Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:49, контрольная работа
Развитие экономической науки в Германии имеет свои особенности. Выдвинутые исторической школой идеи заполняют всю вторую половину XIX века. Наибольшего расцвета они достигают в течение последней четверти его.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Формирование исторической школы Германии……………………...4
Глава 2. Основные этапы и их представители……………….………………....6
Глава 3. Общая характеристика немецкой исторической школы……………..8
Глава 4. Методологические особенности исторической школы Германии....10
Заключение…………………………………………………………...………….12
Список литературы………………………………………………………….….15
Итак, представители исторической школы исходят из того, что экономические законы не следует отождествлять с природными законами (например, законы химические, физические и т.п.), которые неизменно проявляют себя благодаря стабильному характеру вызывающих их действие заранее известных элементов и компонентов. Поэтому, наперекор классикам, они указывают на не универсальный характер политической экономии и зависимость результативности экономических процессов не только от экономических (базисных), но и от многообразных факторов неэкономического (надстроечного) свойства, включая «человеческий фактор», т.е., как принято говорить, от факторов социальной среды. Причем в числе последних чаще всего ими упоминаются:
- национальные особенности и традиции;
- своеобразие исторического развития нации, ее менталитет;
- историческая случайность;
- географические условия страны;
- особенности национальной культуры, психологии, религии и др.
В связи со второй методологической особенностью исторической школы необходимо вспомнить, что у классиков неэкономические факторы обусловлены влиянием экономических факторов, из чего, например, вытекает, что чем выше уровень производительных сил общества, тем более развитой будет социальная среда (сфера), в том числе уровень культуры, искусства, науки и т.д., и наоборот. Немецкие авторы этой каузальной парадигме классиков противопоставили функциональную, и в их трудах значение в процессе эволюции хозяйственной жизни экономических и неэкономических факторов рассматривается, как правило, во взаимосвязи и взаимообусловленности [5, с.159].
Правда, ими нередко делается столь значительный акцент на особую роль в экономическом развитии неэкономических факторов, что их же позиция обернулась практическим насаждением в германском общественном мнении конца XIX - начала XX в. идей о будто бы уникальном «немецком национальном духе», об особой исторической миссии «арийской расы» и т.д. К примеру, согласно предубеждениям М.Вебера, в его книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) речь идет даже об исключительно важной роли в создании цивилизованного общества одного из течений протестантской религии - кальвинизма.
Наконец, третья методологическая особенность исторической школы отражает итог ее противостояния классической школе по поводу места и роли в экономической науке исторического метода. Как известно, у классиков историзм проявляет себя прежде всего через критерий выделения на различных этапах эволюции народов и государств так называемых высших и низших, главных и неглавных классов общества. Немецкие же авторы, обосновывая фазы, этапы и схемы экономического развития общества на всем протяжении исторического пути нации, классовому критерию противопоставили сугубо хозяйственный.
Благодаря
В этой связи Н.Д.Кондратьев, например,
пишет, что именно
а) период дикости, б) пастушеский,
в) земледельческий, г) земледельческо-промышленный и д)
земледельческо-промышленно-
И, сравнивая данную схему еще
с одной, он уточняет: «Представитель
собственно исторической школы
Б.Гильдебранд дал иную схему,
в основу которой было
Благодаря неклассоформационном
Заключение
Т.о. следует подчеркнуть,
что новизна исторического
Последнее стало возможным лишь на рубеже XIX-XX вв., когда появились вначале маржинальные концепции субъективистов и неоклассиков, а затем социально ориентированные концепции американских институцианалистов.
Хотя представители немецкой исторической школы не внесли ничего нового в экономическую теорию. Однако ее значимость трудно переоценить, поскольку эта школа привела к появлению новых экономических дисциплин и новых направлений в самой экономической теории. Точнее говоря, деятельность адептов немецкой исторической школы привела к:
а) возникновению
экономической истории как
б) развитию экономико-статистических методов;
в) появлению институционализма;
Список литературы
1.Гильдебранд
Б. Политическая экономия
2. История экономических учений: Учеб.для вузов, Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Мокашевой – М.:ИНФРА-М,2003
3. Кондратьев Н.Л. Основные учения о законах развития общественной жизни: Статья, 1993.
4. Национальная экономия и Фридрих Лист: Под ред. С.Ю.Вите. – Вопросы экономики, 1992
5. Экономический образ мышления: Под ред. П.Хейне – М., 2000
6. Ядгаров Я.
С. История экономических