Методы борьбы с безработицей и пути ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение уровня жизни и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……. 2
Глава 1. Безработица, её измерения, структура, типы……………………. 3
1.1 Общие сведения о безработице………………………………………… 3
1.2 Типы безработицы………………………………………………………. 5
Глава 2. Причины возникновения безработицы и ее последствия. 10
2.1 Причины возникновения безработицы 10
2.2 Последствия безработицы 16
Глава 3. Методы борьбы с безработицей и пути ее преодоления. 20
3.1 Общие меры по борьбе с безработицей 20
3.2 Борьба с безработицей в России 21
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

экономика 2.docx

— 52.02 Кб (Скачать файл)

    Появляется  не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в  экономике (от снижения количества отработанного  времени, падения интенсивности  и производительности труда), но и  прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление  социально негативных процессов.

        Можно предложить развернутую  классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий  безработицы, рассматриваемых с  точки зрения отрицательного  и положительного влияния на  систему.  
 

    I. Социальные последствия  безработицы 

    Отрицательные

    1. Обострение криминогенной ситуации.

    2. Усиление социальной напряженности. 

    3. Рост количества физических и  душевных заболеваний. 

    4. Увеличение социальной дифференциации.

    5. Снижение трудовой активности.

    Положительные

    1. Повышение социальной ценности  рабочего места. 

    2. Увеличение личного свободного  времени. 

    3. Возрастание свободы выбора места  работы.

    4. Увеличение социальной значимости  и ценности труда.  

    II. Экономические последствия  безработицы 

    Отрицательные

    1. Обесценивание последствий обучения.

    2. Сокращение производства.

    3. Затраты на помощь безработным. 

    4. Утрата квалификации.

    5. Снижение жизненного уровня.

    6. Недопроизводство национального  дохода.

    7. Снижение налоговых поступлений. 

    Положительные

    1. Создание резерва рабочей силы  для структурной перестройки  экономики. 

    2. Конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей  к труду. 

    3. Перерыв в занятости для переобучения  и повышения уровня образования. 

    4. Стимулирование роста интенсивности  и производительности труда.10 

       Безработица – опасное  и   в  политическом  отношении   явление.  На  волне  массовой  безработицы  возникли  самые   реакционные  в  истории   человечества  политические  режимы (примером  может  служить  приход к власти  Гитлера  в  Германии  и  Пиночета в  Чили).

        Серьёзность  экономических,  социальных  и  политических  последствий  безработицы   служит  основанием   для   включения  в  число   основных  макроэкономических  функций   государства  политики  регулирования   ранка  труда  и  стабилизации  занятости.    

 

     Глава 3. Методы борьбы с безработицей и пути ее преодоления. 

    3.1 Общие меры по  борьбе с безработицей 

    Абсолютно ясно одно: с безработицей можно  и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы  борьбы  определяет  концепция,  которой  руководствуется  правительство  конкретной  страны.

    Общие меры по сокращению безработицы следующие:

    1.Трудоустройство  непосредственно на предприятии  путем создания новых рабочих  мест (расширение или создание  подразделений, переквалификация  на др. специальности и т.д.);

    2.Организация  общественных работ (благоустройство  территорий, лесных массивов и  городских улиц, работа на овощных  базах, по уборке сельскохозяйственной  продукции);

    3.Поощрение  частного предпринимательства и  стимулирование самозанятости населения,  развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

    4. Переподготовка и профессиональная  подготовка по дефицитным специальностям  и профессиям

    5. Использование гибких форм занятости  ( надомный труд, неполный рабочий  день, неделя);

    6. Широкая информация населения  о возможности трудоустройства,  проведение ярмарок вакансий, дней  открытых дверей и т.д.11

    3.2 Борьба с безработицей  в России 

    А мы, опять же, возьмем как пример Россию и рассмотрим, какие именно меры следует предпринимать, чтобы  в нашей стране безработица стала  менее острой проблемой.

    При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

    В социально - трудовой политике первоначально  превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные  перемены в собственности и структурные  сдвиги в экономике. Важнейшими из них  были поддержание доходов на минимальном  уровне и гарантии занятости в  условиях спада производства и роста  безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем  приведения его в соответствии с  международно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена  минимальная продолжительность  отпусков, расширены гарантии занятости  безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование  социально - страховых отношений  способствовало их нормализации во время  приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками  и их будущими хозяевами.

    Поддержание доходов на минимальном уровне стало  целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства  « реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации  в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы,  отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

    В связи с рыночными изменениями  наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным  контрактам, неформализованным соглашениям  и т.п.). При этом почти сошла  на нет традиционная роль органов  труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

    Вместе  с тем увеличивалась вынужденная  безработица, порожденная новыми условиями  функционирования предприятий и  формами найма. Высвобожденные по экономическим  мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных  работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим  мерам по трудоустройству социально  незащищенных маргиналов.

    Неуклонный  рост структурной безработицы предопределял  необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему  социального страхования. Безработица  из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным  характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые  формы эффективной занятости.

    Однако  безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости  трансформировалась в организацию  по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему  числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты  в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно  принижалось  значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

    Курс  на обеспечение возможно полной занятости  и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство  увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного  капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

    В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования  промышленности источником стабилизации экономики  становились доходы населения. На смену  социальным приоритетам и монетаристским моделям  пришли узкопрагматические  задачи перераспределения национального  дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

    Обеспечение занятости и массовая безработица  находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить  высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий  в нормальном режиме, то есть без  долгов по зарплате, но и без излишнего  персонала. Недостаток трудовой мотивации  и доходов по основному месту  работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие  недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

    Наряду  с этим расширяется « исход  » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с  простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация  высококлассных специалистов. Они вынуждены  перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия  в ущерб своей квалификации и  социально - профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?

    Суть  новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный  переход от полной занятости, заждавшейся  на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу  труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда  и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда  прежде всего через радикальную  реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом  изменить «дух законов» о труде, бес  всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического  принуждения и административного  диктата индивид. Как хозяин уникального  товара он имеет права на приоритет  на рынке труда, его цена формируется  в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

    Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета  кадров, административных ограничений  приема и произвольных увольнений наемных  работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них  принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные  условия труда, механизмы социального  страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые  институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда  в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Информация о работе Методы борьбы с безработицей и пути ее преодоления