Механизм установления рыночного равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. определить понятие рынка;
2. определить рыночные спрос и предложение;
3. определить равновесную цену и равновесное количество;
4. установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия;
5. рассмотреть модели рыночного равновесия;

Содержание работы

Рынок и его элементы.
Спрос. Закон спроса.
Предложение. Закон предложения
Четыре закона спроса и предложения.
Равновесная цена.
Механизм установления рыночного равновесия.
3.1 Модели равновесия по А.Вальрасу и А.Маршаллу.
3.2 Паутинообразная модель.
3.3 Применение модели рыночного равновесия.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

механизм установления рыночного равновесия..doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Наоборот, в случае дефицита товара на рынке, когда спрос превышает  предложение, возникает ситуация которая называется рынком продавца. Дефицит на таком рынке возникает при цене ниже равновесной. На (рис. 7 б) это цена Р2. В условиях дефицита усиливается конкуренция среди покупателей. Желая получить редкий товар, покупатели готовы заплатить за него дороже, тем самым стимулируя продавцов повышать цены. Но по мере роста цены спрос несколько уменьшается с Q2 до QE, поскольку не все потребители могут больше заплатить. Производители, привлеченные ростом прибыли во время повышения цен, наоборот. Расширяют предложение с Q1 до QE. Доведя его до уровня спроса, который уже скорректирован конкурентной ценой.


Р      рынок покупателя S        Р    S


Р1            


РЕ             E           РЕ


              Р2           D


    D     рынок продавца


        Q1    QE     Q2           Q               Q        QE         Q2

а)        б)

    Рис.7. Установление равновесия на рынке по Вальрасу   

Модель установления равновесия по Маршаллу предполагает ценовую подстройку спроса под предложение. Маршал исходил из того, что спрос  и предложение по количеству могут  совпадать изначально, но при этом представления продавцов и покупателей о цене покупки и цене продажи товара будут серьезно отличаться.  В модели Маршалла рассматривается ситуация, когда, с одной стороны, покупатели высоко оценивают товар, имея в нем потребность. Их представление о цене товара –цена спроса (PD)- выше равновесной рыночной цены. С другой стороны, производители, имея невысокие издержки, готовы продать товар дешево. Соответственно их представление о цене – цена предложения (PS) – ниже равновесной цены. При этом количество предполагаемых покупок  покупок-продаж на рынке (QD=QS) меньше их равновесного объема QE.(рис.8) (5) 

 

 

 

Р         S

           РD        E  S


           PE


 

            PS


      D


             QS= QD    QE      Q׳S =Q׳D               Q

Рис. 8 Установление равновесия  на конкурентном рынке по Маршаллу

Получив информацию о рынке , покупатели будут рады купить данный товар по более низкой цене РЕ и увеличат объем закупок: спрос возрастет до QE. В свою очередь производители осознав, что товар хорошо продается и по более высокой цене, повысят цену своей продукции до РЕ и расширят объем продаж до равновеcного уровня QE. Так рынок в относительно долгосрочном плане с помощью ценовой подстройки, ценового согласования спроса и предложения приходит в состояние равновесия.

И наоборот, ели  товара на рынке больше равновесного количества, то представления покупателей  и продавцов противоположны рассмотренной  ситуации. При избытке товара изначальная  цена предложения выше равновесной. Покупатели же готовы приобрести товар в большем объеме, чем равновесное количество QE, только по более низкой цене (рис.8) (равенство спроса и предложения (QS=QD) может сложиться правее QE). На таком рынке цена спроса ниже равновесной  PE. Борясь за покупателей, производители снижают цены. Фирмы. Имеющие относительно высокие издержки, не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. В процессе продвижения цены к PE предложение сокращается до равновесного уровня QE. Одновременно сокращается избыточный спрос на товар под влиянием более высокой цены, сложившейся в процессе уторговывания. Она выше, чем изначально планируют покупатели. В результате работы ценового механизма, приводящего цены покупателей и производителей к единому равновесному уровню, прежде избыточный объем сделок на рынке также приходит к равновесному количеству. (8)

3.2 Паутинообразная  модель

Паутинообразная модель – модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или  спроса запаздывает. Она описывает  динамический процесс: траекторию корректировки  цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменение цен с некоторым запозданием. 
Равновесие в паутинообразной модели зависит от углов наклона кривой спроса и предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона предложения S круче кривой спроса D. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке E. Колебания носят затухающий характер. Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой D круче угла наклона кривой предложения S. В этом случае колебания носят взрывной характер, и равновесие не наступает.

Р А  В  P        P      S 
       G    H       S          E        S


                                а)    б)   E              в) 
                  F         C


                               D     D       D 
      0         Q    0    Q        0          Q


           Рис.9. - Равновесие в паутинообразной модели: а) - устойчивое; б) - неустойчивое; в) - регулярные колебания вокруг него.

Возможен, наконец, и такой вариант, когда цена совершает  регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это  возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.(6).

Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона кривых спроса и  предложения имеют существенное значение для понимания механизма  рыночного равновесия, определения  закономерностей поведения на рынке  покупателей и продавцов.

 

3.3 Применение  модели рыночного равновесия.

 

Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений  между экономическими агентами. Эти  модели выступают частным случаем  общего класса моделей взаимодействия экономических агентов. Посредством  равновесных моделей изучаются и равновесное и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические агенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический агент не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Из выше сказанного следует, что при характеристике рынка как экономической категории следует учитывать конкретные формы рыночных отношений, проявляющиеся в количественных и качественных соотношениях элементов рынка – спроса, предложения, цены. Эти главные элементы характеризуют конкретные формы взаимосвязи и количественные пропорции между производством и потреблением.  
Рыночный механизм обладает существенным потенциалом самонастройки, то есть стремлением к оптимальному состоянию, рыночному равновесию. Повышение цен на некоторые товары при значительном росте спроса на них – явление довольно обычное для рыночной экономики. Но также обычным является и последующее наращивание предложения этих товаров. В нормально функционирующей экономике рост цены товара устанавливает равновесие между спросом и предложением лишь в краткосрочном периоде, а в более длительном – оно достигается путем роста производства (предложения) подорожавшего товара. Увеличение предложения – основной способ достижения рыночного равновесия. Поэтому в развитом рыночном хозяйстве рост цен на товары не может быть постоянным, что обеспечивает минимальные темпы инфляции, социальную направленность экономики.  
Рынок замечателен тем, что при любом отклонении от равновесия он стремится к нему возвратится. И в ситуации неудовлетворенного спроса, и в ситуации избыточного предложения, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Вечканов Г., Вечканова Г. Микроэкономика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003.
  2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. 7-е изд. Спб.: Питер, 2008.
  3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика:

в 2 т. Т.1./ общ. ред. В.М. Гальперина. Спб.: Экономическая  школа. 1999. -349 с.

  1. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2001.- 414 с.
  2. Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3т. М.: Прогресс, 1993.
  3. Нуреев  Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. 2-е изд., изм. М.: НОРМА, 2002.
  4. Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике. М., 2002.
  5. Селищев А.С. Микроэкономика. Спб.: Питер, 2002.
  6. Сафрончук М.В. микроэкономика. Конспект лекций: учеб. Пособие. М.: Эксмо, 2006.
  7. Экономическая теория. Микроэкономика : учебник / под общ. ред. Г.П. Журавлевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Дашков и К°, 2006.
  8. Экономическая теория [Текст]: учебник / Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана; под ред. Е.Н. Лобачевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. образование, 2009.

 

 

 

 


Информация о работе Механизм установления рыночного равновесия