Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:36, контрольная работа
Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. определить понятие рынка;
2. определить рыночные спрос и предложение;
3. определить равновесную цену и равновесное количество;
4. установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия;
5. рассмотреть модели рыночного равновесия;
Рынок и его элементы.
Спрос. Закон спроса.
Предложение. Закон предложения
Четыре закона спроса и предложения.
Равновесная цена.
Механизм установления рыночного равновесия.
3.1 Модели равновесия по А.Вальрасу и А.Маршаллу.
3.2 Паутинообразная модель.
3.3 Применение модели рыночного равновесия.
Заключение
Список используемой литературы.
Наоборот, в случае дефицита товара на рынке, когда спрос превышает предложение, возникает ситуация которая называется рынком продавца. Дефицит на таком рынке возникает при цене ниже равновесной. На (рис. 7 б) это цена Р2. В условиях дефицита усиливается конкуренция среди покупателей. Желая получить редкий товар, покупатели готовы заплатить за него дороже, тем самым стимулируя продавцов повышать цены. Но по мере роста цены спрос несколько уменьшается с Q2 до QE, поскольку не все потребители могут больше заплатить. Производители, привлеченные ростом прибыли во время повышения цен, наоборот. Расширяют предложение с Q1 до QE. Доведя его до уровня спроса, который уже скорректирован конкурентной ценой.
Р рынок покупателя S Р S
Р1
РЕ E РЕ
Р2 D
D рынок продавца
Q1 QE Q2 Q Q QE Q2
а) б)
Рис.7. Установление равновесия на рынке по Вальрасу
Модель установления равновесия по Маршаллу предполагает ценовую подстройку спроса под предложение. Маршал исходил из того, что спрос и предложение по количеству могут совпадать изначально, но при этом представления продавцов и покупателей о цене покупки и цене продажи товара будут серьезно отличаться. В модели Маршалла рассматривается ситуация, когда, с одной стороны, покупатели высоко оценивают товар, имея в нем потребность. Их представление о цене товара –цена спроса (PD)- выше равновесной рыночной цены. С другой стороны, производители, имея невысокие издержки, готовы продать товар дешево. Соответственно их представление о цене – цена предложения (PS) – ниже равновесной цены. При этом количество предполагаемых покупок покупок-продаж на рынке (QD=QS) меньше их равновесного объема QE.(рис.8) (5)
Р S
РD E S
PE
PS
D
QS= QD QE Q׳S =Q׳D Q
Рис. 8 Установление равновесия на конкурентном рынке по Маршаллу
Получив информацию о рынке , покупатели будут рады купить данный товар по более низкой цене РЕ и увеличат объем закупок: спрос возрастет до QE. В свою очередь производители осознав, что товар хорошо продается и по более высокой цене, повысят цену своей продукции до РЕ и расширят объем продаж до равновеcного уровня QE. Так рынок в относительно долгосрочном плане с помощью ценовой подстройки, ценового согласования спроса и предложения приходит в состояние равновесия.
И наоборот, ели товара на рынке больше равновесного количества, то представления покупателей и продавцов противоположны рассмотренной ситуации. При избытке товара изначальная цена предложения выше равновесной. Покупатели же готовы приобрести товар в большем объеме, чем равновесное количество QE, только по более низкой цене (рис.8) (равенство спроса и предложения (QS=QD) может сложиться правее QE). На таком рынке цена спроса ниже равновесной PE. Борясь за покупателей, производители снижают цены. Фирмы. Имеющие относительно высокие издержки, не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. В процессе продвижения цены к PE предложение сокращается до равновесного уровня QE. Одновременно сокращается избыточный спрос на товар под влиянием более высокой цены, сложившейся в процессе уторговывания. Она выше, чем изначально планируют покупатели. В результате работы ценового механизма, приводящего цены покупателей и производителей к единому равновесному уровню, прежде избыточный объем сделок на рынке также приходит к равновесному количеству. (8)
3.2 Паутинообразная модель
Паутинообразная
модель – модель, изображающая траекторию
движения к состоянию равновесия,
когда реакция предложения или
спроса запаздывает. Она описывает
динамический процесс: траекторию корректировки
цен и объема производства при движении от одного состояния
равновесия к другому; используется для
описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной
продукции; на биржевом рынке, где предложение
реагирует на изменение цен с некоторым
запозданием.
Равновесие в паутинообразной модели
зависит от углов наклона кривой спроса
и предложения. Равновесие устойчиво,
если угол наклона предложения S круче
кривой спроса D. Движение к общему равновесию
проходит ряд циклов. Избыток предложения
(AB) толкает цены вниз (BC), и в результате
возникает избыток спроса (CF), который
поднимает цены вверх (FG). Это приводит
к новому избытку предложения (GH) и так
далее до тех пор, пока не устанавливается
равновесие в точке E. Колебания носят
затухающий характер. Движение может,
однако, приобрести иное направление,
если угол наклона кривой D круче угла
наклона кривой предложения S. В этом случае
колебания носят взрывной характер, и
равновесие не наступает.
Р А В P P S
G H
S E
S
а) б) E
в)
F C
D D D
0 Q
0 Q 0
Q
Рис.9. - Равновесие в паутинообразной модели: а) - устойчивое; б) - неустойчивое; в) - регулярные колебания вокруг него.
Возможен, наконец, и такой вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.(6).
Паутинообразная модель наводит на мысль о том, что углы наклона кривых спроса и предложения имеют существенное значение для понимания механизма рыночного равновесия, определения закономерностей поведения на рынке покупателей и продавцов.
3.3 Применение модели рыночного равновесия.
Равновесные модели применяются при изучении взаимоотношений между экономическими агентами. Эти модели выступают частным случаем общего класса моделей взаимодействия экономических агентов. Посредством равновесных моделей изучаются и равновесное и неравновесное положение экономической системы. В микроэкономической теории модели рыночного равновесия имеют особое значение потому, что экономические агенты могут эффективно осуществлять свою хозяйственную деятельность только при условии, что они имеют достоверную информацию обо всех ценах и на потребляемые ими ресурсы, и на предлагаемые им блага. Поскольку каждый отдельный экономический агент не может иметь такую информацию, то оптимальным способом изучения ценообразующих факторов может стать допущение о равновесном положении и незначительных изменениях одной конкретной цены.
Заключение.
Из выше сказанного следует,
что при характеристике рынка как экономической
категории следует учитывать конкретные
формы рыночных отношений, проявляющиеся
в количественных и качественных соотношениях
элементов рынка – спроса, предложения,
цены. Эти главные элементы характеризуют
конкретные формы взаимосвязи и количественные
пропорции между производством и потреблением.
Рыночный механизм обладает существенным
потенциалом самонастройки, то есть стремлением
к оптимальному состоянию, рыночному равновесию.
Повышение цен на некоторые товары при
значительном росте спроса на них – явление
довольно обычное для рыночной экономики.
Но также обычным является и последующее
наращивание предложения этих товаров.
В нормально функционирующей экономике
рост цены товара устанавливает равновесие
между спросом и предложением лишь в краткосрочном
периоде, а в более длительном – оно достигается
путем роста производства (предложения)
подорожавшего товара. Увеличение предложения
– основной способ достижения рыночного
равновесия. Поэтому в развитом рыночном
хозяйстве рост цен на товары не может
быть постоянным, что обеспечивает минимальные
темпы инфляции, социальную направленность
экономики.
Рынок замечателен тем, что при любом отклонении
от равновесия он стремится к нему возвратится.
И в ситуации неудовлетворенного спроса,
и в ситуации избыточного предложения,
взаимодействуя друг с другом, приводят
рынок к равновесию.
Список литературы:
в 2 т. Т.1./ общ. ред. В.М. Гальперина. Спб.: Экономическая школа. 1999. -349 с.
Информация о работе Механизм установления рыночного равновесия