Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:49, курсовая работа
Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.
Любая страна мира вывозит капитал, например, путем открытия в зарубежных банках корреспондентских счетов своих банков. И каждая страна ввозит капитал из-за рубежа. Поэтому можно говорить о международном движении капитала применительно к любой стране, подразумевая двустороннее движение (но отнюдь не то, что каждая страна ввозит капитала ровно столько, сколько вывозит).
Введение
1.Сущность и формы международного движения капитала
2.Роль и характер прямых иностранных инвестиций
3.Масштабы международных прямых инвестиций , их распределение в современном мировом хозяйстве
4. Место России, других стран центральной, восточной Европы и стран СНГ в сфере международных инвестиций
Заключение
Основные понятия
Список литературы
Внутри самой "триады" идет интенсивное взаимное переплетение капитала, взаимная торговля растёт быстрее, чем мировая торговля в целом. В лице "триады" формируется новый, ещё более высокий этаж со своим международным разделением труда и своими механизмами регулирования на национальном, региональном и надрегиональном уровнях, определяющими мирохозяйственные стандарты.
"Большая семёрка" - это своего рода головная штаб-квартира высшего рыночного этажа. Интеграция на нём осуществляется не на основе какого-либо межгосударственного соглашения, но с помощью таких правовых норм, таких "правил игры" рыночных сил, которые обеспечивают высокий динамизм хозяйственного развития. Остальные группы стран, отдельные группировки осуществляют своего рода "настройку" на эти мирохозяйственные стандарты, которая позволяет им не терять связи с лидерами. Благодаря достижениям в области средств связи и информации производственные отрасли промышленности станут ведущими иностранными инвесторами; при этом зарубежные капиталовложения компаний, специализирующихся на недвижимости и финансовом обслуживании, сократятся по сравнению с показателями последнего десятилетия. Приоритетным для многих промышленных компаний обещает стать создание за рубежом не производственных центров, а сетей распространения продукции. Кроме того, многие ведущие фирмы заинтересованы в организации за рубежом научно-исследовательских и опытно-конструкторских бюро.
Что касается
современных масштабов
Основная часть инвестиций и осуществляющих их главных "действующих лиц" ТНК сосредоточена в упомянутой "триаде" (США, ЕС и Японии). На 10 крупнейших принимающих стран приходятся 2/3 притока инвестиций, на 100 малых стран - 1 %. Рекордный рост инвестиций внутри группы наиболее развитых стран связывают прежде всего с активно происходящим процессом межфирменных слияний и приобретений акций партнеров (в целом - 229 млрд. из 315 млрд.).
Неравномерность характерна и в других группах. Среди развивающихся стран это выглядит так: 65% приходится на Азию, 27% - на Латинскую Америку, остальное - Африка.
Список наиболее активных участников международной инвестиционной деятельности продолжает возглавлять "Роял Датч Шелл" с зарубежными активами в 63,4 млрд.долл. (из общей суммы активов более 100 млрд.); затем идет "Форд" с 60,6 млрд. (при общей сумме активов в 219,4 млрд.); третий - "Экссон" (соответственно 56,2 и 87,9 млрд.). Примерно 2/3 всей суммы накопленных инвестиций (от названной выше суммы в 2,7 млрд.) принадлежат 100 крупнейшим ТНК, расположенным в "триаде". На США приходится 1/3 из 100 крупнейших ТНК.
Вместе с тем среди крупных ТНК имеются теперь и выходцы из ряда развивающихся стран - Азии или Латинской Америки. Список таких ТНК возглавляет "Дэу" (Корея), "Хатчисон Уампу" из Гонконга и "Семекс" из Мексики.
Известна связь современной торговли с иностранными инвестициями и особенно - с созданием международно-оперирующего производства на базе ТНК. Несмотря на известное положение теории о том, что процесс зарубежного инвестирования ведет к замещению торговли, однако на практике инвестиционная деятельность связана с созданием новых торговых возможностей и ростом спроса /8/, и эта тенденция превалирует. Торговля ведет к росту инвестиций, что, в свою очередь, стимулирует торговлю. Вопрос в том, как управлять этим процессом, тем более, что неизбежны структурные перемены, особенно на основе международных производственно-сбытовых сетей.
По пункту (3) данного раздела, т.е. о причинах динамики прямых иностранных инвестиций и об ожидаемых тенденциях на этот счет, картина выглядит так.
Основные участники
Мировое хозяйство движется в сторону создания многостороннего механизма, определяющего "правила игры" в отношении прямых иностранных инвестиций /9/. В этой связи отмечается ряд обстоятельств.
Отмечается рост изменений в законодательстве, ведущих к либерализации инвестиционного режима (в 1995 г. отмечено 112 изменений в 64 странах, причем в 106 случаях режим облегчен).
Резко возросло число двусторонних соглашений (на июнь 1996 г. их 1160 между 158 странами).
Повысилась роль региональных соглашений, предусматривающих конкретные вопросы (в т.ч. режим, гарантии, урегулирование инвестиционных споров, борьба с незаконными платежами и другими формами коррупции, предотвращение ограничительной деловой практики, установление порядка раскрытия информации, контроль в отношении использования фирмами трансферных цен, обеспечение защиты окружающей среды, решение коренных социальных проблем, в т.ч. крайне болезненной проблемы занятости, гарантирование цивилизованных стандартов в трудовых отношениях).
Определился многосторонний подход (особенно в части услуг, прав интеллектуальной собственности, страхования, урегулирования споров, проблем занятости и трудовых отношений). В этой связи можно вновь отметить ГАТС, ТРИПС, ТРИМс, ВТО.
Что характерно: определился и получил достаточно широкое признание перечень вопросов, на которые иностранный инвестор желал бы получить четкий и определенный ответ в соответствующих законодательных актах, постановлениях исполнительной власти, а также в нормах административной и деловой практики. Обозначим хотя бы перечень ключевых вопросов, не касаясь существа ответов. Это – статус регулирующих документов и возможный порядок их корректировки, определение ключевых понятий (инвестор, инвестиции), меры, влияющие на вход прямых инвестиций в страну и их оперативную деятельность в данной стране (включая режим, стимулы, отчетность, урегулирование споров и пр.). Наличие такого перечня исключает возможность умолчаний или подмены реальных норм политическими декларациями. Важно также представлять, при каких обстоятельствах возможны ограничительные, запретительные или карательные меры, а также какова процедура облегчения режима.
Анализ существующих планов крупнейших инвесторов позволяет нарисовать следующую общую картину. Все планируют активные зарубежные операции. Но есть некоторые "географические" нюансы: американские фирмы делают ставку на западноевропейский рынок (особенно в области высоких технологий и в производстве потребительских товаров); европейские ТНК рассчитывают делать основные вложения на американском рынке; у японских ТНК - приоритет в Азии. Что касается развивающихся стран, то их новые вложения будут предположительно находиться также в развивающихся странах.
МЕСТО РОССИИ, ДРУГИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ , ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СТРАН СНГ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Государства перечисленной в подзаголовке группы во многих источниках и в международной практике относят к числу стран переходной экономики. С точки зрения экономической и социально экономической в корректности такого определения как будто не возникает каких-либо сомнений. Действительно, в этих странах проходят процессы рыночного развития, формирования цивилизованной рыночной экономики. В международной хозяйственной практике такое определение, оказывается, связано с определенными издержками, т.к. может использоваться партнерами для введения определенных ограничений по ряду конкурентных параметров на том основании, что некоторые из этих стран еще не освободились полностью от административно-командного управления и имеют возможность прибегать к нерыночным методам в своей хозяйственной политике.
Несмотря на скромные абсолютные размеры прямых иностранных инвестиций в эту группу стран - в последнее время отмечается довольно значительный темп роста таких вложений (приток в целом превысил уровень 1994 г. почти в 2 раза, причем в Венгрию и в Чешскую Республику - в 3 раза), что связывают с приватизацией и началом экономического возрождения.
Крупнейшие получатели прямых иностранных инвестиций в 1995 г. в данной группе (в млн. дол.): Венгрия - 3500, Польша - 2510, Чешская Республика - 2500, Россия - 2017, Румыния - 373, Латвия - 250. В свою очередь, страны данной группы сами выступают инвесторами.
Большинство корпораций - вкладчиков в бывшие страны социалистического содружества происходят из ЕС. На США приходится 15%, на Японию - 1% новых вложений.
Применительно к странам СНГ данные о ежегодном притоке иностранных прямых инвестиций (а) и вывозе таких инвестиций за рубеж (б), об общей сумме вложенных в страну прямых иностранных инвестиций (в) и об аналогичных вложениях этих стран за рубежом (г) по состоянию на 1995г. имеют следующие количественные характеристики (млн. дол., оценка):
Таблица 3
|
а) |
(б) |
(в) |
(г) |
Азербайджан |
110 |
… |
110 |
... |
Армения |
1 |
… |
18 |
... |
Беларусь |
20 |
… |
52 |
… |
Грузия |
… |
... |
… |
… |
Казахстан |
284 |
… |
719 |
… |
Киргизстан |
15 |
… |
25 |
… |
Таджикистан |
15 |
… |
25 |
… |
Молдова |
32 |
|
86 |
... |
Россия |
2017 |
129 |
4054 |
515 |
узбекистан |
115 |
|
250 |
|
украина |
200 |
3 |
759 |
11 |
По пунктам (в) и (г) оценка сделана экспертами ЮНКТАД на основе официальных данных о размерах финансовых потоков. О конкретных параметрах инвестиционной деятельности России и о существующей на этот счет практике см. выше (главу 4). В основе такой деятельности лежат законы об иностранных инвестициях, о соглашениях о разделе продукции, о финансово-промышленных группах и некоторые другие. Определенные особенности на этот счет предусмотрены в отношении особой экономической зоны Калининградской области, накоплен некоторый опыт в части функционирования СЭЗ "Находка". Есть предложения об учреждении и других аналогичных рыночных образований на территории России. Имеется закон о зоне экономического благоприятствования "Ингушетия". Кроме того, Россия имеет ряд международных соглашений, в т.ч. двусторонние инвестиционные соглашения и об избежании двойного налогообложения. Инвестиционные вопросы рассматриваются в хозяйственно-экономических договорах и соглашениях в рамках СНГ, в т.ч. в Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном и Киргизстаном (от 29 марта 1996 г.) и в Договоре об образовании Сообщества Беларусии и России (от 2 апреля 1996 г.).
С развитием и углублением
Таблица 4
Динамика прямых иностранных инвестиций в страны Юго-Восточной Европы и СНГ в 2000-2004 гг., млн долл.
Страны |
Помещено из-за границы |
Вложено за рубежом | ||
|
2000 |
2005 |
2000 |
2005 |
Группа в целом Страны ЮВЕ Страны СНГ Россия |
69 947 15 000 54 947 32 204 |
255 713 56 562 199 151 132 491 |
22 103 1 220 20 883 20 141 |
126 345 2 625 123 719 120 417 |
Таблица 5
Основные показатели развития России на современном этапе
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Рост ВВП, % |
5,1 |
4,7 |
7,3 |
7,2 |
6,4 |
6,7 |
н. д. |
Рост промышленного производств |
4,9 |
3,7 |
7,0 |
8,3 |
4,0 |
3,9 |
7,1 |
Рост инвестиций в основной капитал, % |
8,7 |
2,6 |
12,5 |
10,9 |
10,5 |
12,6 |
19,9 |
Инфляция (индекс) потребительских цен, % |
18,6 |
15,1 |
12,0 |
11,7 |
10,9 |
9,0 |
4,0 |
Валютные резервы, млрд долл. |
36,6 |
47,8 |
76,9 |
124,5 |
182,2 |
303,7 |
369,1 |
Информация о работе Международное движение капитала: сущность и формы