Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
В экономике России малый бизнес продолжает играть достаточно незначительную роль. Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране среднего класса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. СУЩНОСТЬ,ПОНЯТИЯ,ФУНКЦИИ МАЛЫХ ПРЕПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА………………………………………………...5
1.2. РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ…………………………9
Глава 2. ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ МАЛОГО ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В 2004 ГОДУ……12
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...32
Малое
предпринимательство –
Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.
Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.
Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого предпринимательства строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.
Рациональное
соотношение между крупным и малым предпринимательством
различно для разных экономических условий
и стран. Оно зависит от целого ряда факторов.
К ним относятся культурно-исторические
традиции и менталитет общества (в странах
с населением, для которого «дух» предпринимательства
воспроизводится семейными традициями,
малый бизнес развит сильнее), природно-климатический
фактор (в станах с более холодным климатом
из-за большей капиталоемкости ведения
бизнеса активность малого предпринимательства
ниже) и др. Российская модель взаимодействия
малого и крупного бизнеса обладает значительной
спецификой, обусловленной ходом развития
экономический реформ и состоящей в том,
что в складывающемся экономической симбиозе
предприятий значительная доля нагрузки
на первоначальном этапе ложилась на малые
предприятия, которые зачастую обеспечивали
«выживание» крупных фирм. [15, с. 205].
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ МАЛОГО ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В 2004 ГОДУ.
Малое
предпринимательство является тем
сектором экономики, который наиболее
быстро и оперативно реагирует на все
изменения на рынке: изменение спроса,
налоговой системы, изменение конкуренции
и т.д. Уровень развития малого предпринимательства
в регионе является индикатором благоприятного
климата для развития бизнеса, привлечения
инвестиций, расширения сфер деятельности.
Основными показателями, принятыми для
оценки уровня развития малого предпринимательства
в Российской Федерации, являются:
- Количество
зарегистрированных малых
- Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях - юридических лицах;
- Средний объем производства продукции (работ, услуг) одним малым предприятием — юридическим лицом в денежном выражении;
- Среднее
количество инвестиций в
Численность малых предприятий
По данным территориального органа государственной статистики РФ по РБ в 2004 году в республике действовало 3284 малых предприятий — юридических лиц. Они составили 21,9 % от общего числа действующих предприятий и организаций, зарегистрированных в Едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО). Рост количества малых предприятий в отчетном году по сравнению с 2003 г. составил 364 предприятия.Согласно данным государственной статистики совокупность малых предприятий республики за последние 5 лет изменялась следующим образом:
В среднем
по республике на 1 тыс. жителей приходится
3,4 малых предприятия при
Численность предпринимателей без образования юридического лица
По состоянию на 01.01.2005 г. количество предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ) в целом по республике составляет 22 тыс.человек.По сравнению с 2003 г. численность индивидуальных предпринимателей уменьшилась более, чем на 8 тыс.человек. Уменьшение численности индивидуальных предпринимателей произошло в связи с проводимым налоговыми органами с 01.01.2004 года переучетом.
Индивидуальные
предприниматели осуществляют деятельность
в тех же сферах, что и малые
предприятия – юридические
Численность занятых на малых предприятиях
На малых
предприятиях - юридических лицах
Республики Бурятия в 2004 г. было занято
23,9 тысяч человек или 6,1 % от численности
занятых в экономике
Процесс изменения численности занятых
на одном малом предприятии на протяжении
1998 - 2003 г.г. происходил неравномерно, но
в 2002-2004 г.г. имеет тенденцию к увеличению.
Если в 1998 году на каждом малом предприятии
в среднем работало 4,3 человека, то в 2004
– 6,87 человек без учета совместителей
и работающих по договорам подряда.
Численность занятых у индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица
Ввиду того, что органы статистики данными о численности наемных работников у индивидуальных предпринимателей не располагают, эти данные запрошены в органах местного самоуправления, которые в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации регистрируют трудовые договора индивидуальных предпринимателей с наемными работниками. Согласно полученным сведениям о зарегистрированных трудовых договорах, а также исходя из баланса трудовых ресурсов, занятость у индивидуальных предпринимателей, по оценке, составляет около 48,4 тыс.человек
Объемы выпущенных товаров и оказанных услуг
В 2004 году малыми предприятиями республики выпущено товаров и оказано услуг по всем видам деятельности в фактических ценах на сумму 6,28 млрд. рублей. Доля малых предприятий по отраслям, производящим и оказывающим рыночные услуги, составляет 9,2 %. В среднем одно малое предприятие выпустило товаров и услуг на сумму 1912,3 тыс.рублей. Доля промышленности в общем выпуске товаров и услуг малых предприятий составила 27,6 %, строительства – 25,1 %, торговли и общественного питания –28,6 %.
Рост
объемов произведенной
Изменение
структуры выпуска товаров и
услуг по отраслям
Инвестиции
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2004 году составил 218,7 млн.рублей, что в 1,2 раза больше, чем за 2003 г. или 4,0 % от общей суммы инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы республики.В среднем на развитие каждого малого предприятия вложено в основной капитал 66,6 тыс. руб. Самые крупные вложения осуществлены на предприятиях строительства (150 тыс.руб. на одно предприятие). По экспертным оценкам, значительный рост инвестиций происходит за счет индивидуальных предпринимателей, по которым статистическая информация отсутствует. Принят ряд мер, направленных на решение одной из основных задач государственной политики в сфере развития малого предпринимательства, как упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам:
- Подписано
трехстороннее соглашение о
В 2004 г.
в целях финансово-кредитной
На конкурс инвестиционных проектов, объявленный Правительством Республики Бурятия для финансирования в 2004 г. представлен 61 проект субъектов малого предпринимательства, в том числе по депрессивным территориям — 4. Общая стоимость проектов - 243 млн.рублей. Сумма запрашиваемой государственной поддержки составляет 159,1 млн.рублей, или 15 % от общей суммы государственной поддержки по инвестиционным проектам, в том числе бюджетный кредит — 126,95 млн. рублей бюджетные субсидии — 32, 15 млн. рублей.
В текущем году профинансировано 8 ранее принятых проектов на сумму 25,31 млн.рублей, на компенсацию процентной ставки которых выплачены субсидии в сумме 705,5 тыс.рублей. Проекты, получившие господдержку осуществляются в сфере бытового обслуживания населения, сельскохозяйственного производства, строительства.
Из одобренных, но непрофинансированных в 2004 году проектов формируется республиканская инвестиционная программа развития малого предпринимательства, которая будут представлена для привлечения инвестиционных ресурсов из Федерального бюджета и других инвесторов, включая банки.
Из
привлеченных средств
Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества