Методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 12:40, контрольная работа

Описание работы

Своевременное реагирование на возникающие угрозы способствовало использование методов государственного регулирования экономики. Не всегда оказывается достаточным применение повседневных механизмов органами исполнительной власти в тех или иных условиях. Цель работы заключается в следующем: изучение понятий и содержание методов государственного регулирования в сфере экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Государственное регулирование экономики………………………………...4
2. Цели и задачи государственного регулирования экономики……………....6
3. Методы государственного регулирования экономики……………………...9
4. Различие между методами государственного регулирования…………….12
Заключение………………………………………………………………………….14
Список используемых источников………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

реферат ввс.docx

— 39.71 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ФИНАНСОВО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

Кафедра государственное и муниципальное управление 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:  «Введение  в специальность»

Тема: «Методы государственного регулирования экономики».

 

 

                                                   Выполнила: 
Студентка группы ГЗ-1                                                                                                                                    

Грень Анфиса Владимировна                                           

 
                                           

                                                       Проверил:

Преподаватель кафедры управления                                                

                                                  Свистухина Татьяна Сергеевна                                         

 

 

Королёв

2013г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Государственное регулирование экономики………………………………...4
  2. Цели и задачи государственного регулирования экономики……………....6
  3. Методы государственного регулирования экономики……………………...9
  4. Различие между методами государственного регулирования…………….12

Заключение………………………………………………………………………….14

Список используемых источников………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственное регулирование  экономики в настоящее время  является одной из самых актуальных проблем нашей страны. В процессе ставились задачи овладеть наукой управления, совершенствовать систему органов  управления и методы их деятельности, а также создавать эффективный  управленческий аппарат.

Оптимизация структуры органов  исполнительной власти является одним  из важных вопросов государственного управления. На федеральном уровне система и структура органов  исполнительной власти неоднократно изменялась. Происходит интенсивное изменение  системы и структуры органов  исполнительной власти субъекта РФ, разграничение  полномочий.

С момента принятия реформ был сделан акцент на устранение жестких  подходов в организации управления: отказ от излишней централизации, от администрирования, приветствовалась самостоятельность субъектов РФ и инициативность со стороны органов местного управления и самоуправления. После последовало признание очевидного факта, что отказ от применения административных методов привел к негативным последствиям – разрушению государственного управления. 

Своевременное реагирование на возникающие угрозы способствовало использование методов государственного регулирования экономики. Не всегда оказывается достаточным применение повседневных механизмов органами исполнительной власти в тех или иных условиях.

На данном этапе объектом исследования являются общественные отношения  в области государственного управления.

Предмет исследования –  метод государственного управления.

Цель работы заключается  в следующем: изучение понятий и содержание методов государственного регулирования в сфере экономики.

 

 

  1. Государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование  экономики – это комплекс мер, воздействий государства на деятельность хозяйствующих субъектов в целях  обеспечения нормальных условий  рыночного механизма, а также  для корректировки и установления основных экономических процессов.

В условиях рыночного хозяйства  государственное регулирование  экономики представляет систему  типовых мер: законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых в свою очередь правомочными государственными учреждениями, а также общественными организациями с целью стабилизации и приспособления уже существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям [2, с. 34].

По объекту воздействия  государственное регулирование  экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных  частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.

Государственное регулирование  экономики определено целями, стоящими перед государством, средствами и  инструментами, которые имеет государство  в экономической политике. Включает в себя государственное регулирование  экономики следующее:

- обоснование важнейших  моментов экономической политики;

- информационная поддержка  участников рынка, а также информирование  о состоянии государственной  экономики и ее перспективах  развития;

- выполнение комплекса  мероприятий государственного сектора  экономики – важнейшего инструмента  воздействия государства на экономику  страны в целом.

Для общего понимания государственного регулирования экономики в первую очередь следует определить такие понятия, как экономика, циркуляция денежных средств и общественное воспроизводство.

Экономика – это хозяйственная деятельность общества, система рационального и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения. Экономика – это сфера возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей.

Экономика является воспроизводством общественного богатства по цепочке: производство – распределение –  обмен – потребление. Со стороны  производства экономика отражает систему  экономических связей в обществе.

Стратегия государственного регулирования экономики включает в себя следующие принципы:

- предпочтение следует  отдавать рыночным формам организации  экономики, так как на практике  показывает, что государство должно  финансировать только те социально  значимые отрасли, которые не  привлекают частный бизнес;

- государственное предпринимательство  должно не конкурировать, а  помогать развитию бизнеса;

- политика государственная  финансовая, кредитная и налоговая  должна способствовать социальной  стабильности и экономическому  росту;

- вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если имеет рыночную форму;

- усиление государственного  регулирования создается в целях  контроля общехозяйственных кризисов [2, с. 38].

 

 

 

  1. Цели и задачи государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование  экономики в целом направлено на достижение следующих целей:

- создание благоприятных  условий для функционирования  рыночного механизма;

- обеспечение устойчивых темпов роста развития экономики;

- обеспечение занятости  населения (в рыночном понимании);

- обеспечение социальной  стабильности цен или борьба  с инфляцией;

- регулирование структурных  изменений в государственной  экономике, вызванных потребностями  современной научно технической  революции;

- обеспечение внешнеэкономического  равновесия, т.е. платежеспособности  страны [1, с. 5].

Задачи, решаемые правительством при регулировании экономики, определяются как функционированием современных  рыночных систем, так и конкретными  потребностями, условиями определенной страны. В России можно выделить три крупные задачи, решаемые в  ходе государственного регулирования  экономики. Во-первых, обеспечение стабильности и устойчивости экономического роста, направленного на повышение благосостояния и социальному развитию нации. Во-вторых, осуществление продуктивного преобразования экономической системы страны с целью гибкости и результативности ее институтов. В-третьих, обеспечение защиты национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.

Первая поставленная задача решается в основном со стороны предприятий, корпораций и фирм. В принципе в  условиях «идеального» рынка она  могла бы существовать и без участия  государства, но как уже было сказано  выше, современный рынок не может  функционировать без государственной  экономики. Для достижения устойчивости экономического роста нужна целостная экономическая политика общенационального масштаба. Это предполагает адекватное совершенствование и конструирование государственных институтов, влияющих на экономические интересы субъектов хозяйствования. Планируется также реализация государственного заказа и национальных инвестиционных программ по особо значимым для общества направлениям. На сегодня экономическая политика в России непременно должна быть ориентирована на инновации.  Это требует особо внимания со стороны государства по поддержке науки, образования и инновационного предпринимательства.

Вторая задача, решаемая в ходе государственного регулирования  экономики – это трансформация  экономической системы страны. В  некотором смысле ее можно расценивать  как выражение первой. По определению  она подразумевает, что в процессе своей трансформации, система добивается высокой хозяйственной и социальной результативности, направленная на стабильный экономический рост. Предполагается также широкий круг реформационных действий, которые требуют особого  контроля со стороны государства  и характеризуются сложными параметрами. Главное значение на данном этапе  задач имеет формирование необходимых  для эффективности экономической  системы рыночных институтов, совершенствование  и преобразование системы государственного управления.

И последняя третья задача – внешнеэкономические отношения. Связаны они с поддержкой государства  идентичности и самостоятельности  экономической системы страны в  отношениях с внешним миром. Экономические  интересы могут уйти на второй и  даже на третий план под мощным давлением  интересов транснационального капитала. Международный и транснациональный  капитал – оба национальны. Они  выражают приоритеты страны, интегральные интересы группы стран, в основном это  наиболее развитые страны мира. Именно поэтому задача отстаивать национальные интересы страны во внешнеэкономических отношениях не утратила своего значения. Стала она более сложной и многогранной. Но слишком долгое время Россия жила в условиях монополии на внешнеэкономические связи и относительной ограниченности в сравнении с масштабами внутренней экономики. Но сейчас уже в условиях полной открытости российской экономики внешнеэкономические аспекты государственного регулирования обретают стратегическое значение. Именно поэтому они связаны с преодолением многих потенциальных угроз для национальной безопасности.

Все вышеперечисленные главные  задачи государственного регулирования  тесно взаимосвязаны между собой  и дополняют друг друга. Исходя из акцентов, рождаемых реформ, они  вращаются вокруг стратегии и  тактики преобразования экономической  системы страны, как стержневой проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы государственного регулирования экономики.

Под методом государственного регулирования экономики необходимо понимать способ влияния государства через законодательные и исполнительные органы на сферы предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

Среди методов регулирования  государственной экономики по форме влияния выделяют прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования осуществляются путем использования административных средств, которые основаны на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. В свою очередь косвенное регулирование экономики осуществляется с помощью различных мер экономической политики.

По средствам влияния  классифицируются на такие методы, как:

1. Правовые - система законов и нормативно-правовых актов, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти.

Предметом правового регулирования  экономики являются: отношения между  государством (государственными органами) и обществом, гражданами, субъектами хозяйственной деятельности; отношения  «внутри» государства, между его  органами по поводу распределения полномочий, определения их правового статуса; отношения между субъектами хозяйственной  деятельности и т.п..

Основными формами правового  регулирования экономики в России являются: Конституция и законы России; указы и распоряжения Президента России; постановления и распоряжения Министерства России, нормативно-правовые акты центральных органов (министерств, ведомств); нормативные акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

2. Административные — это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка. Их признаки: прямое влияние государственного органа или должностных лиц на действия исполнителей через установление их обязанностей, норм поведения и отдачи команд (приказов, распоряжений); безальтернативный выбор способов решения задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствования за уклонение от выполнения приказов.

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики