Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы, по мнению автора, заключается в том, что без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
1. Малый бизнес: сущность и его роль в экономике 6
1.1. Понятие малого бизнеса 6
1.2. Субъекты и объекты малого предпринимательства 8
1.3. Роль малого бизнеса в экономике 9
2. Особенности государственной системы поддержки малого предпринимательства 12
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства 12
2.2. Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса 16
3. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в Свердловской области 22
3.1. Основные проблемы развития малого предпринимательства в Свердловской области 22
3.2. Государственная поддержка малых предприятий в Свердловской области 26
Заключение 40
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая. Экономика.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

1. Меры поддержки «прямого» действия, т.е. меры, прямо определенные самим законом, для использования которых нужно просто ссылаться на Закон. Они заключаются в том, что субъекты малого предпринимательства при государственной регистрации своей деятельности получают полное право не выполнять устанавливаемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительные требования и условия при регистрации.

2. Меры поддержки, осуществляемые  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К данной категории мер  поддержки можно отнести следующие:

2.1. Обеспечение участия  субъектов малого предпринимательства  в реализации государственных  программ и проектов, а также  в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  предусматривают резервирование для  субъектов малого предпринимательства  определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

Государственные заказчики  при формировании и размещении заказов  и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции  и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

По данному вопросу  принято постановление Правительства  Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд», которым утверждено дополнение к Порядку подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

2.2. Учреждение государственных  и муниципальных, в том числе специализированных, фондов поддержки малого предпринимательства;

2.3. Оказание поддержки  в участии субъектов малого  предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также осуществление поддержки по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участию в международных выставках и ярмарках;

2.4. Разработка и осуществление  комплекса мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;

2.5. Осуществление мер по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействие в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2.6. Осуществление мер  по созданию соответствующей  информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2.7. Обеспечение развития  системы подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;

2.8. Оказание поддержки  в организации и обеспечении  деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства;

2.9. Создание советов  по развитию малого предпринимательства  в регионе.

3. Меры поддержки, которые  отнесены Законом к предмету иных Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

3.1. Законами Российской  Федерации и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации утверждаются льготы для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации. В качестве таких льгот можно рассматривать специальные режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. В частности, субъектами малого предпринимательства могут применяться:

а) система налогообложения  на основе единого налога на вмененный  доход для отдельных видов деятельности. Использование такой системы предполагает некоторые ограничения. Так, существует определенный перечень видов деятельности (ст. 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации), подпадающий под ее действие. Кроме того, возможность применения системы налогообложения на основе единого налога на вмененный доход на территории отдельного субъекта РФ определяется на основании специального нормативно-правового акта (закона) регионального уровня, принятие которого субъектом Российской Федерации не является обязательным. Во всех регионах исследования приняты и действуют законы, вводящие систему налогообложения субъектов малого предпринимательства на основе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

б) упрощенная система  налогообложения: применение предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В качестве объекта налогообложения субъект малого предпринимательства самостоятельно может выбрать доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов [2].

3.2. Правительство Российской  Федерации утверждает порядок  представления малыми предприятиями  государственной статистической  и бухгалтерской отчетности, предусматривающий  упрощенные процедуры и формы  отчетности, содержащие в основном  информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется за квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

В соответствии с приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н  субъектам малого предпринимательства  рекомендуется:

а) субъектам малого предпринимательства, не применяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанным проводить независимую аудиторскую проверку, не представлять дополнительные расшифровки и пояснения по группам статей бухгалтерского баланса (форма № 1) и статьям «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2);

б) субъектам малого предпринимательства, не применяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и обязанным проводить независимую аудиторскую проверку, не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), если отсутствуют соответствующие данные.

Субъекты малого предпринимательства, использующие на предприятии систему налогообложения на основе единого налога на вмененный доход, представляют налоговым органам налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, по истечении налогового периода представляют налоговым органам утвержденную приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. № БГ-3-22/647 налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Также для отчетности субъекты малого предпринимательства обязаны вести книгу учета расходов и доходов предприятия [5].

 

3. Особенности государственной  поддержки малого предпринимательства  в Свердловской области

3.1. Основные проблемы развития  малого предпринимательства в  Свердловской области

Для выявления основных проблем, тормозящих развитие малого предпринимательства на территориях муниципальных образований Свердловской области за пределами областного центра, предпринимателям в 13 муниципальных образованиях Свердловской области было предложено оценить предпринимательский климат на их территориях по 20 факторам. В оценке предпринимательского климата приняли участие более 200 предпринимателей из следующих муниципальных образований: МО Нижнесергинское, г. Серов, г. Каменск-Уральский, г. Асбест, Режевской район, Тавдинский район, г. Заречный, Шалинский район, Байкаловский район, г. Кировград, г. Алапаевск, г. Верхняя Пышма, Красноуфимский район. В состав фокусной группы включались СМП различных организационно-правовых форм, продолжительности предпринимательской деятельности, пола, возраста и видов деятельности.

Более-менее нормально предприниматели  оценили цены и качество предлагаемых бизнес-услуг (оценивался уровень развития налогового, юридического и управленческого консультирования, информационного обслуживания, маркетинговых услуг) - однако на отсутствие или недостаточное предложение таких услуг на территории муниципального образования указали 43 % опрошенных. Кроме того, почти нормальная оценка дана удобству расположения рынков и землеотводов для организации торговых мест. Все остальные факторы получили негативные оценки.

Наиболее негативно были оценены  следующие факторы:

  • доступность источников и условия финансирования, предлагаемые субъектам малого предпринимательства - (оценивались все доступные источники финансирования,  начиная  от  отделений  коммерческих банков,  работающих  на территории, и кончая ростовщиками);
  • условия получения разрешений и согласований - (оценивались административные процедуры, связанные с ведением предпринимательской деятельности: регистрация, лицензирование, сертификация, перевод помещений из жилого в нежилой фонд и т.д.);
  • условия аренды земельных участков  - (оценивались условия землеотвода и использования земельных участков);
  • отношение к малому предпринимательству со стороны администраций муниципальных образований и крупных предприятий города.

Наиболее значимыми  проблемами, сдерживающими во все  годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей, являлись

  • несовершенство налогообложения;
  • несовершенство законодательства;
  • несовершенство финансово - кредитных механизмов. Многие препятствия на пути становления малого бизнеса находятся за рамками самой сферы малого предпринимательства. Отсюда неуверенность в будущем и невозможность работать с учетом долгосрочной перспективы. Поскольку малый бизнес ориентируется в основном на обслуживание населения, то его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом большинства людей.

На пути малого бизнеса  продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно -ревизионных функций. По оценке авторитетных экспертов, каждый десятый рубль предпринимателями тратится на преодоление административных барьеров, выстроенных властями всех уровней при ведении субъектами малого предпринимательства хозяйственной деятельности.

У малого предпринимательства слаба производственно - техническая и ресурсная база, в этой сфере находится только 3 процента от всех основных фондов хозяйственного комплекса области. Поскольку малый бизнес осуществляет свою деятельность в основном на арендуемых площадях, то проблему нежилых помещений (отсутствие информации, длительность процедур оформления, неприемлемые условия аренды) отмечают 25-30 процентов субъектов малого предпринимательства. Сдерживают развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги, отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах. Недостаточно развивается производственная кооперация крупных и малых предприятий, хотя для этого в Свердловской области имеются благоприятные условия, где исторически в индустрии преобладают крупные предприятия металлургии, машиностроения и высокотехнологичного военно - промышленного комплекса.

Отстает от требований развивающейся практики научная разработка проблем предпринимательства и организация социологических исследований в этой сфере. Не сформированы основы системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Ежегодно финансовую, информационную, образовательную поддержку за счет средств областного и муниципальных бюджетов получают около 12-15 процентов субъектов малого предпринимательства.

Существующие трудности не разрушают  малый бизнес, но предприниматели при преодолении их несут значительные организационные, моральные и финансовые издержки.

Информация о работе Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике