Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:22, контрольная работа
Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений центральных банков и финансово-кредитных институтов.
Кредитно-денежная политика очень важна для любого государства особенно на сегодняшний день, когда основной функцией государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности. Также необходимо отметить, что общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Достаточно заметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10%- банкноты центрального банка.
Введение…………………………………………………………………….3
Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ…………4
Цель денежно-кредитной политики……………………………….4
Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ………………...6
Заключение…………………………………………………………………14
Список литературы……...……………………
1. Рефинансирование коммерческих банков Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные Банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть, изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. (см. приложение №1)
Мы видим, что изменение
официальной процентной ставки оказывает
влияние на кредитную сферу. Во-первых,
затруднение или облегчение возможности
коммерческих банков получить кредит
в центральном банке влияет на
ликвидность кредитных
Также изменение официальной
ставки Центрального Банка означает
переход к новой денежно-
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность2.
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, то есть кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения – не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые Центральными Банками3
2. Политика обязательных резервов. Минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов), либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют
две основные функции. Во-первых, они
как ликвидные резервы служат
обеспечением обязательств коммерческих
банков по депозитам их клиентов. Периодическим
изменением нормы обязательных резервов
Центральный Банк поддерживает степень
ликвидности коммерческих банков на
минимально допустимом уровне в зависимости
от экономической ситуации. Во-вторых,
минимальные резервы являются инструментом,
используемым Центральным Банком для
регулирования объема денежной массы
в стране. Посредством изменения
норматива резервных средств
Центральный Банк регулирует масштабы
активных операций коммерческих банков
(в основном объем выдаваемых ими
кредитов), а, следовательно, и возможности
осуществления ими депозитной эмиссии.
Кредитные институты могут
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора-два
десятилетия произошло
Операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков. Данные операции могут являться одним из основных инструментов регулирования банковской ликвидности на ежедневной основе (например, в США, Канаде и Австралии), либо использоваться в качестве антикризисного инструмента для осуществления дополнительных вливаний средств в банковский сектор и/или воздействия на более долгосрочные доходности в сегменте государственных и корпоративных облигаций (в частности, Банком Англии, Банком Японии, ФРС США).
В практике Банка России
операции по покупке/продаже ценных
бумаг на открытом рынке используются
в относительно небольших масштабах
как дополнительный инструмент регулирования
банковской ликвидности. Основным фактором,
снижающим потенциал его
Согласно законодательству
Банк России может осуществлять на
рынке покупку/продажу как
В практике Банка России
покупка/продажа корпоративных
Прямые операции по покупке/продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи/выкупа используются Банком России нерегулярно.
Операции по покупке/продаже
государственных ценных бумаг на
вторичном рынке могут
4. Ограничение кредитования. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также Центральный Банк может
устанавливать различные
Очевидно, что использование
административного воздействия
со стороны центрального банка по
отношению к коммерческим банкам
не должно носить систематического характера,
а применяться в порядке
Основными задачами курсовой политики на 2013 год и период 2014—2015 годов станут дальнейшее сокращение прямого вмешательства Банка России в механизм курсообразования и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса к 2015 году. В 2013 и 2014 годах Банк России продолжит осуществлять курсовую политику, не препятствуя формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, и не устанавливая какихлибо фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты. При этом в течение данного периода Банк России будет осуществлять повышение гибкости курсообразования постепенно, смягчая процесс адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками. После перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России предполагает отказаться от использования операционных ориентиров курсовой политики, связанных с уровнями валютного курса. В то же время даже после перехода к указанному режиму Банк России допускает возможность проведения интервенций на внутреннем валютном рынке, объемы которых будут определяться с учетом конъюнктуры денежного рынка. Повышение гибкости курсообразования приведет к увеличению значимости для формирования ситуации на внутреннем валютном рынке рыночных факторов, в том числе трансграничных потоков капитала. Капитальные потоки могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков и с трудом поддаются прогнозированию. Следствием этого, а также результатом отказа от использования курсовых операционных ориентиров станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.
При отклонении от описанных в предыдущих разделах сценариев и вариантов прогнозов Банк России оставляет за собой право вносить изменения в систему применяемых инструментов.
Заключение.
В заключение хотелось бы отметить, что перед Центральным банком России стоит грандиозная задача восстановления и оптимизации банковской системы, проведение денежно-кредитной политики, исключительная важность которой в настоящее время обусловлена инфляционными проблемами.
Но не стоит забывать, что денежно-кредитная политика эффективна лишь в сочетании с другими составляющими единой финансовой политики государства и не способна обеспечить долгосрочный эффект экономического роста.
Информация о работе Методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка