Международная валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Принципы работы экономического субъекта на внешнем рынке существенно отличаются от принципов работы на рынке внутреннем. Именно поэтому при выходе на международный рынок необходимо учитывать огромное количество экономических и политических обстоятельств. В частности, на международном рынке предприятие сталкивается с большим количеством валют, необходимостью платить по своим обязательствам приемлемыми платежными средствами, оценивать всевозможные виды рисков, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также следовать требованиям и рекомендациям международных институтов, конвенций и договоров. Так как все эти операции могут иметь существенное влияние на общую эффективность деятельности экономических субъектов, необходимо всестороннее изучение международных валютно-кредитных отношений.

Файлы: 1 файл

МВФ.docx

— 68.30 Кб (Скачать файл)

Так, для преодоления тенденции падения курса доллара, характерной для него в 70-е годы, правительство США приняло в конце 70-х годов план поддержки доллара. Он включал в себя повышение банковской учетной ставки и широкомасштабную валютную интервенцию. Реализация этого плана позволила вначале приостановить падение курса доллара.

 А в 80-х годах курс  начал расти, достигнув пика в 1985 г. На это повлияла не только  реализация вышеуказанных мероприятий, но и жесткая денежно-кредитная  политика того периода. Во второй  половине 80-х годов курс доллара  вновь стал снижаться.

Методы регулирования валютного курса могут быть направлены как на девальвацию - снижение курса валюты, так и на ревальвацию - повышение курса валюты. Это зависит от экономической ситуации в стране, и цели, которую на данный момент ставит перед собой правительство. Оно может попытаться увеличить совокупный спрос за счет экспортных возможностей, опираясь на девальвацию валюты, или ограничить его с помощью ревальвации.

Можно отметить, что до отмены золотого стандарта девальвация сопровождалась соответствующим официальным снижением золотого содержания валют, а ревальвация - наоборот. В настоящее время они являются инструментами, на время устраняющими "курсовые перекосы", приводящими в соответствие официальный курс валют с действительным. Темпы инфляции и другие причины вновь вызывают отклонение, а следовательно, необходимость новой девальвации или ревальвации.

 

Подобные процессы в условиях плавающих курсов валют происходят на рынке постоянно. Иначе говоря, официальный курс фиксирует курс валюты, сложившийся под влиянием рыночных сил. Пытаясь активно корректировать курс валюты, государство Целенаправленно воздействует на те рыночные силы, под влиянием которых он складывается.

Проводя валютную интервенцию, центральные банки стран продают или покупают валюту своей страны на внешних валютных рынках. Для осуществления девальвации курса валюты необходимо увеличивать предложение на валютных рынках количество валюты своей страны. Это можно сделать и за счет дополнительной эмиссии денег. Если валютная интервенция направлена на ревальвацию, т.е. на повышение обменного курса национальной валюты, центральный банк должен скупать на валютных рынках собственную валюту в обмен на имеющуюся у него иностранную. Для проведения подобных операций необходимы валютные резервы.

 

Обычно при казначействах создаются специальные стабилизационные фонды. Такие фонды были созданы в Англии в 1932 г., США в 1934 г., во Франции в 1936 г., а затем и в ряде других стран. При необходимости используют на эти цели и займы. Так, при вступлении России в МВФ из обещанного ей кредита в 24 млрд. долл. на создание стабилизационного валютного фонда предназначалось 6 млрд. долл.

 

 

 

Как и для всех форм мировых экономических отношений, для валютного регулирования характерно маневрирование в рамках протекционизма и либерализма. К числу протекционистских мер можно отнести такую форму прямого вмешательства государства в валютную сферу, как валютные ограничения.

 При их использовании  государство осуществляет контроль  над операциями с золотом и  валютой. Национальные экспортеры  не имен права продавать вырученную  иностранную валюту на рынке. Они обязаны сдавать ее в  обмен на национальную по официальному  курсу. Могут ограничиваться переводы  за границу и вывоз, а иногда  и ввоз капитала. С объемом  и методами применяемых государством  валютных ограничений напрямую  связано такое важное понятие, как конвертируемость валюты.

Режим конвертируемости (обратимости) национальных валют является одним из важных факторов, определяющих условия включения национальной экономики в мировую. С точки зрения обратимости, различают свободно-конвертируемую валюту (СКВ), частично конвертируемую и неконвертируемую. CКВ обладает, как правило, полной внешней и внутренней обратимостью. Сфера ее обмена распространяется на все без исключения категории владельцев денежных средств и все виды внешнеэкономических операций. Она может беспрепятственно обмениваться на любую другую иностранную валюту, в том числе на частично конвертируемую и неконвертируемую. Свободно конвертируемые валюты опосредствуют международные расчеты, т.е. выполняют функции мировых денег.

В условиях частичной конвертируемости обратимость распространяется только на определенные категории ее владельцев и на отдельные виды внешнеэкономических сделок, отечественная валюта обменивается лишь на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота.

 

К неконвертируемым относятся валюты стран, применяющих жесткие запреты и ограничения по ввозу и вывозу, обмену, продажам и покупкам национальной и иностранной валюты. К неконвертируемым относятся валюты большинства развивающихся стран.

Неконвертируемый статус советского рубля соответствовал условиям централизованно управляемой, плановой экономики с ее государственной валютной монополией, плановым распределением и использованием валютных средств. Рыночный тип экономики, основанный на свободном волеизъявлении всех владельцев денежных средств, требует конвертируемости национальной валюты. Однако конвертируемость не есть чисто техническая категория, определяющая возможности обмена валюты. Она отражает специфику системы экономических отношений, возникающих между национальным и мировым хозяйством.

 

Для условий слаборазвитой или находящейся в кризисе национальной экономики последствиями введения конвертируемости реально могут стать расстройство внутреннего денежного обращения, усиление товарного дефицита и инфляции, рост ажиотажного спроса на иностранную валюту и рост внешней задолженности, подрыв позиций отечественных производителей, социальное расслоение, напряженность и т.д.

Не менее значительно мог бы выглядеть перечень выгод, ожидаемых от устранения валютных ограничений. Но в данном случае важно подчеркнуть, что коль скоро Россия ориентирована в своем движении на переход к рыночному типу хозяйства, интеграцию в мировую экономику, переход к конвертируемости рубля был неизбежен. Очевидно, что получение страной выгод от конвертируемости рубля предполагает продолжение работы, как минимум, на двух направлениях. Одно из них предполагает реформирование непосредственно сферы валютных отношений, совершенствование валютного регулирования в стране и во внешнеэкономической деятельности. Второе связано со всем комплексом общеэкономических условий и прежде всего созданием современной структуры экономики, достижением такого уровня производства, при котором производимые товары стали бы конкурентоспособными на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере.

Для международных валютных отношений современного этапа характерно сочетание нестабильности, высокой степени не определенности процессов и одновременно углубление координации экономической политики государств в этой области.

Координация действий в валютно-финансовой сфере происходит как на уровне правительств, так и в рамках межгосударственных валютно-финансовых организаций. Наиболее знании роль в сфере валютного регулирования играют ежегодные экономические совещания "восьмерки" ведущих стран Запада, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международная ассоциация развития (МФК) и др.

Усиление международной координации финансовой сферы во многом связано с деятельностью МВФ, который согласно своему уставу регулирует валютные курсы и платежные балансы стран-членов, контролирует систему многосторонних платежей и внешнюю задолженность развивающихся стран, доставляет кредиты странам-членам для решения их валютных финансовых проблем.

В период существования фиксированных валютных курсов, деятельность МВФ была направлена на поддержание валютных паритетов, предотвращение неоправданного манипулирования валютными курсами. С переходом к плавающим курсам валют, пересмотрен устав МВФ (1978 г.), и хотя необходимость поддержания паритетов отпала, сфера деятельности МВФ не сократилась. Так, было предусмотрено усиление контрольных функций МВФ как основы межгосударственного валютного регулирования, расширение инструментариев воздействия на несбалансированные международные расчеты и "необоснованные" курсовые соотношения.

Важным направлением деятельности МВФ является кредитование стран для урегулирования платежных балансов и внешней задолженности. Следует отметить, что МВФ связывает предоставление кредитов странам-членам с условием проведения теми определенных изменений в экономической политике. Такие изменения в виде программ финансово-экономической стабилизации сроком от 1 года до 3 лет согласовываются с фондом и рассматриваются как своего рода международное свидетельство платежеспособности страны. Кредитные ресурсы предоставляются стране в зависимости от хода выполнения такой программы. Такие программы являются условием получения кредитов для стран Восточной Европы и России.

 

 

 

 

 

С 1970 г. МВФ выпускает международные платежные и резервные средства - специальные права заимствования (СДР). К созданию СДР - международной счетной единицы, своеобразной разновидности мировых кредитных денег - подтолкнули неустойчивость национальных валют, демонитаризация золота. СДР не существует в виде наличных знаков, а только в виде кредитных записей на специальных счетах в МВФ и используется в расчетах между центральными банками стран-членов фонда. Стоимость СДР рассчитывается на основе так называемой "валютной корзины". Раз в 5 лет осуществляется пересмотр состава СДР с целью учета изменений относительной значимости входящих в СДР валют в мировом экономическом обороте.

Европейская приводит к попыткам согласования валютного регулирования на региональных уровнях. Так, система в 1979 г. государствами, входящими в Европейское экономическое сообщество, с целью стабилизации валютных курсов, была создана Европейская валютная система (ЕВС) и европейская валютная единица ЭКЮ, получившая определенный статус в платежных операциях между фирмами в рамках "Общего рынка". Сегодня эту валюту сменила другая – Евро.

Наряду с МВФ в регулировании валютных курсов участвует Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который вместе с двумя своими филиалами Международной финансовой корпорации (МФК) и Международной ассоциации развития (MAP) входят в структуру Мирового банка.

Членами МБРР могут быть страны-члены МВФ. Часть займов МБРР - это долгосрочные кредиты, на реализацию проектов и программ, способствующих структурной перестройке стран-заемщиков. В разработке таких программ принимает участие мощный аппарат МБРР, состоящий из специалистов исследователей и практиков. МБРР стал, по сути, организатором выработки стратегии развития для развивающихся стран,  что придает ему особую значимость для стран восточного региона и России.

Специфика филиалов МБРР - MAP и МФК – состоит в том, что МФК финансирует прежде всего частный сектор развивающихся странах, MAP предоставляет льготные, процентные кредиты наименее развитым странам.

Среди межправительственных организаций, активно сотрудничающих в валютно-финансовой сфере, следует отметить Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В нее входят все промышленно развитые страны. ОЭСР призвана выявлять тенденции в экономическом развитии стран-членов, влияние внутренних действий в сфере экономики на платежные балансы других стран. В рамках ОЭСР, на основе вырабатываемых ею весьма авторитетных в мире прогнозов, даются рекомендации по проведению макроэкономической политики, способствующей взаимному приспособлению национальных экономик с учетом тенденций развития мирового хозяйства.

 

Важное место в международной валютно-финансовой сфере занимает Банк международных расчетов (БМР), расположенный в Базеле (Швейцария). Не будучи международной финансовой организацией, чей устав предусматривал бы правила членства и выполняемые функции, он играет ведущую роль в международном регулировании банковской деятельности. БМР объединяет центральные банки практически всех европейских государств, Канады, Австралии, Японии и группу коммерческих банков США. Более 70 центральных банков хранят свои резервные валютные средства на счетах БМР. Разработанные в его комитетах и структурах правила государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью стали с 1992 г. обязательными для всех коммерческих банков стран-членов, ОЭСР. Это оценивается как первая попытка унификации национальных правил государственного банковского регулирования.

 

В последние годы практически все перечисленные международные экономические организации в той или иной мере занимаются проблемами содействия в валютно-финансовой сфере восточноевропейским странам и государствам бывшего СССР. Для координации этой помощи в 1990 г. был создан Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), чья деятельность должна быть направлена на финансирование различного рода программ и проектов, связанных с процессами реформирования стран Центральной и Восточной Европы, способствовать ускорению адаптации этих стран в мировое хозяйство.

Созданные мировым сообществом механизмы координации в области валюты и финансов, основанные на противоречивом сочетании рыночных сил с межгосударственным регулированием, продемонстрировали за время своего существования способность к компромиссному решению возникающих конфликтов. Однако проблема совершенствования валютной системы, ее основных механизмов постоянно стоит на повестке дня.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2. МВФ в настоящее время

            2.1 МВФ в течение финансового года с 1 мая 2012 года по 30 апреля 2013 года.

Информация о работе Международная валютная система