Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:49, контрольная работа
Развитие экономической науки в Германии имеет свои особенности. Выдвинутые исторической школой идеи заполняют всю вторую половину XIX века. Наибольшего расцвета они достигают в течение последней четверти его.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Формирование исторической школы Германии……………………...4
Глава 2. Основные этапы и их представители……………….………………....6
Глава 3. Общая характеристика немецкой исторической школы……………..8
Глава 4. Методологические особенности исторической школы Германии....10
Заключение…………………………………………………………...………….12
Список литературы………………………………………………………….….15
Министерство образования и науки РФ
ГОУ
ВПО Всероссийский заочный
Кафедра история экономики, политики и культуры
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История экономических учений»:
Методологические особенности исторической школы Германии и их значение в развитии экономической науки
Преподаватель: ______________________________
Студент I курса II в/о:
______________________________
______________________________
Москва – 2010
Содержание
Введение
…………………………………………………………………………..
Глава 1. Формирование исторической школы Германии……………………...4
Глава
2. Основные этапы и их представители……………….………………....
Глава 3. Общая характеристика немецкой исторической школы……………..8
Глава 4. Методологические особенности исторической школы Германии....10
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Развитие экономической науки в Германии имеет свои особенности. Выдвинутые исторической школой идеи заполняют всю вторую половину XIX века. Наибольшего расцвета они достигают в течение последней четверти его. Но дата их происхождения восходит выше. Чтобы понять идеи школы, надо обратиться к этой эпохе, ибо оправдание и объяснение критики исторической школы находятся в тогдашнем состоянии политической экономии.
Для наиболее полного
представления о
Глава 1. Формирование исторической школы.
В период объединения
В своей критике немецкие
О характерной особенности
Суть идей, вытекающая из сочинений Адама Мюллера под названием «Основы искусства управления государством» (1809) и Фридриха Листа под названием «Национальная система политической экономии» (1841), сводится к таким положениям, как:
- особая и значительная роль для экономической науки исторического метода;
- характеристика политической
экономии не как универсальной,
- учет влияния на
национальное хозяйство не
- признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума.
Экономические воззрения А.
Глава 2. Основные этапы и их представители.
В процессе эволюции
Первый этап охватывает период 40-60-х гг. XIX и. и получил название «Старая историческая школа»; основные авторы этого этапа - В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс.
Второй этап приходится на 70-90-е гг. XIX в. и называется «Новая историческая школа»; основные авторы - Л.Брентано, Г.Шмоллср, К.Бюхер.
Третий этап имел место в течение первой трети XX в. под названием «Новейшая историческая школа»; основные авторы - В.Зомбарт, М.Вебер, А.Шпитхоф.
Значение «Старой исторической школы» по сравнению с другими этапами в развитии социально-исторического направления экономической мысли следует выделить особо ввиду того, что авторы этого этапа, будучи родоначальниками немецкой исторической школы, внесли наиболее весомый вклад в формирование ее основных научных ценностей. Например, Вильгельм Рошер (1817-1894) – профессор Геттингенского университета, автор таких сочинений, как «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода» (1843) и «Начала народного хозяйства» (в 4-х тт.; 1854, 1860, 1881, 1886), настаивал на необходимости только эволюционного развития общества, сравнивая всякую потребность в революционном изменении с «величайшим несчастьем и нередко смертельным недугом народной жизни». Именно ему принадлежит осуждающее учение классиков аллегорическое изречение о том, что «одного экономическою идеала не может быть для народов, точно так же как платье не шьется по одной мерке». [6, с. 254]
Другой родоначальник старой исторической школы профессор университетов в Марбурге, Цюрихе, Берне и Йене Бруно Гильдебранд (1812–1878), автор крупной работы «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848), не менее активно, но порой тенденциозно, придерживался исторического метода в экономической науке. На его несостоятельные прогнозы будущего в одной из своих статей указывал Н. Д. Кондратьев, который, в частности, писал: «...Бруно Гильдебранд ...предсказывал, что еще в течение XIX столетия в ходе развития Англии проявится тенденция возврата части пролетариата, бросившего землю, снова к земледелию, в силу чего городское и сельское население Англии вновь сравняется и роль сельского хозяйства повысится. Мы знаем, – заключает он, – что тот и другой прогноз оказались ошибочными».
Еще один из родоначальников школы профессор Фрайбургского (1855–1860) и Гейдельбергского (1865–1896) университетов Кaрл Густав Адольф Книс (1821–1898) настаивал на приоритете исторического метода в экономической науке, в том числе со страниц своей книги «Политическая экономия, рассматриваемая с исторической точки зрения» (1853; 2-е издание в 1883 г.). Он к тому же, по признанию американского неоклассика Дж. Б. Кларка, явился его наставником и учителем.
Между тем главная заслуга
Глава 3. Общая характеристика немецкой исторической школы.
Немецкая историческая
школа представляет собой главное
еретическое направление в
- Отрицательное отношение к любым попыткам создания универсальной экономической теории и, в частности, к классической политической экономии. По мнению адептов немецкой исторической школы, экономическая наука должна заниматься исследованием специфики конкретных национальных хозяйств; дело в том, что каждое национальное хозяйство имеет свои специфические свойства, зачастую не имеющие аналогов. Именно поэтому универсальная экономическая теория представляет собой нонсенс.
Отсюда следует
другая особенность учения
- антикосмополитизм. Представители немецкой исторической школы в той или иной степени были склонны подчеркивать роль национальных факторов в хозяйственном развитии. Кстати говоря, с их легкой руки даже в настоящее время экономическую науку в Германии и других немецкоязычных странах часто называют «Национальной экономией» или «Народнохозяйственным учением».
- Отрицательное отношение к абстрактно-дедуктивным методам анализа. Главный акцент в экономической науке нужно делать на конкретные историко-экономические исследования (чем, как правило, и занимались большинство эпигонов этой школы).
- Трактовка народного хозяйства как единого целого, части которого находятся в постоянном взаимодействии между собой, а не как простой суммы отдельных индивидов. Отсюда следует, что «жизнь» такого «целого» управляется особыми законами, отличающимися от законов, которым подчиняется жизнь отдельно взятых субъектов.
- Отрицательное отношение к концепции экономического человека. «Немцы» отвергают представление об индивиде как человеке, свободным от воздействия общественных факторов и автономно стремящимся к достижению максимальной личной выгоды. Как отмечал один из «немцев», Б. Гильдебранд, «человек, как существо общественное, есть прежде всего продукт цивилизации и истории, и... его потребности, его образование и его отношения к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одни и те же, и географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всей образованностью человечества» [1, с.19]. Короче говоря, человек - это культурное существо, ориентированное на общественные ценности. Отсюда следует еще одна особенность учения немецкой исторической школы -
- Трактовка хозяйства как одной из частей социальной жизни и, как следствие, учет разнообразных внеэкономических факторов - этических, психологических и правовых.
- Понимание хозяйства как эволюционирующей системы, проходящей в своем развитии различные стадии. Кстати говоря, данный аспект также является аргументом против универсальности экономической теории, поскольку разные стадии развития хозяйства отличаются специфическими, а зачастую и уникальными свойствами.
- Благосклонное отношение к государственному вмешательству. Такое отношение вызвано, прежде всего, скептицизмом по поводу того, что свободная конкуренция, характерная для рыночной экономики, в состоянии обеспечить гармонию интересов разных хозяйствующих субъектов. Без планомерного воздействия государства на хозяйство «сильнейшие» будут всегда оказываться в выигрыше за счет «слабейших».
Глава 4. Методологические особенности исторической школы Германии.
Особенности методологии
В самом деле, немецкие авторы,
поставив во главу угла
1) учет влияния на экономическое развитие страны, социальной среды, в том числе «человеческого фактора»;
2) выявление взаимосвязи
и взаимообусловленности
3) определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.
Первая методологическая