Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы, по мнению автора, заключается в том, что без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
1. Малый бизнес: сущность и его роль в экономике 6
1.1. Понятие малого бизнеса 6
1.2. Субъекты и объекты малого предпринимательства 8
1.3. Роль малого бизнеса в экономике 9
2. Особенности государственной системы поддержки малого предпринимательства 12
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства 12
2.2. Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса 16
3. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в Свердловской области 22
3.1. Основные проблемы развития малого предпринимательства в Свердловской области 22
3.2. Государственная поддержка малых предприятий в Свердловской области 26
Заключение 40
Список литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсовая. Экономика.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

На темпах роста малого бизнеса продолжает сказываться низкое качество предпринимательской среды. У предпринимателей недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса. Социологические исследования показывают, что каждый десятый предприниматель сталкивается с нечестной конкуренцией. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства. В 2001 году финансовый результат от хозяйственной деятельности малых предприятий оказался на треть меньше из-за значительного числа убыточных предприятий. Неустойчивое финансовое положение ряда малых предприятий связано с неспособностью некоторых из них адаптироваться к рыночным изменениям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с потребителями продукции и услуг. Мала доля продукции малых предприятий (3,2 процента), выпускающих конкурентоспособную продукцию на внешний рынок. Хотя проявляется возрастающая тенденция к положительному восприятию в обществе предпринимательства, часть населения по-прежнему негативно относится к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса. Многие трудоспособные и незанятые граждане психологически еще не готовы к самостоятельной предпринимательской деятельности, как способу решения своих финансовых проблем. Таким образом, анализируя историю развития малого предпринимательства, его современное состояние и основные проблемы, негативно отражающиеся на его развитии, мы можем сделать следующие выводы:

1)  Малое предпринимательство как сектор экономики существует в Свердловской области более 10-15 лет. Малый бизнес является важным сектором, инновационным элементом областной экономики и   становится важным фактором экономического развития. Не смотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого бизнеса, в Свердловской области этот сектор экономики пока не оказывает столь существенное влияние на социальное и экономическое развитие общества.

2)  В Свердловской области   в 2005г. было зарегистрировано 28,6 тысяч предприятий,  на  1000  человек населения  приходится  6,6  предприятия,  объем произведенных товаров и услуг составляет 19,1% от общего объема производимой промышленной продукции.

3) Низкая фондоемкость наряду с невысокой капиталоемкостью субъектов малого предпринимательства, а также быстрой оборачиваемостью вложенного капитала, определило доминированием в малом бизнесе торговых, посреднических организаций.

4) Роль малого бизнеса в экономике области, также как и в стране в целом, по ряду показателей на 30-50 процентов выше официальных статистических данных, так как часть субъектов малого  предпринимательства  вынуждена  работать в "тени" из-за несовершенных системы налогообложения и нормативно - правовой базы в сфере малого предпринимательства. В то же время отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических  показателей, получаемых  на основе выборочных  обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за предпринимателями без образования юридического лица не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных управленческих решений.

5)  Основными проблемами малого предпринимательства все еще остаются: высокий   уровень   налогообложения,   недоступность   кредитных   ресурсов   и административные барьеры.

3.2. Государственная поддержка малых  предприятий в Свердловской области

 

В Свердловской области за последние десять лет заложены основы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы определенная правовая база, специализированная инфраструктура содействия малому бизнесу, разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно - целевому методу поддержки малого предпринимательства. Ежегодно в бюджете области предусматривается отдельной статьей сумма расходов на реализацию мероприятий программ государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы объективные предпосылки для перехода малого предпринимательства от периода старта и становления к периоду развертывания и устойчивого поступательного развития.

Цели государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства:

  • обеспечение   благоприятных   условий   устойчивого   роста   малого предпринимательства;
  • повышение конкурентоспособности и адаптационного потенциала субъектов малого бизнеса;
  • опережающее развитие сектора малого предпринимательства по сравнению с экономикой области и малым бизнесом страны в целом.8

Развитие малого предпринимательства  способствует ускорению социально-экономического развития области, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию массового среднего слоя (класса) в обществе.

Для достижения этих целей  должны решаться следующие задачи:

  • формирование в пределах полномочий Свердловской области благоприятной правовой среды для развития малого предпринимательства;
  • подготовка предложений по устранению неоправданных экономических и административных барьеров на пути малого бизнеса;
  • реализация эффективных механизмов удовлетворения финансово - кредитных потребностей малого бизнеса;
  • развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность предпринимателям деловых услуг;
  • подготовка  и  повышение  квалификации  кадров  для  сферы  малого предпринимательства;
  • укрепление  социального  статуса,  повышение  престижа  и  этики предпринимательства.9

Государственная политика в отношении малого бизнеса является важным самостоятельным системным  направлением социально - экономической  политики Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области. Концепция базируется на признании предпринимательской способности населения как важнейшего ресурса социально - экономического развития области и, соответственно, перенесении приоритетов экономической политики исполнительных органов государственной власти Свердловской области на всемерную поддержку хозяйственной самостоятельности граждан и инновационной энергии предпринимателей. Малое предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, формирует средний слой общества, который служит гарантом демократии и социальной стабильности. Частные предприниматели по экономическому положению и условиям жизни относятся к основной массе населения, где меньше имущественная дифференциация, больше условий для социального партнерства.

Основные принципы государственной политики в отношении малого предпринимательства:

  • партнерские отношения между исполнительными органами государственной власти Свердловской области, местного самоуправления, общественными организациями и объединениями предпринимателей, организациями инфраструктуры по поддержке малого бизнеса;
  • сокращение административного воздействия и усиление нормативно - правового регулирования;
  • поддержка жизнеспособных субъектов малого предпринимательства, ограждение их от воздействия негативных факторов нерыночного характера;
  • недопущение предоставления государственной помощи, создающей неравные условия конкуренции другим субъектам малого предпринимательства;
  • адекватность целей, задач и конкретных мер по поддержке малого предпринимательства реальным потребностям малого бизнеса, состоянию областной экономики;
  • усиление муниципального аспекта в политике поддержки малого бизнеса с постепенным переносом конкретной поддержки на уровень территорий.10

Целостная государственная политика по созданию благоприятного предпринимательского климата в Свердловской области должна обеспечивать системный подход к решению проблем, равные условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов при входе в рынок, устранение неоправданных административных барьеров на пути малого бизнеса, общее ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность при усилении государственного регулирования предпринимательской деятельности в части создания стабильных и ясных "правил игры" (общеправовых. общеэкономических, имущественных, земельных).

Усилится влияние малого предпринимательства на структурную  перестройку хозяйственного комплекса  области, занятость рабочей силы. При сокращении численности работающих на крупных предприятиях традиционных отраслей тяжелой индустрии малый бизнес опережающими темпами будет развивать социально ориентированные отрасли, активно реагирующие на платежеспособный спрос и восприимчивые к требованиям рынка.

Государственная политика предусматривает следующие аспекты:

  • функциональный, нацеленный на создание экономических, правовых, организационных условий для развития малого предпринимательства;
  • отраслевой, направленный на организацию и координацию деятельности в вопросах развития малого бизнеса всех заинтересованных органов государственной власти в различных отраслях народного хозяйства;
  • территориальный, предусматривающий учет особенностей развития малого предпринимательства в административно - территориальных единицах области:
  • социальный, содержащий систему мер поддержки малого предпринимательства в отношении отдельных социальных групп населения.

Процесс поддержки малого предпринимательства в долгосрочной перспективе разделяется натри этапа.

Первый этап - 2002-2005 годы- Создание предпосылок для количественного и качественного роста малого предпринимательства, подготовка новых и пересмотр действующих нормативных правовых актов для совершенствования правового поля, регулирующего развитие малого бизнеса, повсеместное освоение на муниципальном уровне программно - целевого метода поддержки субъектов малого предпринимательства, введение отдельной статьи в местных бюджетах на развитие малого бизнеса, создание в муниципальных образованиях местных союзов и ассоциаций предпринимателей, филиалов и представительств областных объединений предпринимателей. На всем протяжении первого периода должна быть продолжена работа по сокращению неоправданных административных барьеров, внедрению перспективных финансого-кредитных механизмов государственной поддержки (микрофинансирование, лизинг, предоставление поручитель


Информация о работе Мелкий и средний бизнес, возрастание их роли в современной экономике