Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:36, контрольная работа
Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. определить понятие рынка;
2. определить рыночные спрос и предложение;
3. определить равновесную цену и равновесное количество;
4. установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия;
5. рассмотреть модели рыночного равновесия;
Рынок и его элементы.
Спрос. Закон спроса.
Предложение. Закон предложения
Четыре закона спроса и предложения.
Равновесная цена.
Механизм установления рыночного равновесия.
3.1 Модели равновесия по А.Вальрасу и А.Маршаллу.
3.2 Паутинообразная модель.
3.3 Применение модели рыночного равновесия.
Заключение
Список используемой литературы.
План
3.1 Модели равновесия по А.Вальрасу и А.Маршаллу.
3.2 Паутинообразная модель.
3.3 Применение модели рыночного равновесия.
Заключение
Список используемой литературы.
Введение.
Рыночная экономика – это система определенного порядка. В ней действует отработанный механизм координации действий.
Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно. Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.
Рыночный механизм – механизм взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него сокращается и наоборот. Спрос и предложение – основополагающие категории рыночного хозяйства. Они объясняют, каким образом посредством взаимодействия между собой они устанавливают рыночные цены и объемы торговых сделок. Исследуя проблему спроса и предложения, следует исходить из процесса постоянного кругооборота экономической деятельности.
Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия.
В соответствии
с поставленной целью необходимо
решить задачи:
1. определить понятие рынка;
2. определить рыночные спрос и предложение;
3. определить равновесную цену и равновесное количество;
4. установить причины и механизмы
сдвигов рыночного равновесия;
5. рассмотреть модели рыночного равновесия;
6. рассмотреть равновесие в
мгновенном, коротком, длительном периодах.
Структура работы: данная работа состоит
из введения, трех глав, заключения, списка
использованной литературы, содержащего
11 источников.
Первая глава посвящена понятию рынка
и его элементов - рыночному спросу и предложению.
Вторая глава посвящена равновесной цене.
Третья глава посвящена - рыночному равновесию,
его свойствам, моделям его установления.
Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими агентами. Эти модели выступают частным случаем более общего класса моделей взаимодействия экономических агентов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические агенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический агент не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.
Первым, кто взялся за построение модели общего равновесия был швейцарский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910). Л.Вальрас использовал для доказательства достижения равновесия теорию нащупывания. В свою очередь взаимодействие спроса и предложения рассматривал английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), его концепция рыночного равновесия получила название «компромисс А.Маршалла». А.Маршалл ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление. От анализа спроса А.Маршалл перешел к анализу предложения товаров и взаимодействия между предложением и спросом при установлении цены. Он определил зависимость влияния спроса и предложения на цену от фактора времени. При этом он исходил из того, что в краткосрочном периоде главным ценообразующим фактором является спрос, а в долгосрочном – предложение.
Данная тема является актуальной и в наши
дни, так как с проблемами, которые рассматриваются
в ней, экономисты сталкиваются довольно
часто. Понимание рыночного равновесия
и рыночного механизма в целом дает возможность
правильной оценки ситуации на конкурентном
рынке.
В последующих двух главах будет подробно
рассмотрено рыночное равновесие и механизм
его установления.
1. Рынок и его элементы.
Рынок - это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов. Поведение главных субъектов рынка – покупателей и продавцов, отражают две рыночные силы - спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка – соглашение сторон о купле - продаже товара и услуг в определенном количестве и по определенной цене. Рыночные операции взаимосвязаны между собой. Одна сделка влияет на другую, появившейся в одном месте спрос (предложение) воздействуют на общее состояние рынка.
1.1 Спрос. Закон спроса
Спрос – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар.
Спрос характеризуется его величиной. Под величиной спроса (QD) следует понимать количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени.
Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.
Цена спроса - это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить, приобретая данный товар (PD)
Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – спрос на данном рынке конкретного покупателя на конкретный товар. Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги в стране.
На величину спроса оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы, которые можно сгруппировать следующим образом:
Тогда функция
спроса, характеризующая его зависимост
Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара (Р), положить неизменными, то от функции спроса можно перейти к функции, характеризующей зависимость спроса на товар лишь от его собственной цены (3).
Математически закон спроса имеет следующий вид:
Qd = f (P)
где QD - величина спроса на какой-либо товар; f– факторы, влияющие на спрос; Р - цена данного товара.
Закон спроса состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большее количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.
Функцию спроса можно представить графически в виде кривой спроса (2). Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. На рисунке показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложена величина спроса на товар, а по вертикальной – цена на него.
P D
P1
P2
D
0 Q1 Q2 Q
Рис.1. Кривая спроса.
Чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.
Изменение величины спроса на определенный товар, вызываемое ростом цен на него, можно объяснить следующими причинами:
1. Эффект замещения. Если цена товара возрастет, то потребители стараются заменить его схожим товаром (например, если цена на говядину и свинину поднимется, то увеличивается спрос на мясо птиц, рыбу). Эффект замещения – есть изменение структуры спроса, которое вызвано уменьшением закупок подорожавшего товара и заменой его другими товарами с неизменными ценами, так как они становятся теперь относительно более дешевыми, и наоборот.
2. Эффект дохода, который выражается в следующем: когда цена возрастает, покупатели как бы становятся немного беднее, чем были до того, и наоборот. Например, если цена на бензин увеличится вдвое, то в результате мы будем иметь меньше реального дохода и, естественно, снизим потребление бензина и других товаров. Эффект дохода – изменение структуры покупательского спроса, вызванного изменением дохода от изменения цен. (2).
Применительно к кривой спроса различают два вида динамики.
Р D1 D2
Р1
P2 D1 D2
0 Q1 Q2 Q3 Q4 Q
Рис. 2. Изменение объема спроса и сдвиг линии спроса
В некоторых случаях возможны определенные отклонения от жесткой зависимости, сформулированной законом спроса: повышение цены может сопровождаться ростом величины спроса, а ее понижение может привести к уменьшению величины спроса, в то же время возможно сохранение стабильного спроса на дорогостоящие товары.
Данные отклонения от закона спроса не противоречат ему: рост цен может увеличивать спрос на товары, если покупатели ожидают дальнейшего их увеличения; снижение цен может снизить спрос, если ожидается еще большее падение их в будущем; приобретение же устойчиво дорогих товаров связано со стремлением потребителей выгодно вложить свои сбережения.
Закон спроса выявляет и другую особенность – убывающую предельную полезность, поскольку снижение объема покупок товара происходит не только из-за увеличения цен, но и в результате насыщения потребностей покупателей, так как каждая дополнительная единица одноименного товара имеет все меньший полезный потребительский эффект.
1.2. Предложение. Закон предложения.
Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество товара.
Различают понятия: предложение и величина предложения.
Предложение – количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ (2).
Объем предложения - это количество товаров и услуг, которое производители (продавцы) способны и готовы продать по определенной цене, в определенном месте и в определенное время при определенных условиях (QS)
Аналогично спросу на величину предложения оказывает влияние множество как ценовых, так и неценовых факторов, среди которых можно выделить следующие:
Тогда функция предложения, построенная с учетом указанных факторов, будет иметь следующий вид: (3)
Qs=f(P, Pr, C, K, T, N, B).
Важнейший фактор, влияющий на величину предложения, – цена данного товара. От уровня рыночных цен зависят доходы продавцов, производителей, таким образом, чем выше цена данного товара, тем больше величина предложения, и наоборот.
Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавцы согласны поставлять на рынок данный товар.
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены товара оставить неизменными, то от функции предложения Qs=f(P, Pr, C, K, T, N, B), можно перейти к функции предложения от цены, характеризующей зависимость объема предложения товара только от его цены:
QS= f (P)
где Q - величина предложения товара; Р - цена данного товара.
Взаимосвязь между предложением и ценой находит выражение в законе предложения, суть которого состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.
Информация о работе Механизм установления рыночного равновесия