Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

В экономике России малый бизнес продолжает играть достаточно незначительную роль. Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране среднего класса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. СУЩНОСТЬ,ПОНЯТИЯ,ФУНКЦИИ МАЛЫХ ПРЕПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ ГОСУДАРСТВА………………………………………………...5
1.2. РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ…………………………9
Глава 2. ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ МАЛОГО ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В 2004 ГОДУ……12
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Большое внимание уделяется развитию системы  микрофинансирования малого бизнеса, в частности, разработано положение  о микрокредитовании проектов малого предпринимательства и порядок предоставления субсидий на компенсацию процентных ставок по банковским кредитам. Активно развиваются кредитные кооперативы. Республика Бурятия стала пилотным в числе трех регионов России, в которых будет реализовываться проект Евросоюза по развитию кредитных кооперативов.  

 В  настоящее время в республике  создан НП Инвестиционный лизинговый  центр, на экспертизу в российскую  лизинговую компанию «Технолизинг»  направлен ряд инвестиционных  проектов субъектов малого предпринимательства для последующего предоставления в лизинг оборудования.

Заработная  плата

Размер  среднемесячной заработной платы на малых предприятиях в 2004 году составил 3612 рублей. При росте заработной платы на малых предприятиях к  уровню 2003 года на 38 %, она в среднем на 65,7 % меньше заработной платы, получаемой работниками крупных и средних предприятиях (5986 рублей).

Относительно  высокий уровень заработной платы  отмечен на малых предприятиях информационно-вычислительного  обслуживания — 8,6 тыс. руб., наименьший — в сельском хозяйстве — около 1,2 тыс. рублей.

Налоговые поступления

Субъекты  малого предпринимательства осуществляют уплату налоговых платежей по нескольким налоговым системам, определенных федеральным  законодательством:

- по  полной системе налогообложения (с уплатой НДС, акцизов и других налоговых платежей),

- по  упрощенной системе, 

- по  системе  единого налога на вменённый доход

По данным Управления Федеральной налоговой  службы по Республике Бурятия по состоянию  на 01.12.2004г. налоговые доходы, перечисленные субъектами малого предпринимательства (СМП) в консолидированный бюджет Российской Федерации, составили  или 16% от суммы налоговых поступлений без единого социального налога (ЕСН).

Доля  субъектов малого предпринимательства  в налоговых поступлениях по состоянию на 01.12.2004г.

N Бюджет Доля СМП, %
1 Консолидированный бюджет РФ * 16,0  
  в том числе  НДФЛ, всего 6,6
2 Консолидированный бюджет РФ без  НДФЛ 21,3
3 Консолидированный бюджет РФ без  НДФЛ занятых в бюджетных учреждениях 17,7
4 Консолидированный бюджет РБ 13,8
5 Консолидированный бюджет РБ без НДФЛ  19,1 
6 Консолидированный бюджет РФ без НДФЛ занятых в бюджетных  учреждениях 15,6

Развитие  малого предпринимательства в муниципальных образованиях республики

Масштабы  развития малого предпринимательства в республике определяются, главным образом, развитием его в г. Улан-Удэ, где действует подавляющее большинство - 62,9 % предприятий малого бизнеса, на которых занята большая часть -  71,5  % от общего количества занятых на малых предприятиях в целом по республике.

Около 6,6 процентов всех малых предприятий  приходилось на Селенгинский и Северо-Байкальский  район (включая г. Северобайкальск), 2,2 процента – на Кабанский район, 1,6 процента – на Заиграевский район, по 1,3 процента – на Иволгинский и Муйский районы, 1,2 процента – на Прибайкальский район, 1,0 процент – на Закаменский район. В остальных районах малые предприятия развиты слабо.

Аналогичная ситуация сложилась с индивидуальными  предпринимателями без образования  юридического лица. Большинство индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - около 63,5 %  зарегистрированы в г. Улан-Удэ.

Между тем, наиболее высока доля зарегистрированных безработных граждан на 1 тыс. жителей  в следующих в районах: Баргузинский – 15,7; Заиграевский – 14,2; Кабанский – 21,4; Муйский – 21,6; Прибайкальский – 16,9; Северо-Байкальский – 33,2; Cеленгинский – 19,5 при среднереспубликанском показателе – 12,6 человек.   

Деятельность  малых предприятий  в Республике Бурятия  в сравнении с регионами Сибирского Федерального округа

Деятельность  малых предприятий Республики Бурятия  в сравнении с соседними регионами  и средними показателями по Российской Федерации и Сибирскому Федеральному округу  на 1 января 2003г. (более поздние данные отсутствуют) характеризуется следующими данными:  

  Показатели деятельности  малых предприятий  Республики Бурятия  в сравнении с  соседними регионами  и средними показателями  по Сибирскому  Федеральному округу  за 2002 –2003* г.г.

N Регионы Количество  малых предприятий на 1 тыс. жителей Доля  занятых в МП  в общей численности занятых в экономике % Выпуск  товаров и услуг на тысячу занятых  в МП, млн.руб. Инвестиции  в основной капитал на тысячу занятых  в МП, млн.руб.
    2003 место в СФО 2003 место в СФО 2003 место в СФО 2003 место в СФО
1 Сибирский Федеральный  округ 4,83   9,1   218,1   9,5  
2 Республика  Бурятия 2,88 9 5,6 10 187,8 9 8,4 7
3 Иркутская область 3,08 8 6,9 9 245,7 4 2,2 12
4 Читинская область 1,83 12 4,1 11 157,2 13 3,3 11
  

 В 2003 году количество малых предприятий на 1 тысячу жителей  Республики Бурятия составило 2,88, в  среднем по Сибирскому Федеральному округу - 4,83; выпуск товаров и услуг  на тысячу занятых в малом предпринимательстве 187,8 млн.руб., в среднем по СФО 218,1 млн.руб.; инвестиции в основной капитал на тысячу занятых в малом предпринимательстве 8,4 млн.руб., в среднем по СФО 9,5 млн.руб.; доля среднесписочной численности занятых в малых предприятиях в среднесписочной численности занятых в экономике 5,6 %, в среднем по СФО 9,1 %.

Среди 12 регионов Сибирского Федерального округа республика в 2003 году занимала по выпуску  товаров и услуг на тысячу занятых  в малых предприятиях 9-е место, по инвестициям в основной капитал 7-е, по  количеству малых предприятий на 1 тыс. жителей 9-е  место (в 2000-2001г.г. - 8 место). Для сравнения близлежащие регионы, Иркутская и Читинская области, занимали, соответственно: по выпуску товаров и услуг 9 и 12 места, по инвестициям в основной капитал 12 и 11 места, по  количеству малых предприятий 8 и 12 места.

Находясь  по доле занятых на малых предприятиях в общей численности занятых  в экономике региона  между Иркутской и Читинской областями,  Бурятия по инвестициям в основной капитал на тысячу занятых в малых предприятиях значительно опережает их.  

 

Оценка  результатов развития малого предпринимательства в 2004 году

Выпуск  товаров и услуг составляет 6,28 млрд. рублей, темп роста в фактических  ценах к аналогичному периоду 2003 г. – 152 %.

Количество  малых предприятий – 3,29 тыс единиц, рост количества предприятий – 0,37 тыс.единиц

На малых  предприятиях в 2004 г. было занято 23,9 тыс. человек, работающих на постоянной основе, а также по совместительству и  по договорам подряда (6,1 % от занятых  в экономике республики).

На 01.01.2005 года зарегистрировано 22,0 тысячи индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Общая численность работающих в сфере  малого бизнеса составила  94,3 тыс. человек или 23,6 % от численности занятых в экономике республики.   Увеличение занятых в малом бизнесе по сравнению с 2003 годом составило более 5 тыс. человек.

Доля  налоговых поступлений в бюджеты  всех уровней от СМП составила 16 %.

Объем инвестиций в основной капитал малых  предприятий  составил 218,7 млн.рублей, что в 1,2 раза больше, чем за 2003 г. Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях - 3,61 тыс.рублей, рост по сравнению с 2003 г. – 1,0 тыс. рублей или 38 %. 

В 2005 году государственная поддержка малого предпринимательства субъектам  малого предпринимательства будет оказываться на основе Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2005-2007 г.г.,  основными задачами которой станут:

1. Сокращение  административного вмешательства  в хозяйственную  деятельность  субъектов  малого  предпринимательства, сокращение необоснованных и избыточных издержек предпринимателей (временных и финансовых), связанных с  контролем  (надзором)  их  деятельности  и получением разрешительных документов на право ведения бизнеса путем совершенствования системы регистрации «Одно окно», проведением конкурса «Тормозной башмачок малого бизнеса».

2. Обеспечение  предоставления субъектам малого  бизнеса комплекса услуг по  всем аспектам ведения предпринимательской  деятельности на основе дальнейшего  развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в районах республики.

3. Создание  благоприятного инвестиционного  климата для развития предпринимательства  в республике посредством развития  микрофинансирования через Фонд  поддержки малого предпринимательства  Республики Бурятия и г.Улан-Удэ, муниципальных фондов, кредитные кооперативы. Заключение Соглашений с коммерческими банками о кредитовании малого бизнеса.

4. Совершенствование  финансово-кредитной и имущественной  поддержки субъектов малого предпринимательства  посредством развития лизинговых услуг и обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к производственным площадям и земельным участкам для организации (развития) бизнеса.

5. Создание  условий для более активного  развития малого предпринимательства  в системе жилищно-коммунального хозяйства, оказания бытовых услуг населению, ремесленничества, туризма, в производственной и инновационной сферах.

6. Создание  благоприятных условий для развития  малого предпринимательства в  производственной и инновационной  сфере путем развития бизнес-инкубаторов.  

Реализация  поставленных задач будет способствовать увеличению к 2005 г. доли работающих на малых предприятиях к общей численности  занятых в экономике республики до  6,3 – 6,5 %,  увеличению доли налоговых поступлений в консолидированный бюджет от субъектов малого предпринимательства до 16,5 %, приросту на 40-50 % выпуска продукции, товаров и услуг субъектами малого бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА

     В России, несмотря но, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию. Речь идет, прежде всего, о том, что для субъектов малого бизнеса практически не сформирована нормативно-правовая база, которая учитывала бы его интересы. Одна из причин такого положения заключается в низком уровне самоорганизации малых предприятий для защиты собственных интересов. Между тем крупные предприниматели имеют возможность лоббировать принятие правовых актов или решений правительства.

     Большие трудности связаны с кредитованием  малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежного налогового обеспечения, что увеличивает риски не возврата кредитов. Банковский капитал слабо  ориентирован на малый бизнес, хотя последний можно назвать самым дисциплинированным заемщиков. Средства, выделяемые из бюджетов разного уровня на развитие малого предпринимательства, чиновники нередко направляют на поддержку «своих» предприятий. К тому же сохраняются неразвитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, ограниченность внутреннего спроса.

     На  устранение излишних административных барьеров направлены федеральные законы: «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц».

     Федеральный закон «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» призван обеспечить регламентацию деятельности органов исполнительной власти в части проведения проверок. Цель – устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В данном законе в значительной мере пересмотрены прежние подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена имущественная ответственность органов контроля (надзора). Об актуальности такого закона для бизнеса говорит тот факт, что в стране существует около 80 государственных служб, формально имеющих отношение к малому бизнесу. Каждая из них вправе запретить как малому предприятию, так и отдельному предпринимателю заниматься своим делом.

     Принятие  Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволяет обеспечить осуществление единой государственной политики для стабильной работы предпринимательских структур. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и направлен на упрощение порядка лицензирование барьеров.

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества