Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 19:34, курсовая работа
В данной работе исследуется роль банков и банковской системы в современной экономике.
Предмет исследования: проблемы развития и совершенствования банковской системы России.
Объект исследования: банковская система РФ.
Целью данной работы является рассмотрение банковской системы, функций центрального банка и кредитных банков и особенности развития банковского сектора в Российской Федерации.
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)
Экономический факультет
Кафедра «Экономическая теория»
МЕСТО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ И ЕГО МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Курсовая работа по дисциплине
«Макроэкономика»
Выполнил: _____________________
студент гр. 141 очного отделения
Государев Данил Александрович
Научный руководитель: _________
К.э.н., доцент
Дементьева Людмила Владимировна
Казань – 2014
Оглавление
В данной работе исследуется роль банков и банковской системы в современной экономике.
Предмет исследования: проблемы развития и совершенствования банковской системы России.
Объект исследования: банковская система РФ.
Целью данной работы является рассмотрение банковской системы, функций центрального банка и кредитных банков и особенности развития банковского сектора в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* определить понятие банков как элемента банковской системы;
* провести анализ структуры банковской системы;
* изучить деятельность
центрального банка и
* изучить влияние факторов,
воздействующих на развитие
* проанализировать состояние и тенденции развития банковского сектора России;
* рассмотреть региональные особенности функционирования банковского сектора России.
Актуальность заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующим и снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Еще одним неотъемлемым элементом рыночной экономики, которая все более и более проникает во все сферы нашей хозяйственной жизни, являются расчетные и кредитные правоотношения, составляющие значительный объем отношений между предпринимателями - физическими и юридическими лицами. При этом ведущей формой кредитных отношений в рыночной экономике является банковский кредит, который в качестве экономической категории выступает одним из способов движения ссудного капитала.
Первая глава рассматривает банки и банковскую систему, ее функции, структуру и механизм функционирования. Вторая глава, показывает особенности развития банковского сектора Российской Федерации. Третья глава показывает перспективы развития банковской системы Российской Федерации.
Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. Эффективность экономической системы зависит от многих составляющих, но, несомненно, важными факторами являются состояние и тенденции развития банковского сектора. Происходящие в настоящее время изменения на финансовых рынках требуют переосмысления роли кредитных организаций в развитии мировой и российской экономик. Это особенно актуально в связи с тем, что в условиях глобальной экономической нестабильности и кризиса в мировой банковской системе происходит перестройка банковского сектора, и от того, как она повлияет на функционирование отечественных кредитных учреждений, будет зависеть экономика страны. На современном этапе в России без качественного скачка в развитии национальной банковской системы невозможно добиться как существенного прогресса в развитии экономики страны (удвоение ВВП, выравнивание структурных диспропорций, диверсификация экспорта), так и повышения уровня жизни населения страны (расширение социальных программ, решение проблем жилья, занятости, здравоохранения, образования).1
Финансовые отношения реализуются через финансовую систему и финансовую политику.
Финансовая система — это совокупность фондов денежных средств, функционирующих в государстве.
Финансы (от лат. financia — наличность, доход, платеж) — это система экономических отношений, возникающих в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
По своему происхождению финансы — это, прежде всего, денежные отношения. Однако не все денежные отношения относятся к финансовым. Они становятся таковыми, когда в процессе производства и реализации товаров формируются и используются денежные доходы участников воспроизводства.
Финансы представлены двумя уровнями:
1. Государственные финансы
— особая сфера денежных
2. Финансы предприятий и корпораций — денежные отношения, которые возникают в процессе деятельности этих экономических субъектов и обеспечивают производство и присвоение прибыли.
Финансы выполняют следующие функции:
- распределительную — распределение и перераспределение ВВП и НД между субъектами финансовых отношений;
- контрольную — контроль за поступлением и использованием денежных средств по целевому назначению;
- аккумулирующую — создание материальной основы функционирования государства;
- регулирующую — управление и стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений.2
Основными элементами финансовой системы, по поводу которых возникают финансовые отношения, являются:
- государственный бюджет;
- местные финансы;
- внебюджетные фонды;
- финансы предприятий,
- кредит,
- страховые фонды;
- пенсионные фонды.
Когда финансовая система ориентирована на достижение определенных целей на уровне государства, речь идет о государственной финансовой политике.
Финансовая политика — это мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе законодательства страны.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных элементов: бюджетной политики и фискальной (налоговой) политики.
Бюджетная политика — это регулирование бюджетных процессов с целью достижения бюджетного равновесия.
Фискальная политика — это регулирование экономики с помощью налогообложения и государственных расходов, направленное на обеспечение полного использования ресурсов и не инфляционного роста национального производства.
Различают дискреционную фискальную политику и автоматическую фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика — это сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию, экономический рост.3
Под автоматической фискальной политикой (политика встроенных стабилизаторов) понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства (например, пособие по безработице обеспечивает спрос на товары и услуги и тем самым способствует стабилизации экономики).4
Государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием денежного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально- культурных мероприятий, обороны и государственного управления. Государственный бюджет — это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.
Сущность государственного бюджета наиболее полно раскрывается в его контрольной и распределительной функциях. Благодаря контрольной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет определить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и как эффективно они используются.
Важнейшими показателями, характеризующими бюджет, являются: доля средств, ежегодно перераспределяемых через бюджет, покрываемость бюджетных расходов доходами (дефицит или профицит бюджета), структура бюджетных расходов и доходов.5
Бюджетная политика — это регулирование бюджетных процессов с целью достижения бюджетного равновесия. Чаще всего задачей бюджетной политики становится преодоление бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит в пределах 3% общего объема бюджета не считается опасным. Наличие значительного бюджетного дефицита приводит к росту внутреннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему. Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг, как средство преодоления бюджетного дефицита, могут порождать будущий долг, так как ценные бумаги придется погашать и выплачивать по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим образом сочетаться с политикой расходов и доходов государства. Бюджет состоит из: доходной и расходной частей.
Основные статьи доходов и расходов бюджета:
1. Налог на добавленную стоимость.
2. Налог на доходы предприятий
3. Налог на доходы физических лиц.
4. Акцизный сбор.
5. Таможенные сборы и налог на обмен валюты
1. Социальная защита населения.
2. Развитие социально-культурной сферы.
3. Развитие отраслей
4. Развитие науки. Обеспечение законодательной, исполнительной, судебной власти, деятельности прокуратуры и правоохранительных органов.
В экономической теории под государственными расходами понимают затраты государства на приобретение материальных благ, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета, которые формируются, в основном, за счет налоговых поступлений.
Доходная и расходная части бюджета могут находиться под непосредственным воздействием и регулированием со стороны государства. К сожалению, на практике осуществление этого механизма наталкивается на преграды, связанные с ростом цен, изменением курса валюты, динамикой ссудного процента.
Соотношение доходной и расходной частей государственного бюджета определяют как:
• дефицит бюджета (расходы превышают доходы);
• профицит бюджета (доходы превышают расходы);
• сбалансированный бюджет (доходы равны расходам).
Дефицитность государственного бюджета ведет к образованию государственного долга. Различают следующие части государственного долга:
а) внешний долг — международный кредит, получивший в современных условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны;
б) внутренний долг — государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся государственные облигации (обязательство выплатить владельцу заимствованную у него сумму денег в будущем) и казначейские обязательства (краткосрочные — до одного года — казначейские векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с номинальной (обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход владельца векселя, когда государство выкупает его обратно.
Во многих странах взят курс на ограничение темпов роста государственных расходов и стабилизацию их уровня в валовом национальном продукте. С этой целью свертываются низкоэффективные, непопулярные социально-экономические программы, сокращаются военные расходы, проводится частичная конверсия оборонной промышленности, что благоприятно сказывается на снижении бюджетного дефицита.
Информация о работе Место банковского сектора в финансовой системе и его макроэкономические функции