Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:31, контрольная работа
Трансакционные издержки являются центральным звеном в системе объектов управленческого учета. Однако не следует забывать, что трансакционные издержки присущи любой хозяйственной операции (сделки), а контракты определяют абсолютно все уровни управления. Поэтому необходимо рассмотреть фундаментальные механизмы, которые используются в управленческом учете, чтобы представленная им информация была полезной для оказания помощи руководству.
ВВЕДЕНИЕ3
1 Значение трансакционных издержек4
2 Трансакционные издержки в единой системе бухгалтерского учета7
3 Формирование зеркальных счетов11
4 Одноименный счет для учета трансакционных издержек16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ22
В общем виде, применяемую схему распределения можно представить на рис.1.
Объект
затрат
Драйверы видов деятельсти
Виды деятельности
Драйверы
ресурсов
Ресурсы
Рисунок 1 - Схема распределения
Как драйверы ресурсов, так и драйверы видов деятельности предназначены для перераспределения затрат экономически обоснованным способом, но на разных этапах расчета. Если драйверы ресурсов перераспределяют стоимость ресурсов на виды деятельности, то драйверы видов деятельности перераспределяют себестоимость видов деятельности на конечные объекты затрат.
Существует множество возможных драйверов, использование тех или иных зависит от конкретных обстоятельств. Можно выделить четыре группы драйверов:
1. В зависимости от показателей объема: машино-часы, человеко-часы, количество отработанных заказов, количество тестированных единиц продукта, количество визитов к покупателям, количество переналадок оборудования.
2. В зависимости от показателей структуры: количество и виды поставщиков, количество позиций номенклатуры, виды заказов.
3. Драйверы на основе показателей динамики: привлечение новых поставщиков, изменение или обновление состава потребителей.
4. Драйверы на основе показателей инноваций: выведение на рынок новых товаров и услуг.
Другой вариант организации трансакционного учета основан на выделении подсистемы счетов управленческого учета и подразумевает открытие счета 27 «Распределение общих затрат», зеркально противоположный счету 37 «Отражение общих затрат» финансового учета. Счет 27 «Распределение общих затрат» позволяет оперативно учтенную информацию в финансовом учете переносить в систему управленческого учета. Собранные на счете 37 «Отражение общих затрат» суммы распределяют по калькуляционным счетам финансового учета.
Для реализации распределения затрат по стоимостной цепочке предприятия в разрезе трансакционных и трансформационных издержек необходимо в системе управленческого учета открыть два калькуляционных счета: «трансакционные издержки» и «трансформационные издержки». На обоих счетах открываются одноименные счета второго порядка под одинаковыми номерами в соответствии со стоимостной цепочкой предприятия. В свою очередь каждый счет второго порядка счета «трансакционные издержки» разбивается на десять счетов третьего порядка, исходя из классификации трансакционных издержек.
Стоимостная цепочка производственного предприятия, как правило, включает следующие элементы:
1.Закупки и хранение; управление закупками; работу с поставщиками;
- доставку материальных ресурсов;
- приемку материальных ресурсов;
- выдачу запасных частей и товаров;
-хранение, ведение документации.
2.Производство:
- управление производством;
- цех 1;
- цех 2;
…….;
-контроль качества.
3.Маркетинг и продажу:
- управление сбытом;
- ценообразование и исследование рынков;
- рекламу.
4.Управление:
- общее управление;
- ведение бухгалтерского учета;
- управление персоналом;
-административно – хозяйственные функции.
Следовательно, при вышеприведенной стоимостной цепочке счет 30 «Трансакционные издержки» обзаведется четырьмя субсчетами:
30.1 «Закупки и хранение»,
30.2 «Производство»,
30.3 «Маркетинг и продажа»,
30.4 «Управление».
В дальнейшем, с помощью драйверов видов деятельности, затраты с кредита счетов трансакционных и трансформационных издержек относятся в дебет счета управленческого учета «готовая продукция», на котором формируется достоверная информация о себестоимости продукции на основе АВС-метода.
В результате получаются два полноценных калькуляционных счета по учету трансформационных и трансакционных издержек в системе управленческого учета: 30 «Трансакционные издержки», 31 «Трансформационные издержки». На каждом счете затраты учитываются в разрезе стоимостной цепочки, что дает информацию о месте их возникновения.
С использованием этих счетов можно формировать отчеты об объемах затрат действительно оперативно и развернуто. Для формирования отчета необходимо только выгрузить из программы учета сведения об оборотах счетов трансакционных и трансформационных издержек в разрезе субсчетов.
Составление данных отчетов не несет за собой больших трудозатрат и может быть автоматизировано. С помощью данных отчетов можно проанализировать изменение затрат в результате каких-либо нововведений как в структуре стоимостной цепочки организации, так и в изменениях, влияющих на структуру затрат. Помимо анализа результатов от нововведений, данная система отчетов может служить неплохим индикатором деятельности организации. Быстрый рост определенной доли затрат может свидетельствовать о возникновении проблем предприятия на определенном участке стоимостной цепочки.
Таким образом, организация получает полную, достоверную информацию не только о стоимости выпущенной продукции, но и о стоимости большинства процессов, протекающих в ней. С помощью системы трансакционного учета можно как регулировать стоимость произведенной продукции, так и осуществлять регулирование производственных процессов [3].
4 Формирование одноименного
счета для учета
Под трансакционными издержками понимаются специфические расходы по налаживанию и осуществлению подобных обменных соглашений. Следовательно, для унификации и оценки эффективности данных расходов должна быть выделена статья производственных расходов. Для решения этой проблемы кандидат экономических наук Панженская И.Г. предлагаем все расходы, связанные с процессом принятия решения по осуществлению сделок аккумулировать на счете 47 «Трансакционные издержки». К данному счету целесообразно открыть субсчета:
47-1 – «Поиск клиентов»;
47-2 – «Переговоры»;
47-3 – «Обеспечение интересов сторон»;
47-4 – «Процесс обмена»;
47-5 – «Контроль»;
47-6 – «Адаптация»;
47-7 – «Корректировка субоптимальных договорных условий»;
47-8 – «Ослабление стратегических позиций»;
47-9 – «Завершение сделки».
Плюс в рамках каждого субсчета рекомендуется открывать аналитические счета по конкретным контрактам.
Введение дополнительного счета позволит бухгалтерам и менеджерам анализировать и сокращать расходы по разработке и реализации повторяющихся контрактов.
Первые четыре из перечисленных выше субсчетов отражают сумму затрат до заключения договора. Их можно охарактеризовать как издержки по согласованию интересов сторон. Трансакционные издержки с 5-го по 9-й субсчет появляются после заключения договора, например при обмене услугами. Ясно, что между этими группами издержек существует обратная зависимость: чем выше издержки до заключения контракта, тем ниже последующие.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» обязывает каждую операцию, каждый факт хозяйственной деятельности подтверждать первичными учетными документами и систематизировать их в регистрах бухгалтерского учета. В связи с этим, регистры по учету трансакционных издержек должны быть разработаны организацией и составляться на каждый отдельный контракт.
При это стоит заметить, что для более точного контролирования и регулирования трансакционных издержек целесообразно составлять смету по каждому отдельному контракту.
Для учета отклонений по суммам трансакционных издержек предлагается ввести дополнительный счет 100 «Отклонения по трансакционным издержкам». Типичным примером возникновения обозначенных отклонений являются временные отличия между периодом планирования норм расходов и фактическим их наступлением.
Данные отклонения будут отражаться в учете следующим образом: благоприятное – Д 47 К100; неблагоприятное – Д 100 К 47. В конце отчетного периода отклонения по суммам трансакционных издержек, отраженные в учетных регистрах оперативного учета, сгруппированные по отдельным контрактам, необходимо относить на счет 90.
Для того, чтобы обобщить и систематизировать все затраты по всем контрактам необходимо занести всю информацию о них в журнал-ордер.
Также необходимо создать справочник контрактов как объектов учета с минимальным количеством информации: код, номер, наименование и ИНН контрагента.
Кроме этого важным является составление реестра контрактов. Большинство заносимой в реестр информации будет браться из специальных справочников. Так, для примера из справочников будут выбраны исполнитель, подразделение, место перехода прав собственности, условия поставки, роль в сделке.
Предлагается размещать реестр контрактов на внутренней стороне обложки папки с контрактами. При этом целесообразно, чтобы сведения о каждой папке хранились в едином источнике, причем может быть удобным то, чтобы в регистрах бухгалтерского и налогового учета применялась внутренняя нумерация договоров вместо той, которая указывается в договоре на момент его заключения.
Бывает и так, что договору при его заключении не присваивается никакого номера, кроме даты его заключения, поэтому внутренний номер устранит затруднения с учетом контракта как документа.
Следует также отметить, что трансакционные издержки – это определенная и порой весьма значительная статья расходов. Поэтому эти издержки необходимо включать в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг), и, следовательно, на их сумму уменьшать налогооблагаемую прибыль. В Отчете о прибылях и убытках необходимо для трансакционных издержек выделить отдельную одноименную статью.
Не стоит забывать, что
в рамках организации внутрифирменного
управления качеством необходим не только
анализ трансакционных издержек, но и
ряд других мероприятий. Это может
быть, например, обучение потенциальных
субпоставщиков или адаптация степени
вертикальной интеграции в системе создания
благ, чтобы постоянно ориентировать
организационную структуру и производственный
процесс предприятий-партнеров на реализацию
требований к качеству [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Получить информацию о трансакционных издержках аппарат управления может только с помощью системы учета. Такая информация дает возможность принимать управленческие решения, направленные на возможное изменение форм рыночного взаимодействия и экономию трансакционных издержек, что позволит предприятию успешно конкурировать на рынке.
К сожалению, на сегодня подобная информация выпадает из поля зрения отечественной системы управления затратами, а ее получение не обеспечивается отечественной системе учета, что значительно ограничивает возможность субъектов управления осуществлять их анализ, контроль и регулирование.
Но можно предложить два этапа в исправлении этой ситуации: первым является осуществление фундаментальных исследований в теории бухгалтерского учета по определению, группировка трансакционных издержек и позиционирования их как отдельного объекта бухгалтерского учета; следующим этапом является разработка механизма и инструментария первичного, синтетического и аналитического учета трансакционных издержек, а также методики их анализа и контроля для принятия управленческих решений относительно выбора или изменений рыночного взаимодействия предприятия.
Трансакционные затраты можно выделять на счетах бухгалтерского учета (при ведении единого плана счета для управленческой и финансовой бухгалтерии) или на счетах управленческого учета (при создании автономной системы ведения управленческой бухгалтерии).
Основной причиной того, что трансакционным издержкам не уделяется должное внимание, может являться их недостаточно детальное изучение и описание, где и когда они могут возникать, в результате каких процессов и на каком из этапов жизненного цикла продукции. Зачастую просто трудно разобраться в запутанной структуре издержек, их взаимозависимости и зависимости от ключевых факторов предпринимательской деятельности [2].
Так же не стоит забывать, что неэффективная система контроля ( и ее отсутствие) за трансакционными и трансформационными затратами и отсутствие мероприятий по их оптимизации могут привести к снижению качества выпускаемой продукции и к росту накладных и альтернативных расходов [6].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ