Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
В экономике России малый бизнес продолжает играть достаточно незначительную роль. Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране среднего класса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. СУЩНОСТЬ,ПОНЯТИЯ,ФУНКЦИИ МАЛЫХ ПРЕПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА………………………………………………...5
1.2. РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ…………………………9
Глава 2. ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ МАЛОГО ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В 2004 ГОДУ……12
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...32
Большое внимание уделяется развитию системы микрофинансирования малого бизнеса, в частности, разработано положение о микрокредитовании проектов малого предпринимательства и порядок предоставления субсидий на компенсацию процентных ставок по банковским кредитам. Активно развиваются кредитные кооперативы. Республика Бурятия стала пилотным в числе трех регионов России, в которых будет реализовываться проект Евросоюза по развитию кредитных кооперативов.
В
настоящее время в республике
создан НП Инвестиционный
Заработная плата
Размер среднемесячной заработной платы на малых предприятиях в 2004 году составил 3612 рублей. При росте заработной платы на малых предприятиях к уровню 2003 года на 38 %, она в среднем на 65,7 % меньше заработной платы, получаемой работниками крупных и средних предприятиях (5986 рублей).
Относительно высокий уровень заработной платы отмечен на малых предприятиях информационно-вычислительного обслуживания — 8,6 тыс. руб., наименьший — в сельском хозяйстве — около 1,2 тыс. рублей.
Налоговые поступления
Субъекты
малого предпринимательства
- по полной системе налогообложения (с уплатой НДС, акцизов и других налоговых платежей),
- по упрощенной системе,
- по системе единого налога на вменённый доход
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия по состоянию на 01.12.2004г. налоговые доходы, перечисленные субъектами малого предпринимательства (СМП) в консолидированный бюджет Российской Федерации, составили или 16% от суммы налоговых поступлений без единого социального налога (ЕСН).
Доля субъектов малого предпринимательства в налоговых поступлениях по состоянию на 01.12.2004г.
|
Развитие малого предпринимательства в муниципальных образованиях республики
Масштабы развития малого предпринимательства в республике определяются, главным образом, развитием его в г. Улан-Удэ, где действует подавляющее большинство - 62,9 % предприятий малого бизнеса, на которых занята большая часть - 71,5 % от общего количества занятых на малых предприятиях в целом по республике.
Около 6,6 процентов всех малых предприятий приходилось на Селенгинский и Северо-Байкальский район (включая г. Северобайкальск), 2,2 процента – на Кабанский район, 1,6 процента – на Заиграевский район, по 1,3 процента – на Иволгинский и Муйский районы, 1,2 процента – на Прибайкальский район, 1,0 процент – на Закаменский район. В остальных районах малые предприятия развиты слабо.
Аналогичная
ситуация сложилась с индивидуальными
предпринимателями без
Между
тем, наиболее высока доля зарегистрированных
безработных граждан на 1 тыс. жителей
в следующих в районах: Баргузинский
– 15,7; Заиграевский – 14,2; Кабанский –
21,4; Муйский – 21,6; Прибайкальский – 16,9;
Северо-Байкальский – 33,2; Cеленгинский
– 19,5 при среднереспубликанском показателе
– 12,6 человек.
Деятельность малых предприятий в Республике Бурятия в сравнении с регионами Сибирского Федерального округа
Деятельность
малых предприятий Республики Бурятия
в сравнении с соседними
Показатели деятельности малых предприятий Республики Бурятия в сравнении с соседними регионами и средними показателями по Сибирскому Федеральному округу за 2002 –2003* г.г.
|
В 2003 году количество
малых предприятий на 1 тысячу жителей
Республики Бурятия составило 2,88, в
среднем по Сибирскому Федеральному
округу - 4,83; выпуск товаров и услуг
на тысячу занятых в малом
Среди 12 регионов Сибирского Федерального округа республика в 2003 году занимала по выпуску товаров и услуг на тысячу занятых в малых предприятиях 9-е место, по инвестициям в основной капитал 7-е, по количеству малых предприятий на 1 тыс. жителей 9-е место (в 2000-2001г.г. - 8 место). Для сравнения близлежащие регионы, Иркутская и Читинская области, занимали, соответственно: по выпуску товаров и услуг 9 и 12 места, по инвестициям в основной капитал 12 и 11 места, по количеству малых предприятий 8 и 12 места.
Находясь по доле занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике региона между Иркутской и Читинской областями, Бурятия по инвестициям в основной капитал на тысячу занятых в малых предприятиях значительно опережает их.
|
Оценка результатов развития малого предпринимательства в 2004 году
Выпуск товаров и услуг составляет 6,28 млрд. рублей, темп роста в фактических ценах к аналогичному периоду 2003 г. – 152 %.
Количество малых предприятий – 3,29 тыс единиц, рост количества предприятий – 0,37 тыс.единиц
На малых предприятиях в 2004 г. было занято 23,9 тыс. человек, работающих на постоянной основе, а также по совместительству и по договорам подряда (6,1 % от занятых в экономике республики).
На 01.01.2005 года зарегистрировано 22,0 тысячи индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Общая численность работающих в сфере малого бизнеса составила 94,3 тыс. человек или 23,6 % от численности занятых в экономике республики. Увеличение занятых в малом бизнесе по сравнению с 2003 годом составило более 5 тыс. человек.
Доля
налоговых поступлений в
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий составил 218,7 млн.рублей, что в 1,2 раза больше, чем за 2003 г. Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях - 3,61 тыс.рублей, рост по сравнению с 2003 г. – 1,0 тыс. рублей или 38 %.
В 2005 году
государственная поддержка
1. Сокращение
административного
2. Обеспечение
предоставления субъектам
3. Создание
благоприятного
4. Совершенствование
финансово-кредитной и
5. Создание
условий для более активного
развития малого
6. Создание
благоприятных условий для
Реализация
поставленных задач будет способствовать
увеличению к 2005 г. доли работающих на
малых предприятиях к общей численности
занятых в экономике республики
до 6,3 – 6,5 %, увеличению доли налоговых
поступлений в консолидированный бюджет
от субъектов малого предпринимательства
до 16,5 %, приросту на 40-50 % выпуска продукции,
товаров и услуг субъектами малого бизнеса.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В России, несмотря но, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию. Речь идет, прежде всего, о том, что для субъектов малого бизнеса практически не сформирована нормативно-правовая база, которая учитывала бы его интересы. Одна из причин такого положения заключается в низком уровне самоорганизации малых предприятий для защиты собственных интересов. Между тем крупные предприниматели имеют возможность лоббировать принятие правовых актов или решений правительства.
Большие
трудности связаны с
На устранение излишних административных барьеров направлены федеральные законы: «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц».
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» призван обеспечить регламентацию деятельности органов исполнительной власти в части проведения проверок. Цель – устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В данном законе в значительной мере пересмотрены прежние подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена имущественная ответственность органов контроля (надзора). Об актуальности такого закона для бизнеса говорит тот факт, что в стране существует около 80 государственных служб, формально имеющих отношение к малому бизнесу. Каждая из них вправе запретить как малому предприятию, так и отдельному предпринимателю заниматься своим делом.
Принятие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволяет обеспечить осуществление единой государственной политики для стабильной работы предпринимательских структур. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и направлен на упрощение порядка лицензирование барьеров.
Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества