Малый и средний бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес выступает важной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы, дает значительную часть валового продукта. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей. Однако его развитие сопряжено с рядом трудностей: ограниченностью ресурсов, большая зависимость от рыночной конъюнктуры, слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных предприятий, большая длительность рабочей недели, слабая социальная защищенность работающих. Кроме того, для создания малого предприятия необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных инвестиций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
1.Мелкий и средний бизнес, понятие и сущность………………………….........4
1.1.Основные критерии малого и среднего предпринимательства………..…..4
1.2.Правовые основы деятельности предприятий малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………….….….5
2. Роль малых и средних предприятий в экономике страны……………..…....9
2.1.Социальная роль……………………………………………………………....9
2.2.Политическая роль……………………………………………………………10
2.3.Экономическая роль…………………………………………………….……10
3. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса.…………….12
4. Проблемы малого и среднего бизнеса в России и пути их преодоления ………………………………………………………………………………………15
5. Состояние и проблемы в сфере малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае…………………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовая эконом теория.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Одной из важнейших  проблем малого и среднего бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые и средние предприятия. Союзы малых и средних предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый и средний бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает  способность конкурировать с иными предприятиями.

Малые и средние предприятия нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки  малого и среднего бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90%  заемного капитала. Таким образом,  государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых и средних предприятий государственным и муниципальным заказом, предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью и другие.

Развитие малых и средних предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем, такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Состояние  и проблемы в сфере малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае

 

Малое и среднее предпринимательство  играет всевозрастающую роль в структуре  экономики края, сохраняя на протяжении ряда лет положительную динамику развития основных показателей деятельности.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной  статистики по Хабаровскому краю в 2008 году базовая совокупность (реально  действующих) малых и средних предприятий составляет 12,6 тысяч единиц, из которых 9 тысяч (или 71,4%) относятся к микропредприятиям (с численностью работающих до 15 человек). Малые и средние предприятия заняты в основном в сфере торговли (43,5%), в строительстве (14,3%), операциях с недвижимостью (14,8%), обрабатывающих производствах (7,5%).

Число индивидуальных предпринимателей в крае выросло к 2006 году более чем на 6 тысяч человек (около 24%), в 2008 году составило 32,7 тысяч человек.

Структурное распределение  малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в крае в основном соответствует общероссийской ситуации.

Территориально  основная часть малых и средних предприятий (80%) и индивидуальных предпринимателей (69%) размещена в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.

В 2008 году на малых и средних предприятиях было занято более 105 тысяч человек. Помимо постоянных работников, малые и средние предприятия активно привлекают внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера. Численность этих работников составила около 12 тысяч человек.

В 2008 году в крае оборот малых предприятий составил 175,7 млрд. рублей, или 33 процента от оборота полного круга организаций края по всем видам экономической деятельности. В общем обороте малых предприятий 51 процент приходился на долю оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 19 процентов - на обрабатывающее производство, 8 процентов -  на строительство.

 По обороту  малых и средних предприятий и среднесписочной численности их работников край в 2008 году занимает соответственно второе и третье места среди регионов Дальневосточного федерального округа.

Число средних  предприятий составило 159 единиц со среднесписочной численностью работающих более 20 тысяч человек.

В целом малый  и средний бизнес с учетом работающих по трудовым договорам у индивидуальных предпринимателей обеспечивает трудоустройство 28 процентов от числа занятых в экономике края.

За 2008 год поступления  денежных средств от малого и среднего бизнеса в бюджет края составили 5,1 млрд. рублей, во все уровни бюджетов – 9,1 млрд. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдельные показатели деятельности

малого  предпринимательства края в 2008 году

Показатели 

Единица измерения

В среднем по России

Хабаровский

край

Плотность малых  предприятий на 1 тысячу жителей

Единиц 

9,9

9,0

Доля занятых  на малых предприятиях экономически активного населения

Процентов

13,0

13,0

Доля оборота  малых предприятий неторговой сферы

Процентов

28,0

40,2


 

Однако деятельность малых и средних предприятий  еще остается недостаточно эффективной: плотность малых предприятий на 1 тысячу жителей ниже среднероссийского показателя, в 2008 году составила 9 предприятий, не произошло в пользу реального сектора.

На развитие малого и среднего предпринимательства  в крае значительное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для всех муниципальных образований края проблемы:

- недостаток  стартового капитала и профессиональной  подготовки для успешного начала  предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;

- сложности  доступа к ресурсам коммерческих  банков, недостаточное развитие  системы микрофинансирования, неразвитая система гарантий (поручительств), слаборазвитые механизмы самофинансирования;

- слабый уровень  развития малого и среднего  предпринимательства в северных  территориях края в силу сложившейся  структуры экономики;

- недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства и, прежде всего в муниципальных районах края;

- наличие административных  барьеров при осуществлении деятельности  субъектов малого и среднего предпринимательства;

- невысокий  уровень развития системы информационного  обеспечения малого предпринимательства;

- частые изменения  нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.

Решение обозначенных проблем в сфере развития предпринимательства  без использования программно-целевого метода означает стихийное развитие ситуации, несогласованные и нескоординированные действия органов исполнительной власти края, самих субъектов предпринимательства, их общественных объединений, структур его поддержки и органов местного самоуправления.

На территории нашего края действует утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 23 июля 2009 года № 214-пр краевая целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в хабаровском крае на 2010 – 2012 годы».

 

Основными задачами  программы нашего края являются:

      1. повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках;
      2. расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;
      3. улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности;
      4. развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
      5. совершенствование подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства;
      6. вовлечение молодежи и студенчества в предпринимательскую деятельность;
      7. совершенствование нормативной правовой базы и правового обеспечения предпринимательской деятельности;
      8. консолидация и структурирование предпринимателей в объединения, повышение роли саморегулируемых организаций предпринимателей;
      9. содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
      10. проведение территориальной политики для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
      11. развитие деловой активности населения края за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности.

Общий объем средств, предназначенных для реализации краевой программы составит 1056 млн. рублей, из них: средства краевого бюджета – 20400 тысяч рублей, средства иных источников – 1055990 тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате анализа, малое и среднее предпринимательство является

важной частью функционирования и социально-экономического развития, как в целом Российской Федерации, так и самого маленького поселения. Малое и среднее предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучший выход для России - это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

Таким образом, как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение, довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализацию практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализацию очагов кризиса, ориентацию на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

Список    использованной литературы:

1. Лысенко Г.И., Государство и рынок: региональный аспект.- Хабаровск: ХНЦ ДВО РАН, 2005.

2. Краевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы». Утверждена постановлением Правительства края от 23 июля 2009 года № 214-пр.

3. Успенский И.В., Маркетинг. - Санкт-Петербург: СПГУЭ и Ф., 2003.

4. Мескон М., Альберт М., Основы менеджмента. - Москва: «Дело», 1997.

5. Иванов В.В., Коробова А.Н., Муниципальный менеджмент. - Москва: «ИНФРА-М», 2002.

6. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Мельников С.Б., Николаев В.А., Русинов Ф.М., Сильвестров С.Н., Стратегия вывода экономики муниципальных образований из кризиса. – Москва: ЗелО, 1997.

7. Предпринимательство:  учебник для вузов./ Под редакцией профессора В.Я.Горфинкеля, профессора  Г.Б.Поляка, профессора В.А.Швандара. – Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

8. Развитие малого  и среднего предпринимательства.  Полезная книжка, выпуск 1. Сборник  материалов под редакцией Федоровой  Е.А. – Хабаровск, 2010.

9. Гражданский  кодекс Российской Федерации.

10. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N209-ФЗ.

 

 


Информация о работе Малый и средний бизнес