-техническом развитии. К сожалению, в Российской Федерации накоплен негативный опыт по предоставлению налоговых льгот предприятиям малого и среднего бизнеса. Во многих странах мира применяется государственное регулирование малого и среднего бизнеса, именно поэтому малый и средний бизнес составляет 50 - 60, а в некоторых странах до 90 процентов ВВП. Благодаря государственному регулированию, владелец малого или среднего бизнеса имеет больше гарантий того, что он не потеряет вложенные средства, и обладает большей свободой действий при организации и управлении предприятием. Денежные средства, вложенные в малый или средний бизнес, приносят прибыль намного быстрее, чем средства, вложенные в крупные предприятия.